Маленькие авианосцы. Большие возможности
В
состав Черноморского флота вернулся большой десантный корабль «Новочеркасск».
17 лет простоявший в резерве БДК после ремонта и модернизации оборудования
позволит изрядно усилить десантную группировку флота, которому, очень возможно,
в обозримой перспективе придется вести боевые действия в том числе с
применением сил морской пехоты.
БДК
проекта 775 - отличные корабли. Надежные, достаточно сильно вооруженные, и для
своего водоизмещения - весьма вместимые (более 200 человек десанта с техникой и
вооружением), они предоставляют хорошие возможности по высадке подразделений
морпехов на необорудованное побережье. Однако, их возможностей все же
недостаточно для того, чтобы проводить масштабные десантные операции с
использованием палубной авиации. Для этого требуются уже авианесущие корабли.
При
словах «палубная авиация» или «авианесущий корабль» у большинства людей обычно
всплывает в памяти атомный авианосец - монстр водоизмещением под сто тысяч
тонн, со многими десятками самолетов и вертолетов в ангаре. Однако, могущество
современных флотов Запада опирается не только на авианосные соединения. Не
менее, а подчас и более важную роль играют экспедиционные ударные группы (ЭУГ),
ядром которых являются универсальные десантные корабли (УДК).
БДК Новочеркасск
Без
УДК, способных нести летательные аппараты различного назначения, морскую пехоту
и десантные катера немыслимы действия в рамках концепции «флот против берега»,
предусматривающей наличие достаточно многочисленной и хорошо вооруженной
морской пехоты.
Концепция
универсального десантного корабля родилась в США в годы вьетнамской войны,
когда ВМС США столкнулись с проблемой координации действий разнородных
десантных кораблей, осуществлявших высадку десанта. Все они исполняли разные
функции - корабли-доки несли высадочные средства, танкодесантные корабли
осуществляли перевозку наземной техники. Морская пехота располагалась других
кораблях, а ее перевозкой занимались вертолеты, базировавшиеся на десантных
вертолетоносцах, перестроенных из устаревших авианосец типа «Эссекс». Кроме
того, флот столкнулся с проблемой координации действий морской пехоты на
берегу.
Помимо
этого, требовалось удалить десантные корабли от зоны высадки - с целью
обезопасить их от воздействия береговых батарей. Оптимальной была сочтена
дистанция в 140-180 кабельтовых (около 30 км). При этом время высадки по-прежнему не
должно было превышать получаса - чтобы противник не успел подтянуть резервы. В
результате потребовалось создание скоростных десантных катеров, в том числе на
воздушной подушке, способных быстро доставлять к берегу тяжелую технику,
включая танки.
УДК «Пелелью» ВМС США
Ярким
примером современного универсального десантного корабля являются находящиеся в
строю ВМС США корабли типа «Тарава», «Уосп» и перспективные «Америка». Эти
корабли, водоизмещением от 34 тысяч тонн («Тарава») до 45 тысяч (строящаяся
«Америка») по размерам и облику примерно соответствуют тяжелым авианосцам
времен Второй Мировой, и представляют собой многофункциональные платформы,
обеспечивающие высадку и действия крупных подразделений морской пехоты. Они
могут нести полностью укомплектованный экспедиционный батальон морской пехоты
(до 1900 человек, фактически - полк), до сорока летательных аппаратов включая
тяжелые вертолеты типа «Чинук» или «Си Стэллион», боевые вертолеты «Суперкобра»
и истребители вертикального взлета «Си Хэрриер». Помимо всего прочего,
универсальные десантные корабли имеют док-камеры, которые могут вмещать от двух
до восьми (в зависимости от размера) десантных кораблей на воздушной подушке
грузоподъемностью от 30 до 200 тонн, либо большее количество более мелких
десантных катеров грузоподъемностью в несколько тонн.
док-камера УДК «Бономм Ричард»
Подобные корабли имеют и флоты других стран.
Например, в распоряжении британского Королевского флота имеется УДК «Оушен».
Имея несколько меньшие размеры (чуть больше 20 тысяч тонн водоизмещения) он тем
не менее обладает всеми элементами, присущими американским УДК и несет до 800
морских пехотинцев, порядка 20 летательных аппаратов и 2-4 десантных катера.
Правда, он уступает американским кораблям в скорости - 15 узлов против 24-25.
Такие
корабли способны не только высаживать десант, но и поддерживать его с воздуха,
а с добавлением боевых кораблей с ракетным и артиллерийским вооружением УДК
становятся ядром экспедиционной ударной группы, способной самостоятельно вести
небольшую войну.
Нужно
отметить, что необходимость таких боевых единиц понимают и в нашей стране. В
СССР велась активная разработка УДК проекта 11780, и даже были заказаны два
корабля этого проекта - «Кременчуг» и «Херсон», однако распад страны не
позволил ввести их в строй.
По
своим ТТХ корабли проекта 11780 представляют среднее между «Оушеном» и
«Таравами». При водоизмещении около 25 тысяч тонн, советский корабль должен был
нести до двух батальонов морской пехоты (1000 человек), до 30 летательных
аппаратов и, разумеется, десантные корабли на воздушной подушке - от 2 до 4 в
зависимости от размеров, либо большее количество меньших по размерам десантных
катеров.
Однако
проект 11780, который флотские остряки успели окрестить «Иваном Таравой» должен
был бы иметь и ряд выгодных отличий от западных кораблей. Советские
конструкторы изначально заложили в проект мощную энергетическую установку,
позволяющую развивать ход до 30 узлов, и более мощное вооружение, включая ЗРК
средней дальности и артиллерийскую установку АК-130, что значительно повышало
живучесть корабля и его возможности по поддержке десанта.
Следует
отметить также, что высокая скорость позволяла использовать проект 11780 в
качестве противолодочного корабля.
В
настоящее время такие корабли были бы очень нужны ВМФ России - в том числе для
конфликтов типа Пятидневной войны или для патрулирования опасных вод Аденского
залива. При небольшой переделке проекта с монтажем трамплинной палубы, они
могли бы нести 6-8 истребителей МиГ-29, обеспечивающих ПВО соединения, что
позволило бы компенсировать отсутствие у России в настоящее время самолетов
вертикального взлета.
Модель УДК проекта 11780
В
настоящее время для ВМФ России строится лишь один десантный корабль -
5000-тонный БДК «Иван Грен», способный нести до двух рот морской пехоты, пару
десантных катеров и 2-3 вертолета. Такие корабли тоже необходимы, но если речь
идет о воссоздании океанского флота - то необходимо задуматься и о
строительстве более крупного и дорогостоящего «универсала». Фактически это
маленький авианосец. С очень большими возможностями.
Автор: Эрвин Лангман в пт, 17/04/2009
http://www.rus-obr.ru/discuss/2607
|