Суббота
20.04.2024
12:37
ПолитОбзор    PolitObzor   ПолитОбзор   
 
 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS 

 

Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
NarOboz History [134]
Материалы YouTube канала NarOboz History
Россия / Кавказ [3]
Армия и Вооружения [150]
Легендарные личности [10]
Военные преступления [2]
Спецназ России / СССР [11]
Международная политика [8]
Холодная война - Сегодня [222]
Аналитика и Публицистика [94]
Армия и Вооружения стран NATO [10]
Аналитика и Публицистика (Михаил Душкин) [1]
Аналитика и Публицистика (Александр Авдеев) [15]
Разное [22]
История [16]
История ВоВ [87]
История ВоВ / Ревизионизм [25]
История / Локальные конфликты и войны [27]
История / Локальные конфликты и войны / Корея [4]
История / Локальные конфликты и войны / Сирия [75]
История / Локальные конфликты и войны / Вьетнам [0]
История / Локальные конфликты и войны / Афганистан [0]
История и развитие ПВО [19]
История и развитие флота [201]
История и развитие авиации [244]
История и развитие артиллерии [11]
История и развитие вооружения [20]
История и развитие космонавтики [30]
История и развитие ракетостроения [79]
История и развитие бронетехники [142]
История и развитие стрелкового оружия [51]
История и развитие военного обмундирования [10]
История / США [3]
История России / СССР [25]
История западных стран [3]
История ближний восток [1]
История Холодной войны [18]
Спорт [8]
Спорт / Олимпиада Сочи 2014 [6]
История / События / Гипотезы [6]
Импорт и Экспорт вооружения [75]
Разведка / Спецслужбы / Шпионаж [7]
Скандалы / События / Происшествия [72]
Перспективные, военные разработки [13]
Гипотезы / Загадки / Неразгаданные тайны [9]
Украина / Террор [5]
Украина / Противостояние Восток-Запад [174]
Терроризм [0]
Терроризм / Двойные стандарты [1]
Мировая геополитика [1]
Русофобия [4]
Героическая борьба поляков с РАЗУМОМ!!! [2]
Дурдом на выезде [8]
Двойные стандарты [15]
Наш опрос
Оцените сайт PolitObzor
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Сентябрь » 12 » Кому были нужны крестовые походы?
15:25
Кому были нужны крестовые походы?

Кому были нужны крестовые походы?

 

Эта статья посвящена одной из самых любопытных эпох мировой истории – крестовым походам. Зачастую крестоносцев изображают однобоко, исходя из представлений самого автора. Поэтому мнения о них и меняются от настоящих рыцарей Чести и Добра в белых одеждах до безжалостных убийц, чудовищ и грабителей. А что если попытаться представить движение крестоносцев с позиции «того» времени.

Конец X-го века подвел черту под эпохой, которую теперь принято называть Великим переселением народов. Безжалостные норманны остепенились, превратившись в вассалов французского престола. Нашествие венгров было остановлено на реке Лех. Заканчивалось время непрерывных сражений и набегов варварских племен готов, гуннов, аваров, мадьяров. Наступление 1000-ного года было объявлено годом конца света и Страшного Суда, причем абсолютное большинство людей верили, что так и будет. Целые толпы шли в монастыри замаливать свои грехи. Развелось бесчисленное количество блаженных и юродивых. Крестьяне бросали обрабатывать землю, что привело к голоду во многих областях. Рождаемость стремительно падала.

 

Производственно-технические достижения античности были позабыты и не применялись. Прогресс был заметен только в развитии оружия и доспехов. Деньги практически исчезли из употребления, повсеместно использовался простой товарообмен. Европа застыла в ожидании 25 декабря 1000 года. И этот день пришел. И ничего не произошло. За вполне понятной волной радости явилось понимание одной вещи – нужно жить дальше. Все вроде бы вернулось на свои круги, но это было не так.

 

Единственным занятием рыцарей являлась война. Когда прекратились набеги, затихли венгры и норманны, защищать стало некого. Воины перестали гибнуть в больших количествах, а поскольку сыновья рыцарей обязаны быть только рыцарями, то это сословие стало быстро разрастаться. Вскоре на всех рыцарей перестало хватать земель и крестьян.

