7 июля – День победы русского флота над турецким флотом в
Чесменском сражении
Морское сражение у крепости Чесма между
русской и турецкой эскадрами – одно из крупнейших в эпоху парусного флота.
Чесменское сражение стало настоящим триумфом русского флота и послужило весомым
аргументом при заключении Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего
Русско-турецкую войну 1768-1774 гг. Первое столкновение русских и турецких
кораблей произошло в Хиосском проливе. 24 июня (7 июля) 1770 года, нагнав вдвое
превосходящую по численности турецкую эскадру, адмирал Спиридов, под
командованием которого находилось 9 линейных кораблей, 3 фрегата, один
бомбардирский корабль и 17 вспомогательных судов, оценив позицию
неприятельского флота, принял решение атаковать. Эскадра турок была построена в
две линии, что позволяло использовать лишь половину огневой мощи, кроме того,
пространство для маневра было ограниченно берегом.
План Спиродова заключался в следующем: под
прямым углом, используя направление ветра подойти к неприятелю на расстояние
бортового залпа и нанести как можно больший урон первой линии кораблей, в
первую очередь, флагманским кораблям противника с целью нарушения управления
флотом, не позволяя, при этом, туркам использовать численное превосходство.
Утром эскадра русских кораблей вошла в
Хиосский пролив и выстроилась в ордер-баталию, кильватерную колонну. Головным
шел «Европа», следом – «Евстафий».
В 11:30 корабли турецкой эскадры открыли огонь
по приближающемуся флоту русских, однако, ощутимых повреждений не нанесли. К
12:00 маневр русского был, в целом завершен – начался ожесточенный обмен
пушечными залпами на близкой дистанции. Не удалось занять свои места в строю
трем русским кораблям: «Европа», вынужден был выйти из линии по настоянию
лоцмана, позже он развернулся и встал за «Ростиславом», «Трех Святителей» из-за
повреждения такелажа снесло в центр турецкого строя, «Св. Януарий» отстал и
вынужден был развернуться и выйти из строя. После выхода из боя «Европы»
основной целью турецких кораблей стал «Евстафий», на котором находился адмирал
Свиридов. Флагман русского флота на расстояние ружейного выстрела сблизился с
турецким 90-пушечным флагманом «Реал-Мустафа». Из-за больших потерь «Евстафий»
не мог сманеврировать – завязался абордажный бой. От огня «единорогов» на
«Реал-Мустафе» начался пожар, в результате которого оба корабля взорвались.
Адмиралу Спиридонову и графу Ф.Г. Орлову удалось спастись.
К 14:00 турецкий флот начал поспешное
отступление, у которого было много общего паническим бегством, из-за
столкновений многие корабли добрались до Чесменской бухты без бушпритов. Ярко
смятение, посеянное среди турок, демонстрирует поведение экипажа 100-пушечного
корабля капудан-паши. Обрубая якорь, команда забыла о шпринге, в результате
турецкий корабль повернулся кормой к атакующему «Трем Иерархам» и около пятнадцати
минут находился под шквальным продольным огнем. При таком положении ни одна
турецкая пушка не могла стрелять по русскому кораблю.
По итогам двухчасового боя в Хиосском проливе
и русские, и турки потеряли по одному кораблю, однако инициатива полностью
оказалась на нашей стороне, а турецкий флот оказался заперт в бухте, вырваться
из которой не мог из-за слабого ветра. Так закончился первый этап Чесменского
морского сражения.
Хотя турецкий флот и был блокирован в бухте,
он по-прежнему оставался грозным противником. Кроме того, русская эскадра, не
имея поблизости баз снабжения, и находясь под угрозой подхода помощи из
Стамбула не могла позволить долгой блокады. Поэтому на военном совете 25 июня
был принят план уничтожения турецкого флота в Чесменской бухте. Для атаки был
сформирован специальный отряд, под командование С.К. Грейга, в который вошли 4
линейных корабля, 2 фрегата и бомбардирский корабль «Гром».
В 17:00 «Гром» начал обстрел неприятельского
флота и береговых батарей. К полуночи на заданные позиции вышли остальные
корабли отряда. В соответствии с планом, огонь планировалось открыть с
дистанции в 2 кабельтовых (ок. 370 метров), линкоры должны были внезапно
обстрелять скученный бухте флот турок, а фрегаты подавить береговые батареи,
«Гром» также должен был перенести огонь на вражескую эскадру. После
массированного обстрела в бой должны были вступить брандеры. План сработал
практически идеально.
