Новая ливийская власть и российская «оборонка» ("Voice of
America", США)
Алекс Григорьев
Источник:
http://www.inosmi.ru/
Все больше государств мира (в их число недавно
вошла и Россия) признают легитимность Переходного национального совета (ПНС)
Ливии. Беспокойство Москвы вызывает судьба крупных контрактов, заключенных с
Муаммаром Каддафи, в том числе контрактов на поставку вооружений.
Советское наследство
В 70-80-е годы Ливия была одним из активнейших
покупателей современного оружия, приобретавшегося и у государств НАТО, и у
государств Варшавского договора. В конце 80-х годов, после серии терактов,
организованных ливийскими спецслужбами, страны Запада ввели санкции в отношении
Триполи и запретили продавать Каддафи оружие. СССР, к санкциям не
присоединившийся, тогда оказался в положении монополиста и стал главным военным
снабженцем Каддафи. Однако после распада СССР Россия присоединилась к режиму
санкций, который был установлен в 1992 году резолюцией Совета безопасности ООН.
Режим санкций отменили пять лет назад, когда
Муаммар Каддафи, – как считается, впечатленный свержением Саддама Хусейна –
согласился прекратить создание оружия массового уничтожения, отказался от
поддержки террористических структур и выдал ряд подозреваемых в совершении
терактов.
Но тогда Россия не смогла в полной мере
вернуться на ливийский рынок – российская «оборонка» лишь осуществляла поставки
запчастей к старой советской технике. В последующие годы Москва (она списала
остатки ливийского долга) и Триполи объявили о заключении ряда крупных сделок –
в том числе закупке российских подлодок, систем ПВО, боевых самолетов,
бронетехники и пр. на сумму примерно в 2,2 млрд долларов. Однако российское
оружие в Ливию не попало, поскольку ливийская сторона не спешила оплачивать
контракты.
Прощай, оружие?
После начала восстания против режима Каддафи,
Россия вновь присоединилась к режиму международных санкций, введя запрет на
поставки оружия. В то же время, она протестовала против действий НАТО и их
союзников в Ливии, и до последнего отказывалась признавать легитимность ПНС.
В этой связи, оружейные контракты, заключенные
Россией с режимом Муаммара Каддафи, оказались в «подвешенном» состоянии, что
естественно вызывает беспокойство российского руководства.
Николас Гвоздев (Nikolas Gvosdev), профессор
Колледжа ВМФ США (US Naval War College), поясняет: «Российская сторона хотела
бы, чтобы ранее подписанные межправительственные контракты выполнялись новым
режимом. Помните принцип: "Одно правительство ушло, другое пришло, а контракт
остается без изменений”? Но решение будет принимать новая ливийская власть».
«Об исполнении ранее подписанных Ливией
контрактов на закупку российского оружия можно забыть, – говорит Павел Баев
(Pavel Baev), эксперт Международного института исследований мира (International
Peace Research Institute). – И потому, что для нового правительства эти
контракты непосильны в финансовом отношении, и потому, что новое правительство
слишком многим обязано НАТО, и потому что Россия поставляла оружие, которое
Ливии просто не нужно. С самого начала конфликта было ясно, что России в этом
плане не на что рассчитывать».
С Баевым согласен Руслан Пухов, директор
московского Центра анализа стратегий и технологий.
«Когда ситуация нормализуется, российское
вооружение с высокой степенью вероятности в Ливию поступать не будет совсем,
либо будет поступать в мизерных количествах, – говорит он. – Произойдет это по
двум главным причинам. Во-первых, когда в результате боевых действий в
государстве меняется режим, новой власти средства требуются не на закупку
вооружений, а на другие цели, например, на восстановление разрушенного.
Очевидно, что покупка оружия не будет в числе приоритетов нового правительства
в течении 5-6 лет».
«Во-вторых, – продолжает Пухов, – очевидно,
что когда Ливия начнет перевооружаться, она будет делать ставку не на
российское, а на западное оружие. И наиболее выгодные контракты в первую
очередь получат те, кто поддерживал нынешнюю власть – французы, итальянцы,
британцы и, возможно, Соединенные Штаты. Поэтому можно говорить, что ливийский
рынок утрачен для России безвозвратно».