 

Феодалы нашли пусть не самые удачные и гуманные, но все-таки варианты решения этой проблемы – турниры и междоусобные войны. Они неплохо выполняли свои основные функции, но даже самый необразованный крестьянин теперь мог задуматься: «А от кого обороняют меня доблестные герои-рыцари сейчас, когда нет ни норманнов, ни венгров, ни какой-то другой угрозы. Получается, что только от других рыцарей. А если их не будет – не станет и войн, разорения, голода. Работать я буду не на господина из замка, а только на самого себя».

 

Былое классовое единство начало давать серьезную трещину. К тому же в Европе за неполные сто лет с 1000-го года случился настоящий демографический бум. По разным оценкам население крупных европейских держав выросло от 30 до 40%. Необходим был новый общий враг, новая объединяющая людей идея, оправдывающая само существование рыцарского и феодального класса. Задачу не допустить социального взрыва взяла на свои плечи католическая церковь, могучая сила того времени, занимающая положение между народом и властью.

26 ноября 1095 года возле небольшого французского города Клермон в провинции Овернь, произошло событие, которое сыграло роль того первого камня, с которого начинается лавина. За неделю до этого дня был распространен слух, что после закрытия церковного собора римский папа молвит перед народом речь. Всю неделю сюда стекались толпы людей. Их вела надежда воочию увидеть и услышать главу апостольского престола, так редко покидавшего Рим.

 

На равнине перед городом собралась огромная масса людей: рыцарей, сеньоров, монахов, священников, простолюдинов. Что точно говорил Урбан II доподлинно неизвестно. Сохранилось несколько вариантов речи, но вряд ли они достоверны. Пожилого папу слышали только первые ряды, а далее во время пауз его слова с комментариями пересказывались стоящим позади. Урбан II говорил о страданиях христиан в Святой Земле, о притеснениях благочестивых пилигримов, об осквернении христианских святынь. Тысячи людей плакали и посылали проклятия. Далее папа призвал взять в руки меч, копье и освободить Гроб Господень. Взамен он милостиво обещал отпустить все грехи, освободить от мук чистилища и взять под церковную охрану семьи паломников. Знаком стал крест из красной материи, нашитый на одежду. Клятвенное обещание отправиться в поход на Иерусалим тут же произнесли тысячи человек.

 

Почему слова папы вызвали такой отклик среди столь неодинаковых социальных слоев? Во-первых, это все-таки поистине огромная власть католической церкви в те времена. Страх перед гневом Господа, желание замолить грехи и избежать кары за них на том свете явилось сильнейшим стимулом. Но были и другие причины. Стоит только вспомнить о самом страшном бедствии XI века. Им являлся голод. Даже в нормальные годы крестьяне жили впроголодь, с трудом дотягивая до следующего. А если год наступал неурожайный…

 

Вот как описывает страшную картину такого времени бургундский монах Глабер: «Когда был съеден домашний скот и птица, люди дошли до того, что вырывали друг у друга падаль и прочие отвратительные отбросы. Некоторые, спасаясь от голодной смерти, ели лесные коренья и водоросли — все напрасно! Страшно теперь и рассказать, до какого падения дошел тогда род человеческий. Увы! О ужас! Случилась вещь, ранее почти вовсе неслыханная: обезумевшие от лишений люди были доведены до того, что решились есть человеческое мясо. На путников нападали те, кто посильнее, делили их на части и, изжарив на огне, пожирали. Во многих местах тела, вырытые из земли, тоже шли на утоление голода».

 

Слова римского папы об истекающей молоком и медом Палестинской земле произвели глубокое впечатление. Восток представлялся простонародью местом, где не будет голодных и обиженных, где не будет господ и хозяев. Совсем другие причины расшевелили рыцарство и знать. В наступившие времена простой феодал больше не хотел довольствовался только тем, что могло изготовить его поместье. Он желал носить удобные и красивые одежды из дорогих тканей, пить отменные вина, кушать только из серебряной и золотой посуды. На все это требовались деньги, а выдавить что-нибудь еще из умирающих от голода крестьян было невозможно. В этих условиях призыв Урбана II идти в крестовый поход, означал возможность завоевать несметные сокровища и новые земли. А какой это был прекрасный шанс продемонстрировать свою воинскую доблесть и боевое мастерство. Таким образом, речь папы, выстроенная по всем правилам ораторского искусства, задела струну в душах представителей самых разных социальных слоев и групп.