К часу ночи один из турецких кораблей
загорелся от попавшего в него брандскугеля (зажигательный снаряд), пламя начало
распространяться на соседние корабли. Пытаясь спасти корабли от пожара, турки
ослабили артиллерийский огонь. Это позволило вести в бой брандеры, до этого
остававшиеся за линейными кораблями. В 1 час 15 минут 4 брандера выдвинулись к
заранее назначенным целям, однако выполнил задачу только один. Брандер
лейтенанта Ильина. Ему удалось поджечь 84-пушечный корабль и вместе с командой
покинуть горящее судно. Через некоторое время турецкий корабль взорвался,
расшвыряв тысячи горящих обломков по всей бухте и распространив пожар на
оставшиеся корабли потрепанного турецкого флота.
В течение всего нескольких часов взорвалось 15
линейных кораблей, 6 фрегатов и более 50 небольших судов. Обстрел Чесменской
бухты прекратился только к 4 утра, когда практически все корабли турецкой
эскадры были уничтожены. В 9 утра на берег был высажен десант, штурмом взявший
береговую батарею северного мыса.
Взрывы в бухте продолжались до 10 утра.
Заметки свидетелей события описывают то, что осталось от турецкого флота как
густое месиво из пепла, обломков, грязи и крови. Из всего флота в плен попало
только 5 галер и один 60-пушечный корабль «Родос».
Турецкий флот в Эгейском море, на который
возлагались большие надежды, прекратил свое существование.
Итогом Чесменского сражения стало установление
господства русского флота в архипелаге и полное нарушение коммуникаций турок, что
сильно ускорило завершение войны. Потери турецкой стороны составили более 10
тыс. человек. Русские потеряли 11.
Талант флотоводцев и нестандартные тактические
решения блестяще продолжили, крайне плохо складывавшийся в начале, морской
поход. Из 15 кораблей, вышедших из Кронштадта, до Средиземного моря добралось
только 8. Граф Алексей Орлов пришел в ужас от увиденного в Ливорно флота. В
экипажах не хватало врачей и квалифицированных офицеров, не было в достаточном
количестве ни припасов, ни денег на их покупку. В своем сообщении Екатерине II
он писал: «И если бы все службы были в таком порядке и незнании как эта
морская, то беднейшее было наше Отечество». И, тем не менее, даже с такой
«шикарной» характеристикой русскому флоту удалось одержать победу. Хотя сам
граф Орлов не был столь оптимистичен в итогах сражения. «Если бы мы не с
турками имели дело, легко бы всех передавили», – писал он императрице из
Ливорно. Конечно, низкое качество турецкого флота сыграло свою роль, но
учитывая двукратное превосходство в силах, не оно оказалось решающим в победе
русской эскадры.
Виктория была достигнута за счет отказа от
господствовавшей в то время в западноевропейских флотах линейной тактики,
концентрации кораблей на главном направление, точному выбору момента нанесения
удара и умелом использовании слабостей противника. Крайне важным было решение
атаковать турецкую эскадру в бухте, несмотря на прикрытие береговых батарей
южного и северного мысов. Тесное расположение турецких кораблей предопределило
успех брандерной атаки и эффективность обстрела брандскугелями.
Триумфаторами Чесменской битвы стали граф
Алексей Орлов: он был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и получил право
добавить к своей фамилии почетное Чесменский; адмирал Спиридов: представлен к
высшей награде Российской империи – ордену Св. Андрея Первозванного. С Грейгу
было присвоено звание контр-адмирала, также он удостоен ордена Св. Георгия 2-й
степени, который давал право на потомственное дворянство.
В честь этой победы установлен Чесменский обелиск
в Гатчине. В 1778 году в Царском Селе была возведена Чесменская колонна. В
Петербурге 1774-1777 построен Чесменский дворец и Чесменская церковь в
1777-1778. Имя «Чесма» в Российском флоте носил эскадренный броненосец и
линейный корабль. Также в Анадырском заливе название Чесма получил мыс,
открытый в экспедиции 1876 года клипером «Всадник». Чесменское морское сражение
стало триумфом военно-морских сил России и доказало способность адмиралов
действовать даже в крайне сложных условиях.
Подготовлено
по материалам:
http://www.hrono.ru/sobyt/1700sob/1770chesmen.php
http://wars175x.narod.ru/btl_chsm01.html
http://wars175x.narod.ru/btl_chsm.html
Автор
Вениамин Ключ
|