Однако Николас Гвоздев не столь категоричен.
По его мнению, у России есть шанс в долгосрочной перспективе вернуться на
ливийский рынок. Это может произойти в том случае, если западное оружие
окажется слишком дорогим, либо Триполи не продадут те образцы вооружений,
которые она захочет приобрести.
«Если подобное произойдет, то российское
оружие будет поступать в Ливию. Просто потому, что новые власти сочтут, что
Москва – единственный доступный для них источник вооружений», – отмечает
американский эксперт.
Ливийская война
Судя по сообщениям мировых СМИ, война между
силами Каддафи и силами оппозиции велась, в основном, с помощью стрелкового
оружия и иногда артиллерии. Во многом, это объяснялось тем, что авиация НАТО
быстро нейтрализовала ВВС, ВМФ и бронетехнику Каддафи.
Руслан Пухов напоминает, что у Каддафи уже был
негативный опыт ведения такого рода кампании – так называемая «война на
Тойотах». В 1987 году армия Ливии была разгромлена в Чаде, несмотря на
тотальное превосходство в численности и военной технике.
Пухов рассказывает: «Чадские вооруженные
группировки, у которых не было на вооружении тяжелой бронетехники и самолетов,
а были гранатометы и пулеметы, которые устанавливали в кузовах пикапов "Тойот”.
В каком-то смысле нынешняя война напоминает тот конфликт».
На вопрос: «Как проявила себя в ливийской
войне военная техника, поставленная СССР?», Пухов ответил: «Важно не оружие, а
люди. Советское оружие в руках арабов было плохим, а в руках вьетнамцев –
великолепным».
Прайс-лист
Эксперты уверены, что когда новая ливийская
власть решит обновить свои арсеналы, она может кардинально пересмотреть
номенклатуру интересующих ее вооружений.
Они объясняют это политическими амбициями
Муаммара Каддафи, который был заинтересован в проекции ливийской военной силы
во всей Северной Африке. Каддафи неоднократно и крайне неудачно воевал со
своими соседями: в 77-м году ливийская армия проиграла приграничную войну с
Египтом, в 79-м поддержала угандийского диктатора Иди Амина и была разгромлена
войсками Танзании, в 87-м, как писалось выше, была выбита местными ополченцами
из Чада.
Принято считать, что несмотря на амбициозную
программу закупок оружия, правление Каддафи привело к тому, что в Ливии исчезла
настоящая армия, с ее жесткой структурой управления, традициями офицерского
корпуса и относительной отстраненностью от иных государственных институтов.
Популярно мнение, что Каддафи, получивший власть в результате военного
переворота, очень боялся заговоров офицеров (реальные или придуманные его
спецслужбами заговоры разоблачались регулярно) и поэтому стремился ослабить
собственные вооруженные силы.
«Настоящей армии у него, по сути, и не было…
Показательно, что в Сирии армия оказалась способной подавлять все эти мятежи, а
в Ливии – нет», – отмечает Павел Баев.
Николас Гвоздев говорит: «Серьезные проблемы у
Москвы могут возникнуть в случае, если в Триполи решат, что ливийской армии
просто не нужны те типы оружия, которые ранее заказывал Каддафи. Что они не
нуждаются во внешней проекции силы, и что вооруженные силы нужны, в основном,
для обеспечения внутренней безопасности».
По мнению Баева, и в этом случае Россия могла
бы многое предложить Ливии. «Дело в том, что это не оружие высоких технологий,
а довольно простые системы. Оружие и снаряжение, пригодные для боев в городских
трущобах, это не то, что нужно для боев с серьезным высокотехнологичным
противником. Например, в такой войне могут пригодиться самолеты и вертолеты, которым
не нужна большая скорость и «невидимость». Россия могла бы поставлять такого
рода оружие, но другое дело – заинтересованы ли в этом покупатели».
Николас Гвоздев подчеркивает, что ливийские
события, тем не менее, могут сыграть на руку российской оборонке. Поскольку
главы других государств, опасающихся повторить судьбу Каддафи, могут обратиться
к Москве за современным оружием, например – за системами ПВО.
Оригинал публикации: Новая ливийская власть и
российская «оборонка»
|