 

После Клермонского собора папа Урбан II отправился в путешествие по Франции, останавливаясь в каждом городе и замке, повторяя свой призыв освободить Святую Землю. По дорогам Европы, словно круги по воде, разошлись тысячи проповедников. Их слова нашли отклик. Тысячи и тысячи крестьян, рыцарей, даже разбойников приняли крест и поклялись освободить Иерусалим. Рыцари потянулись к своим владыкам, давшим согласие на участие в походе. Крестьяне бросили поля и дома, собираясь в громадные орды вместе с безземельными рыцарями и обычными бандитами. Уже к весне 1096 года вся Европа кипела, подобно гигантскому котлу. Так начался первый Крестовый поход…

 

Тут необходимо отметить, что в XI веке мусульманский мир простирался от Атлантического океана до верховьев Ганга, от земель Африки до половецких степей. На этой территории жили сотни народов, тысячи городов и сел, миллионы людей, последователей пророка Мухаммеда. Их священный фолиант, Коран, замечателен во всех отношениях. Однако цельное по существу произведение, в результате наложения на экономическое, географическое и культурное различие мусульманских народов, привело к тому, что идеологическое толкование книги в разных уголках Востока отличается редкостным разнообразием и даже экстравагантностью форм.

 

 

Итальянский художник Франческо Айец (1791–1882) часто брал сюжеты из Средневековья. В 1836–1850 году он написал полотно «Крестоносцы, страдающие от жажды под Иерусалимом»

 

Всего на Восток было совершено восемь Крестовых походов. Все они закончились неудачно, не достигнув своей цели (или достигнув, но временно) и не решив ни одной из главных проблем, стоявших перед Европой в средние века, позволив лишь ослабить общую напряженность, что способствовало упрочению королевской власти. Война принесла огромные беды и страдания народам Ближнего Востока, сопровождаясь уничтожением культурных и материальных ценностей. Зато католическая церковь значительно укрепила свое финансовое положение и создала новые институты – ордена, сыгравшие в дальнейшем важную роль. Но неудачи и крах стремлений и надежд европейцев подорвали авторитет церкви. Участники походов близко познакомились с культурой Востока, с мусульманскими нравами и обычаями, религией. Крестоносцы увидели людей, подобных себе. Своей храбростью и военным искусством противник вызвал у них уважение и признание. Крестовые походы познакомили запад с арабской и греческой наукой. Получили значительное развитие математика, медицина, астрономия, языкознание. Духовная жизнь, культура и искусства стали вырываться из тисков, в которых их держала католическая церковь. Таким образом, крестовые походы подготовили почву для наступления эпохи Возрождения. Итальянские купцы из Генуи, Венеции и других городов начали вести активные торговые отношения с Востоком, привозя много различных вещей и продуктов, вовсе не известных в Европе или очень редких. Можно сказать, что крестовые походы способствовали повышению мобильности европейцев. Ведь ранее для большинства из них самым крупным путешествием являлась поездка в соседний город. Преодоление страха перед неизвестным стало основой для наступающего периода Великих географических открытий.

 

К сожалению, у Крестовых походов были и отрицательные последствия. Длительная конфронтация Востока и Запада привела к появлению джихада – ответной агрессивно-враждебной реакции всему западному миру со стороны восточных стран. После жуткого террористического акта 11 сентября бывший американский президент Джордж Буш, случайно или намеренно употребил в своем выступлении слово «Крестовый поход». Было высказано соображение, что мусульманский мир имеет все поводы обижаться на Запад и сегодняшние террористические нападения уходят своими корнями в безжалостные и кровопролитные Крестовые походы, обратившие в руины многие восточные страны, отличавшиеся среди прочего высокой культурой и терпимостью к чужакам. Другими словами, в сегодняшних террористических угрозах виноваты исключительно крестоносцы. Усама бен Ладен в своих записанных на пленку выступлениях постоянно называл войну западных стран с терроризмом новым Крестовым походом против ислама.

 

Небезызвестный Билл Клинтон в своем докладе в Университете Джорджтауна также сообщил слушателям, что Крестовые походы – это ключевая причина нынешнего конфликта с восточными странами. Он сказал: «Крестоносцы, взяв в 1099 г. Иерусалим, погубили множество евреев…. На Ближнем Востоке эту бойню помнят до сих пор».

 Автор Игорь Сулимов

Источник: http://topwar.ru/

Категория: История западных стран | Просмотров: 904 | Добавил: RedLine | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Форма входа
Архив записей
Наши источники

Военное обозрение

Коммерсантъ

Голос России

Эхо Москвы

Переводика

inoСМИ.Ru

NVO.NG.RU

Дни.RU

Взгляд

ИноТВ

Copyright MyCorp © 2024