Раскаиваясь в перезагрузке: российская «сфера привилегированных
интересов» в Евразии подрывает внешнюю политику США ("The Heritage
Foundation", США)
Ариэль Коэн (Ariel Cohen), Стивен Бланк (Stephen Blank)
Источник: http://www.inosmi.ru/
На протяжении многих лет российские дипломаты
открыто заявляют, что бывшие советские республики, составляющие Содружество
Независимых Государств (СНГ), не являются по-настоящему суверенными странами.
Как утверждают российские аналитики, Москва считает политику перезагрузки
администрации Обамы признанием того, что СНГ входит в сферу влияния России. До
настоящего времени политика перезагрузки терпит заметные неудачи в вопросах
продвижения важных американских интересов в Евразии, включая действия,
предотвращающие появление на этом континенте державы-гегемона, сохранение
равных условий доступа к рынкам и природным ресурсам, а также развитие
демократии и свободных рынков на базе законности. С началом перезагрузки президент
Обама понизил значимость своих встреч с главами государств на постсоветском
пространстве, сигнализируя о снижении американской вовлеченности и интереса к
этому региону. Некоторые высокопоставленные американские руководители даже
говорят своим подчиненным, чтобы те не докучали им с проблемами Кавказа.
Понятно, что Вашингтону нужен новый подход к
внешней политике в Евразии, направленный на недопущение появления российской
сферы влияния или иной региональной гегемонии. Соединенные Штаты должны наращивать
свою дипломатическую поддержку суверенным государствам, таким как Украина и
Грузия, и расширять круг своих реальных обязательств перед регионом. В
конкретном плане Вашингтону следует оказывать политическую поддержку
строительству трубопроводов с востока на запад и отстаивать суверенитет и
территориальную целостность в соответствии с нормами международного права –
даже если это будет вызывать недовольство России – в то же время играя активную
посредническую роль в спорах в Приднестровье и на юге Кавказа.
В поисках евразийской гегемонии
С тех пор, как Борис Ельцин потребовал в 1993
году предоставить России сферу влияния в СНГ, эта цель является движущей силой
российской внешней политики. Для достижения этой цели Россия использует все
инструменты своей власти: энергоресурсы, торговлю, инвестиции, связь данных
факторов с российской организованной преступностью, политические диверсии,
проникновение разведки, а также расширение сети военных баз. Россия грозит, и
даже использует военную силу, как было в 2008 году в Грузии. Сегодня Москва
оказывает давление на Киргизию, Таджикистан и Украину с тем, чтобы они
присоединились к Таможенному союзу, в котором доминирует Россия и состоят
Белоруссия и Казахстан.
Россия также контролирует военные базы и
ключевые военно-промышленные объекты в Молдавии, на Украине, в Армении,
Таджикистане и Киргизии. Она пытается свергнуть грузинское правительство и
постоянно использует экономическое давление, чтобы взять под свой контроль
газовую компанию и трубопроводы Белоруссии. Политика Москвы по-прежнему состоит
в оказании воздействия на страны СНГ с тем, чтобы те отвернулись от Европы, а
также в сохранении российского влияния на политику и экономику соседей.
Одновременно, вопреки официальным заявлениям об обратном, Москва неутомимо работает
над тем, чтобы выдавить Соединенные Штаты из Центральной Азии, хотя страны
этого региона помогают США и НАТО в их действиях на территории Афганистана.
Такое враждебное отношение к США,
унаследованное от советского прошлого, помогает Москве добиваться того, что
политика перезагрузки по сути дела снижает американское влияние в Евразии, а
также в Восточной и Центральной Европе. Польза от политики перезагрузки для США
ограничивается поддержкой по Афганистану и договором по контролю вооружений
СНВ-3, хотя Россия оказывала бы такую поддержку и заключила этот договор и без
уступок США в СНГ.
Высокая цена перезагрузки
Поскольку Москва пытается помешать созданию
натовской системы ПРО и утверждает, что санкции и давление против Ирана не
нужны, политика перезагрузки приводит к неприятным последствиям и нуждается в
переоценке. Хотя администрация и НАТО самым похвальным образом осуществили
усилия по укреплению обороноспособности прибалтийских государств, их действия в
СНГ явно недостаточны. В условиях отсутствия последовательной политики США в
СНГ этот обширный регион вполне может пострадать от дестабилизации. Ситуация в
Центральной Азии уже крайне нестабильна, и Москва ищет предлог для ввода туда
своих войск, одновременно усиливая правящие там автократические режимы.
- На Кавказе Москва открыто работает над
свержением правительства Грузии и над дестабилизацией всего региона. После
российско-грузинской войны 2008 года Россия продолжает поддерживать
«независимость» Абхазии и Южной Осетии, создавая и расширяя там сеть своих
военно-воздушных, военно-морских и сухопутных баз.
- Хотя Украина отказалась от своих прозападных
позиций после периода «Оранжевой революции» (2004-2010 гг.), попытки Москвы
давить на нее с момента подписания российско-украинских соглашений в 2010 году
уже привели к устойчивому ухудшению отношений между двумя странами, так как
Москва неослабно продолжает свое давление.
