Понедельник
29.04.2024
19:36
ПолитОбзор    PolitObzor   ПолитОбзор   
 
 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS 

 

Главная | PolitObzor | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Русофобы / Ариэль Коэн [2]
Русофобы / Андре Глюксман [0]
Русофобы / Саймон Шустер [6]
Русофобы / Джулиан Эванс [0]
Русофобы / Ким Зигфельд [6]
Русофобы / Люк Хардинг [2]
Русофобы / Никола Ломбардоцци [3]
Русофобы / Юлия Иоффе [2]
Наш опрос
Оцените сайт PolitObzor
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Русофобы » Русофобы / Никола Ломбардоцци

Как мина потопила советский «Титаник» ("La Repubblica", Италия) Никола Ломбардоцци
24.01.2012, 02:33

Как мина потопила советский «Титаник» ("La Repubblica", Италия)

Никола Ломбардоцци (NICOLA LOMBARDOZZI)

© РИА Новости, Дмитрий Дебабов

Комментарии:183

06/12/2011

 

 

 

Не было ни драгоценностей, ни вечерних платьев в ту ночь, а также душещипательных историй о любви, чтобы рассказывать о них в будущем. Но кошмар ледяного моря, крики отчаявшихся тонущих людей, разрушенный корабль,  уносящийся к горизонту — все напоминало знаменитое, изображенное в романах и фильмах крушение «Титаника». Речь идет о советском «Титанике», затонувшем в точности 70 лет тому назад. Эта катастрофа была более мрачной, жестокой и унесла больше жертв. Погибло 3849 человек, что более чем в два раза превышает количество утонувших пассажиров с британского корабля. Среди них были молодые новобранцы Красной армии и неустановленное число семей, выселенных с мирного  острова в Финском заливе, который вдруг оказался в центре ада.

 

Извлеченная из пыльных архивов военно-морского флота, где она хранилась под грифом «совершенно секретно», история корабля «Иосиф Сталин» рассказывает нам о цинизме, военной непригодности и безжалостной пропагандисткой стратегии. Все началось вечером 12 декабря 1941 года. Продвижение фашистов по советской территории, кажется, не остановить. Немецкие войска неуклонно приближаются к Москве и маршируют в северном направлении, захватывая один за другим порты на Балтийском море и в Финском заливе. Сталин кажется парализованным, он пребывает в состоянии шока из-за известий о непрерывных военных поражениях и неспособности его генералов переломить ситуацию. Кто-то сообщил ему, что эстонская столица Таллинн тоже скоро попадет в руки врага, и финский островок Ханко нужно оставить. Есть только один достаточно большой корабль, чтобы спасти население и солдат гарнизона на острове, который невозможно защитить. Это «Иосиф Сталин», двухпалубный корабль, который был построен в Голландии по приказу самого Сталина в 1939 году. Он должен был служить для океанских путешествий советских работников. Сам Сталин появился в рекламных манифестах, стоя у руля корабля, когда он приглашал своих соотечественников пуститься в морские путешествия.

 

Принять решение об использовании такого символического корабля для столь рискованной операции  было нелегко. Сталин приказал уничтожить название корабля на корме и заменить его более анонимным ВТ-521. Но силуэт корабля  легко узнаваем. Когда он подплыл к острову Ханко, все уже знали, что прибыл «Иосиф Сталин», чтобы спасти людей. Корабль переполнен сверх всяких норм. В каюты на три персоны набивается до 40 человек. Военные, а также женщины и дети во всех уголках палубы, которая когда-то служила для прогулок. Температура — десять градусов ниже нуля, идет снег, на поверхности воды появляются льдины. Когда корабль оставил маленький порт, на его борту находилось 5589 человек. Кремль организовал сопровождение из военных кораблей и тральщиков, что внушило спасаемым чувство безопасности. Однако им неизвестно, что капитан Николай Степанов получил из штаба военно-морского флота всю возможную помощь, кроме основной: карты размещения советских мин в воде, чтобы остановить немецкие подводные лодки. Это слишком секретные сведения, чтобы передавать их гражданскому лицу. Так и случилось, что корабли охраны избежали дружеских ловушек, а «Иосиф Сталин» нет. Первый взрыв произошел в полночь. Тысячи отчаявшихся людей пытаются выбраться наверх. Степанов приказывает закрыть стальные двери. Крики запертых людей перекрываются двумя следующими взрывами.

