Эксперт рассказал, во что обойдется России
возобновление производства «кортежа» автомобилей для первых лиц
«Это, прежде всего,
вопрос престижа. Такой автомобиль должен быть в России, тем более есть
возможность это сделать», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД исполнительный
директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин, говоря о
создании правительственных автомобилей с «русским лицом».
Российские автогиганты
ГАЗ и ЗИЛ могут начать разработку платформы для правительственных автомобилей.
Проект, оцениваемый экспертами в 1 млрд евро, получил название «Кортеж», пишет
«Коммерсант». По словам собеседников издания в российской промышленности, в
рамках проекта будет создаваться целая серия автомобилей для первых лиц
государства, включая машины сопровождения.
Автомобиль ЗИС-115 (на
аналогичной модели ездил И.В. Сталин), представленный на выставке, посвященной
90-летию Гаража особого назначения (ГОН), которая открылась в центре «Крокус
Экспо»
О том, готовы ли
автопроизводители справиться с этой задачей, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал
исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь
Коровкин.
ВЗГЛЯД: Минпромторг начал обсуждать создание в России
правительственных авто. Как лично вы относитесь к этой идее?
Игорь Коровкин: Идея
абсолютно здравая, она давно обсуждается, буквально витает в воздухе. Правда,
долгое время никаких решений на этот счет не принималось, теперь, похоже, идея
вышла на очередной виток спирали. Если проект все-таки запустят, то это
абсолютно правильный ход.
ВЗГЛЯД: По-видимому, основными претендентами на
реализацию проекта станут ГАЗ и ЗИЛ, выпускавшие для советских лидеров
автомобили под марками «Чайка» и ЗИЛ. Вы видите их в этой роли?
И.К.: И тот, и другой завод имеют хорошие традиции производства
подобной автомобильной техники, причем разноплановых авто. «Чайка» и ЗИЛ – это
были автомобили высокого уровня. Но кортеж подразумевает еще автомобили
сопровождения, охраны. В любом случае возможности у заводов есть.
ВЗГЛЯД: Кого из двух автопроизводителей вы считаете более
подходящим кандидатом для реализации проекта и почему?
И.К.: Боюсь кого-то назвать, потому что оба обладают не только
хорошими традициями, но и отличными конструкторскими бюро. Наверняка для
решения задачи по созданию правительственных автомобилей они будут привлекать
кого-то еще. Возможно, какие-то дизайнерские фирмы.
Надо ввязаться в
драку, а потом посмотреть. Думаю, что уже сегодня при подготовке тендерных
документов заводы готовят серьезные предложения. Потому что это очень
ответственный заказ.
ВЗГЛЯД: Речь идет о том, что проект будет реализовываться с
«нуля»...
И.К.: Неудивительно, ведь на заводах ничего не осталось. Из
того, что было, машину уже не сделаешь. Нужно начинать заново, в том числе
специально под проект подбирать новые кадры.
ВЗГЛЯД: По оценкам некоторых экспертов реализация проекта может
обойтись в один миллиард евро. Как бы вы оценили эту сумму?
И.К.: Миллиард – это немного.
ВЗГЛЯД: То есть сумма вполне адекватна масштабу проекта?
И.К.: Абсолютно. Боюсь, что миллиарда может не хватить.
ВЗГЛЯД: Сегодня весь объем субсидий российским автозаводам до
2015 года, заложенный в бюджет, составляет 30 миллиардов рублей. На этом фоне
не выглядит ли один миллиард евро на создание правительственных автомобилей
«чересчур»?
И.К.: Но эти 30 миллиардов выделяются не на разработку
автомобильной техники. Сами автомобильные заводы вкладывают в развитие гораздо
больше.
Соотношение выделяемых
государством средств для поддержки отрасли и того, что вкладывают заводы, в
лучшем случае один к двум. Государство только помогает в каких-то аспектах, но
оно не оплачивает разработку конструкций, технологии. Во все это заводы
вкладывают собственные деньги.
Что же касается нового
проекта, то я не думаю, что миллиард евро – это много. Тем более что речь идет
не об одном автомобиле, а о целом семействе. Каждый автомобиль – уникальный.