- В Молдавии не достигнуто никаких успехов в
деле восстановления территориальной целостности страны и вывода остающихся там
российских войск. Такая ситуация сохраняется с 1992 года, когда поддержанная
Россией армия отделила от Молдавии регион Приднестровье с его преобладающим
славянским населением и установила там криминализованную власть.
- Хотя Москва при поддержке США выступает в
качестве посредника в Нагорном Карабахе
в целях достижения мира между Баку и Ереваном, она также получила базу в
армянском Гюмри до 2042 года и обеспечила поставки в Россию из Азербайджана до
2 миллиардов кубометров газа в год. Между тем, недавний провал организованного
Россией саммита между Арменией и Азербайджаном открывает дорогу возобновлению
боевых действий в Нагорном Карабахе, что подрывает интересы США на Кавказе в
целом.
Нужна новая политика по Евразии
В этих обстоятельствах в интересах США
выработать связную и последовательную политику в целях укрепления суверенитета
и безопасности СНГ.
- Соединенные Штаты должны подчеркивать свою
поддержку украинской независимости и суверенитета, активизировать свои усилия в
области военной реформы, способствовать увеличению американских инвестиций,
открытости в торговле, а также наращиванию иностранных вложений в модернизацию
атомной и газовой отрасли, одновременно занимаясь поисками сланцевого газа в
этой стране.
- Что касается Грузии, администрация должна
разъяснить России, что возобновление войны дорого обойдется Москве. Она должна
четко показать, что весьма заметные действия России по подрыву грузинского
режима приведут лишь к усилению преданности США Грузии, включая поставки
оборонительных вооружений. Администрация должна также отказаться от своих
попыток давить на Грузию, чтобы та уступила и позволила России вступить во
Всемирную торговую организацию. Грузия в настоящее время занимает непримиримую
позицию, добиваясь восстановления существовавшего ранее положения в Абхазии и
Южной Осетии. Москве надо дать понять, что она не может создавать закрытые
торговые блоки в рамках СНГ и одновременно добиваться членства в ВТО. Иными
словами, США должны отстаивать неприкосновенность норм международного права и
договоров, даже если это расстроит Россию.
- Кроме того, Вашингтону необходимо проявлять
гораздо больший интерес к Азербайджану и проблеме Нагорного Карабаха. Он должен
прекратить думать об Азербайджане исключительно как о промежуточной остановке
на пути в Афганистан, и ясно дать понять, что США высоко ценят участие своих
компаний в проектировании основных экспортных газопроводов. В то же время,
Вашингтон должен стать активным посредником, а если понадобится, то и гарантом
возможного будущего мирного урегулирования. Если две стороны не предпримут
серьезных усилий по восстановлению мира, ситуация в Нагорном Карабахе может
существенно ухудшиться.
- И наконец, администрация должна успокоить
государства Центральной Азии, поддерживающие действия США в Афганистане и
рассчитывающие на Америку в том, что она защитит их от российского и китайского
давления. Хотя Соединенные Штаты могут к 2014 году вывести свои войска из
Афганистана, Америка оставит в этой стране свои объекты, обеспечивающие
подготовку афганских сил к защите от террористических нападений. США необходимо
превратить Северную сеть снабжения в постоянно действующий региональный
транспортный механизм, обеспечивающий экономическое развитие и сотрудничество с
этими государствами. Одновременно Соединенным Штатам надо сформулировать планы
не только по двусторонней торговле и инвестициям, но и по общему региональному
развитию, помочь в создании прозрачных политических институтов, системы
ответственного государственного управления и власти закона.
Инвестиции сейчас, дивиденды позже
Безусловно, первостепенная геополитическая
цель США по-прежнему заключается в недопущении возврата евразийской империи и
отказа от международного устройства в Евразии, возникшего после окончания холодной
войны. Более того, если не инвестировать необходимые ресурсы сейчас, то при
возникновении очередного кризиса – спровоцированного исламизмом, имперской
экспансией России или жестокостью Китая – издержки на его преодоление будут
гарантированно выше, чем те вложения, которые Америка может осуществить в
настоящее время. Профилактика всегда обходится дешевле, чем лечение.
Ариэль Коэн - доктор наук, старший научный
сотрудник программы российских и евразийских исследований и международной
энергетической политики Центра внешнеполитических исследований им. Дугласа и
Сары Эллисон (Douglas and Sarah Allison Center for Foreign Policy Studies),
который является подразделением Института международных исследований им. Кэтрин
и
Шелби
Каллом
Дэвис (Katherine and Shelby Cullom Davis Institute for International Studies)
при
фонде Heritage Foundation. Стивен Бланк – доктор наук, профессор Военного колледжа
сухопутных войск США, занимающийся исследованиями по вопросам национальной
безопасности.
Оригинал публикации: "Reset” Regret: Russian "Sphere of Privileged Interests” in Eurasia
Undermines U.S.
Foreign Policy
|