 

Следует четвертый взрыв в носовой части корабля. Корабль разрушен, среди льдов Финского залива тысячи людей пытаются спастись, но холод убивает их одного за другим. Пытаются организовать помощь утопающим, но это дает малый эффект. Затем то, что осталось от корабля, уносится в открытое море. На борту остались командир и еще 2500 пассажиров.  Корабль неуправляем, но все еще держится на плаву.

 

Сталин вне себя от ярости, приказывает спасти судно любой ценой, корабль, названный его именем, не должен оказаться в руках немцев. В течение двух дней во время шторма на Балтийском море тонущий корабль держится на поверхности. Кто-то умирает от холода, кто-то кончает с собой. Но прямых свидетельств нет. Известно наверняка, что на рассвете  4 декабря капитан корабля Иван Святов подписывает приказ всем российским кораблям: «Обнаружить то, что осталось от  «Иосифа Сталина», и потопить». Лучше убить 2500 советских людей, чем отдать врагу корабль-символ. Но неэффективность военно-морского флота на этот раз помогает тонущим. Корабль не удается отыскать среди тумана, льда и неправильной информации. Разрушенный корабль и его отчаявшиеся пассажиры были захвачены немцами, которые в пылу войны не поняли и не использовали это событие в пропагандистских целях. Судьба советского «Титаника» оставалась секретом вплоть до вчерашнего дня. Свидетелей не осталось. Захваченный вместе с другими капитан Степанов был отправлен в нацистский концентрационный лагерь в Таллинне. Спустя три года, когда Эстония будет освобождена Советской Армией, его расстреляют без суда и следствия за предательство Родины. Празднование победы не должно было омрачаться неудобными воспоминаниями.

 

Оригинал публикации: Così una mina affondò il Titanic sovietico

 

Опубликовано: 02/12/2011 17:44

 

 

 

Гибель турбоэлектрохода «Иосиф Сталин»

(то, как всё было на самом деле)

 

 "Наперекор любым дождям и стужам,

Входили в грудь, срастались прочно с ней

Умение владеть морским оружием,

 Любовь к работе доблестной своей."

А. Лебедев

 

В 1940 г. в состав Балтийского морского пароходства вошли два грузопассажирских турбоэлектрохода, построенные в Амстердаме, – «Иосиф Сталин» и «Вячеслав Молотов», водоизмещением 7500 т. Они предназначались для обслуживания линии Ленинград – Лондон, принимая на борт 512 пассажиров. В начале войны турбоэлектроходы были мобилизованы и вошли в состав КБФ в качестве военных транспортов № 509 «Вячеслав Молотов» и № 521 «Иосиф Сталин». Военный транспорт «И. Сталин» перешёл в Кронштадт, а транспорт «В. Молотов» оставался на Неве, участвуя в обороне Ленинграда. Военный транспорт «И. Сталин» участвовал в заключительном этапе эвакуации гарнизона ВМБ Ханко.

 

При движении к Гогланду быстроходный отряд после поворота на северо-запад от о. Найссаар попал на немецкое минное поле. У головного Т-218 в тралах взорвалась мина и перебила оба паравана, у Т-215 взрывами мин перебило оба параван-трала. У Т-211 минными защитниками отсекло также оба паравана. Т-207 потерял один полутрал. Таким образом, впереди колонны остались полтора трала – одно крыло у Т-207 и оба – у концевого Т-205. Это был опасный момент. Только «Стойкий» хорошо держался за тральщиками. Транспорт «И. Сталин» шел в 8 каб. от эсминца вместо установленных двух. Капитан турбоэлектрохода после взрыва у головного БТЩ пытался уклониться влево, судно не успело выровняться и оказалось порядочно левее протраленной полосы. Начались самые трагические события за время всей «ханковской эпопеи». В параване правого борта у «И.Сталина» взорвалась мина.

 

 Взрывом вывело из строя рулевое управление (руль заклинило в положении «лево на борт») и гирокомпас. Было повреждено правое крыло мостика, ресторан 3-го класса, где были убитые и раненые. Всего на транспорте находилось около 5200 пассажиров. Турбины на «И. Сталине» остановились. Корабль, пройдя по инерции около 3 каб., выкатился влево, став поперек курса. В кильватер турбоэлектроходу шел, уклоняясь от плавающих мин, эсминец «Славный». На «И. Сталине» было дано приказание перейти на ручное управление, но приказание выполнить не успели, так как за первым взрывом тотчас, последовал второй – в кормовой части, пламя взрыва осветило на несколько миль залив. Взрывом была оторвана корма с румпельным отделением и, по-видимому, винтами. Разрушена часть кают 2-го класса и кормовая часть трюма № 3, который заполнился водой, в нем погибли люди.