ВЗГЛЯД: В чем сложности реализации проекта?
Так выглядит проект правительственного
лимузина производства завода ЗИЛ, который представил несколько месяцев назад
дизайнер Святослав Саакян
И.К.: Сложность состоит как раз в уникальности.
ВЗГЛЯД: Это будут возрожденные бренды «Чайка» и ЗИЛ или что-то
совершенно новое и особенное?
И.К.: Все будет зависеть от того, кому доверят создание
«кортежа». А уж «Чайкой» назовут
автомобиль или «Аистом» – неважно.
ВЗГЛЯД: Сейчас российские чиновники ездят в основном на
Mercedes, BMW и Ford. Справятся ли наши автопроизводители, если перед ними
поставят задачу добиться того же качества?
И.К.: Я напомню, наши
чиновники используют автомобили BMW, произведенные в Калининграде. Руки-то их
создавали наши. Или возьмем, скажем, Toyota Camry, которая тоже производится в
России.
Сегодня российским
производителем считается не тот, кто «родился» в России, а тот, кто производит
автомобили на территории страны. Сегодня это порядка 15 компаний.
Вопрос заключается в
объемах. В свое время Горьковский автомобильный завод выпускал 150 тысяч
автомобилей «Волга», обеспечивая транспортом все административные органы. Если
любой из отечественных автозаводов или «пришедших» в Россию автопроизводителей
станет выпускать столько же машин, автомобили по праву будут считаться
российскими.
Исполнительный
директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин верит, что
отечественные автопроизводители способны создать по-настоящему уникальный
автомобиль высшего класса (фото: ИТАР-ТАСС)
ВЗГЛЯД: Вы сказали, «руки» у нас есть, а как быть с
технологиями? Скажем так, на ГАЗе осуществляется сборка Volkswagen и Skoda,
хотя эксперты не верят, что они захотят делиться технологиями...
И.К.: Технологии для автомобилестроения мы всегда закупали. Проводили
какие-то собственные технологические линии, но много технологического
оборудования закупали за рубежом.
Но еще раз подчеркну:
те технологии, на основе которых будут разрабатываться правительственные
автомобили, будут уникальными, потому что сами машины будут уникальными. Каждый
автомобиль будет иметь свои особенности. Каждый будет создаваться, что
называется, «под седока».
ВЗГЛЯД: Нет ли опасений, что проект ждет судьба проекта Volga
Siber (автомобили перестали производить на ГАЗе в 2010 году)? На Siber тоже
хотели пересадить российских чиновников, но идея так и не была реализована.
И.К.: Это не самый удачный проект. Это было ясно изначально, до
того, как его начали «лепить».
ВЗГЛЯД: Вы хотите сказать, что если новым проектом займутся
всерьез, печальная судьба ему не грозит?
И.К.: Volga Siber – автомобиль купленный, практически снятый с
производства. Он «прошелся» по трем странам и оказался в России.
Мы же говорим сегодня
о создании чего-то совершенно нового, своего. Это будет своя машина, а не
переделанный автомобиль BMW 8 серии или какой-нибудь кадиллак или линкольн.
ВЗГЛЯД: Сколько времени потребуется на реализацию проекта?
И.К.: Не менее трех лет.
ВЗГЛЯД: И необходимые средства реально изыскать в бюджете?
И.К.: В рамках государственно-частного партнерства эта задача
вполне решаема.
ВЗГЛЯД: А вот эксперты относятся к подобного рода вложениям
крайне скептически. Есть мнение, что за те деньги, которые хотят потратить на
создание отечественных правительственных авто, можно приобрести две тысячи
автомобилей. Это если в расчет брать максимальную сумму (в 500 тысяч евро), в
которую обходится автомобиль такого класса за рубежом. Что вы скажете на это?
И.К.: Скажу так: разработка собственного автомобиля для первых
лиц государства – это, прежде всего, вопроса престижа. Такой автомобиль должен
быть в России, тем более есть возможность это сделать.
Текст: Наталья Журавлева
Источник: http://vz.ru/
|