 

Командир отряда Дрозд В.П. дал радиограмму: "Командиру «Славного» взять на буксир «И. Сталин»". Около поврежденного турбоэлектрохода остались «Славный», Т-217, катера МО-106, -210, -307, -407, катер «ЯМБ». «Стойкий» с пятью тральщиками продолжал идти на северо-восток рекомендованным курсом. Т-205 «Гафель», единственный имевший в то время исправный трал, получил приказ идти для проводки за тралом «И. Сталина». «Славный», маневрируя между плавающих мин, пытался подойти к правому борту турбоэлектрохода, к «И. Сталину» также приближался и Т-217. Но в районе трюма № 1 произошел третий взрыв. Трапы, ведущие в трюм, были уничтожены. Большинство людей, находившихся в разрушенных помещениях и трюме № 1, погибли. Уцелевшие одиночки вытаскивались из трюма на тросах, т.к. трапы были сбиты.

 

После третьего взрыва «И. Сталина» «Славный», спасаясь от мин, отошел на 6-7 каб., с него передали на «И.Сталин» мегафоном: «Встаньте на якорь». С турбоэлектрохода ответили: «Оторвало брашпиль и якоря, стать на якорь не можем». Транспорт продолжал дрейфовать. На «Славном» по УКВ с «И. Сталина» принята просьба: «Возьмите нас на буксир». При тралении вокруг эсминца в 100-150 м от него в трале «Гафеля» взорвалась мина, оборвав правый параван, траление продолжалось одним левым.

 

Не имея донесений от «И. Сталина», Дрозд В.П. отослал к нему еще два БТЩ: Т-211 и Т-215 и катера МО, а сам со «Стойким», Т-207, Т-218, двумя «малыми охотниками» и двумя торпедными катерами самым малым шел на восток. Около 4 часов утра на «Стойком» с левого борта услышали сильный взрыв – четвертый подрыв «И. Сталина». На помощь «И. Сталину» шли эсминец «Свирепый» и спасательное судно «Нептун». В 13.40 «Стойкий» стал на якорь у южного Гогландского маяка, ветер крепчал, достигнув уже 7 баллов, – это шторм. Дрозд В.П. ожидал подхода тральщиков и известий о судьбе «И. Сталина». А события в районе дрейфа «И. Сталина» складывались следующим образам. Из-за угрозы подрыва на минах «Славный» долго не мог подойти к турбоэлектроходу, а когда это, наконец, удалось и «Славный» пытался подать концы на транспорт, но в этот момент произошел 4-й и самый сильный взрыв под носовой частью «И. Сталина».

 

 Этот взрыв был настолько сильным, что его услышали и на ушедшем вперед «Стойком», и на отряде тихоходов. Концы, заведенные со «Славного», были перебиты. Мина или попадание снаряда батареи Макилуото, в это время открывшей огонь, послужили причиной взрыва, осталось невыясненным. От взрыва сдетонировали снаряды в трюме № 3. Корабль стал резко погружаться носом. Взрыв произвел разрушения палубы, надстроек и мостика. Большинство людей в трюме № 2 и вблизи трюма погибли. Так же были убиты все находившиеся в салоне № 2. Одновременно со многими бойцами-ханковцами погибла почти вся палубная команда «Иосифа Сталина», поскольку буквально за минуту до взрыва к турбоэлектроходу подошел эсминец, чтобы взять на буксир, и большая часть матросов палубной команды готовились принимать буксировочный конец. Судно начало сильно дрейфовать. В таких условиях буксировка турбоэлектрохода становилась невозможной. С «И. Сталина» передали на «Славный» – "снимать людей и уходить".

 

Вот как описывает происходящее на борту «И. Сталина» участник тех событий: "Вспыхнула паника. Стали спускать шлюпки, а некоторые бойцы, совершенно обезумев, прыгали за борт. На корабле царила дикая, неописуемая паника. К турбоэлектроходу, насколько возможно, подошел эсминец, приближались тральщики, катера, и люди прыгали на эти суда. Но места всем не хватало, палубы были забиты полностью, люди на бортах и надстройках висели гроздьями. Бегу по коридору и вдруг слышу – в одной из кают играет музыка. Думаю, что же это такое? Открыл дверь и остолбенел: в каюте играет патефон, сидят несколько человек и пьют спирт! Я им кричу: «Вы что?!» А они: «Помирать, так с музыкой». «Слышим, как по рупору объявили: «Товарищи, внимание! Спасайтесь, кто как сможет!» И вот началась паника. Люди с дракой поднимались из нижних трюмов на палубу и пробивались ближе к бортам. А солдат на палубе – палец между ними не просунешь! Некоторые командиры из наганов, а рядовые из винтовок покончили жизнь самоубийством. Другие бойцы, да и командиры, прорываясь к леерам, сбрасывали более слабых в воду, чтобы самим оказаться ближе к борту и успеть спрыгнуть на подходящий катер. Вот так некоторые спасали сами себя... Небольшие катера, которые сопровождали «Иосифа Сталина», подходили к кораблю, но не вплотную. Кто мог с палубы прыгнуть на катер, тот и жив остался, а кто прыгнул – да не на катер, а попал между бортов, того раздавило. Только виднелись на воде шинели, когда их волной выбрасывало наверх". (Чернышев А.А. «1941 год на Балтике: подвиг и трагедия» М., «Яуза», 2009 г., с. 337-338).

 

На турбоэлектроходе были спущены все шлюпки и бочечные плоты с людьми, которые подбирали катера. В 3.50 Т-217 подошел к «И. Сталину» и начал спасать людей с воды и из шлюпок, тральщик подобрал 120 человек. Т-205 был загружен людьми и грузом. На нем стали готовиться принимать людей с «И. Сталина», для чего часть груза сбросили за борт. Но при всем желании всех снять с турбоэлектрохода не было возможности. На «И. Сталине» находилось 5 тысяч человек, а эсминец и тральщики уже приняли на Ханко людей сверх всяких норм. Кроме этого, из-за паники не удавалось осуществить организованную посадку людей на тральщики. Как только тральщики подходили вплотную к борту «И. Сталина», с последнего люди начинали прыгать, куда попало. Корабли било бортами, и некоторые, попав между ними, гибли. С «И. Сталина» начали стрелять по тральщику Т-205, пулей легко задело командира «Гафеля». На борту турбоэлектрохода пытались навести порядок, но ничего не выходило. Ввиду стихийной посадки учесть принятых, хотя бы приблизительно, не было никакой возможности. Когда верхняя палуба тральщика была загружена народом, он отошел от «И. Сталина». Как потом выяснилось, было принято около 160 человек.

 

Эсминец, на котором находилось более 600 человек-ханковцев, простоял на якоре 3,5 часа, его командир руководил действиями тральщиков и катеров, снимавших людей с «И. Сталина». Но приближался рассвет, дольше оставаться на якоре становилось опасным. В 7.00 Т-205 закончил обход с тралом вокруг «Славного». Двум МО, находящимся вблизи, было приказано идти одному с левого борта, другому впереди эсминца за тральщиком. Эсминец «Славный» снялся с якоря, и корабли направились на Гогланд. Головным шел Т-205 с тралом, за ним Т-215, «Славный» и три МО в охранении. У «И. Сталина» остались два БТЩ. После неоднократных попыток им удалось подойти и снять часть людей. Т-211 принял с транспорта 220 человек, Т-217 подошел к борту «И. Сталина» и за 10 минут снял с него 400 человек (всего на тральщике было уже 730 человек), затем тральщики направились на Гогланд. "Малыми охотниками" с транспорта, плотов и шлюпок было снято 395 человек, на катер ЯМБ – до 90 чел. Последним от «И. Сталина» в 8.50 отошел катер МО-307, его командиру с турбоэлектрохода сообщили, что судно еще долго продержится на плаву, и просили прислать корабли для снятия людей, а также авиацию для прикрытия судна.

 

Около 9.00 3 декабря у «И. Сталина» нос был полностью погружен в воду, корма оторвана, мостик разрушен. Корабли и катера, загруженные людьми, были отправлены капитаном I ранга Евдокимовым П.А. на Гогланд. Капитан остался на турбоэлектроходе ожидать аварийно-спасательный отряд. На месте катастрофы осталась искореженная громада «Иосифа Сталина», который упорно не хотел идти ко дну, равно как не желали числить себя в покойниках и около трех тысяч человек, находящихся на полузатопленном судне, но чувствовалось, что турбоэлектроход оседает все ниже и ниже.

 

По свидетельству участников похода: "На корабле творилось бог знает что. Было много раненых, и двое врачей сбились с ног, оказывая им медицинскую помощь. Одни из бойцов помогали врачам ухаживать за ранеными, другие отовсюду тащили коробки с печеньем, маслом, сахаром, папиросами и сваливали, где придется. Видимо, какой-то начфин вскрыл сейф с казной, и по всему кораблю летали красные тридцатки. Некоторые бойцы и командиры принялись из дверей и обшивки кают вязать плоты и спускать их на воду, чтобы таким образом добраться до берега. Однако ветром плоты отнесло от корабля и погнало еще дальше в море. Люди, находящиеся на плотах и заливаемые ледяной водой, поняли, что обречены, и стали стреляться. Так все и погибли... А корабль продолжал дрейфовать и медленно оседать. Кто-то принес катушку телефонного провода, привязали груз и измерили глубину. Оказалось – 18 метров. Ближе к вечеру «Иосиф Сталин» быстро стал крениться, и крен достиг 45 градусов. Света нет, запасы пресной воды остались где-то в нижних отсеках. Пришлось ползать на ощупь и раненым, и здоровым. На другой день (4 декабря) подошли два корабля. Один под немецким, другой – под финским флагами. С одного из них спустили катер, который под белым флагом подошел к турбоэлектроходу. На катер перешли капитан и старшие офицеры. Он отошел от борта, и с него в мегафон крикнули, что за оставшимися придут баржи, а если будет оказано сопротивление, судно будет потоплено огнем кораблей. Вскоре появился буксир с тремя баржами. На них погрузили оставшихся на турбоэлектроходе и доставили в Палдиски. Пленные попали в немецкие и финские концлагеря. «Иосиф Сталин» сел на мель в районе полуострова Сууроп, где долгое время мрачно возвышался над водой". (Там же с. 342-343).

 

Поражает высокая живучесть турбоэлектрохода «И. Сталин». После ухода кораблей судно, осевшее в воду по палубу, прекратило погружаться и к 5 декабря сдрейфовало к м. Лохусало на побережье Эстонии (в 20 милях к западу от Таллина), где и село на мель. 11 июля 1945 г. всё, что осталось от турбоэлектрохода «И. Сталин», было поднято аварийно-спасательным отрядом КБФ и приведено в Таллин, где впоследствии разрезано на металл.

 

Оставшийся на турбоэлектроходе личный состав, советское командование предполагали снять с помощью кораблей аварийно-спасательного отряда капитана 2 ранга Святова И.Г. Созданный в конце октября отряд, базировавшийся на Гогланде, до начала декабря не использовался по прямому назначению – оказание помощи кораблям и судам, подорвавшимся на минах. Еще до аварии «И. Сталина», командир ОВР-а капитан 2 ранга Святов И.Г. получил приказание начальника штаба КБФ выслать спасательные суда и буксиры для встречи отрядов, вышедших с Ханко.

 

 К сожалению, по ряду причин, операция по спасению команды турбоэлектрохода не была выполнена. На Гогланде не было БТЩ. Если бы у Святова И.Г. в первый день были три исправных БТЩ с достаточным количеством тралов, он, безусловно, с поставленной задачей справился. С топливом на отряде Святова И.Г. было очень тяжелое положение, и его с трудом хватало на возвращение в Кронштадт. Неисправности трального оборудования и большой расход параванов на дивизионе БТЩ вызвал необходимость длительных перегрузок в море с одних БТЩ на другие. К этим причинам следует добавить еще одно обстоятельство, которое было отмечено в отчете об операции: "Святов И.Г. не проявил решимости в выполнении задачи. 3 декабря, опасаясь минных заграждений и береговых батарей в дневных условиях при ветре северо-западном 6 баллов, И.Г. Святов идти к «И.Сталину» не решился, несмотря на подтверждение комфлота о необходимости следовать к турбоэлектроходу. А 4 декабря, несмотря на сигналы флагмана, он 4 часа медлил с выходом". (Там же с. 350-351).

http://otvoyna.ru/xanko4.htm

Категория: Русофобы / Никола Ломбардоцци | Добавил: КоТ
Просмотров: 1411 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Форма входа
Наши источники

Военное обозрение

Коммерсантъ

Голос России

Эхо Москвы

Переводика

inoСМИ.Ru

NVO.NG.RU

Дни.RU

Взгляд

ИноТВ

Copyright MyCorp © 2024