Опытный плавающий танк К-90
Танк К-90 разработан в Москве в начале 50-х
годов в ОКБ инженерного комитета Сухопутных войск. Руководителем работ был А.Ф.
Кравцев. При разработке машины широко использовали агрегаты автомобиля ЯАЗ-200
и гусеничного артиллерийского тягача М-2. Пара опытных образцов машины
изготовили на ВРЗ №2 ГБТУ. В июле 1950 года один из образцов и танк «Объект
740» прошли сравнительные полигонные испытания. Танк К-90 по характеристикам
надежности работы агрегатов трансмиссии, водоходным качествам и защищенности
водоходного движителя уступил танку «Объект 740» и поэтому его не рекомендовали
к принятию на вооружение. В опытном плавающем танке К-90 была реализована
оригинальная схема компоновки: силовая установка имела переднее расположение,
агрегатов трансмиссии размещались вдоль продольной оси корпуса последовательно,
боевое отделение смещено к корме. Поэтому когда ствол пушки находился в
положении вперед, то он не выходил за пределы корпуса. Экипаж танка состоял из
трех человек: командира (наводчика), механика-водителя и заряжающего. Отделение
управления размещалось слева в носовой части корпуса, двигатель и системы,
обеспечивавшие его работу - справа. командир танка располагался в боевом
отделении слева от пушки, заряжающий – справа от нее.
Чтобы членам экипажа находящимся в башне было
удобнее работать, пол боевого отделения крепился к погону башни через штанги,
вращаясь вместе с ней. На вращающемся полу на специальных стойках
устанавливались сиденья заряжающего и командира. Механик-водитель наблюдал
через пару смотровых призматических приборов, которые располагаются в передней
части крыши, перед входным люком, наводчик – через установленный в крыше башни
смотровой прибор МК-4, командир машины - через смотровые блоки, расположенные
по периметру командирской башни.
В башне танка монтировались нарезная
76,2-миллиметровая пушка ЛБ-76Т и 7,62-миллиметровый пулемет СГ-43 спаренный с
ней (в отдельной амбразуре башни справа). Во время огня из спаренной установки
применялся телескопический укороченный шарнирный прицел ТШК-9 (в отдельной
амбразуре башни слева). По вертикали углы наводки спаренной установки
составляли от -4 до +25°. Пушка заряжалась вручную, при этом боевая
скорострельность равнялась 6-7 выстрелов а минуту. Боекомплект танка к пушке
составлял 40 выстрелов и к спаренному пулемету – 1000 патронов. Артиллерийские
выстрелы с горизонтальным размещением боеукладки располагались по периметру
вращающегося пола боевого отделения около места заряжающего.
Бронезащита танка была противопульной,
изготавливалась из 4, 6, 8, 10, 12 и 15-миллиметровых катаных броневых листов.
Максимальная толщина брони башни и лобовой части корпуса составляла 15 миллиметров.
Корпус имел обтекаемую форму, которая обеспечивала минимальное сопротивление во
время движения через водные преграды. В передней части на крыше корпуса слева
размещается люк механика-водителя, который закрывается поворотной броневой
крышкой, в средней части корпуса – люк над двигателем имеющий броневые колпаки
над отверстиями через которые поступает воздух для охлаждения, справа - люк с
бронежалюзи для вывода отработавшего охлаждающего воздуха и вентилятором
системы охлаждения. Перед башней в верхней части правого борта имелся лючок
оснащенный откидной крышкой и служащий для удаления при помощи
водооткачивающего насоса воды, попавшей в корпус при преодолении водных
преград. Нижняя наклонная часть правого борта имеется отверстие для слива
топлива. Съемный трехсекционный волноотражательный щиток крепится через
проушины, приваренные в носовой части корпуса. В днище корпуса изготавливались
вырезы под ниши гребных винтов, а также отверстия (у правого борта) служащие
для выпуска отработавших газов двигателя.
Коническая башня была сварена из гнутых
бронелистов, которые имели переменные углы наклона. В крыше башни имеется
входной люк с бронекрышкой, открывавшейся вперед. В ее левой части
располагалась командирская неподвижная башенка, оснащенная смотровыми
приборами. В крыше башни за командирской башенкой имелось отверстие для
антенного ввода. Справа в передней части крыши устанавливался вентилятор башни,
прикрываемый бронезащитой, в правом борту башни отверстие для веления огня из
личного оружия, которое закрывалось броневой пробкой. Люк аварийного выхода
располагался в задней стенке башни.
В силовой установке плавающего танка К-90 использовались
четырехцилиндровый двухтактный дизель ЯАЗ-204 мощностью 140 л.с. (103 кВт) при
частоте вращения 2 тыс. оборотов в минуту с жидкостным охлаждением и
механической трансмиссией. Двигатель запускался при помощи электростартера
СТ-25, мощность 7,5 л.с.
(5,5 кВт). Для облегчения пуска двигателя при низких температурах окружающего
воздуха служил подогреватель, который состоит из котла, насоса,
электроборудования и системы трубопроводов, а также устройства подогрева
впускного воздуха, встроенного в ресивер нагнетателя двигателя. Система смазки
двигателя имела водомасляный радиатор, а система очистки воздуха –
воздухоочиститель комбинированного типа, который состоит из двух
инерционномасляных ванн и комплекта циклонов. Емкость топливных баков – 240 литров. Запас хода
на плаву до 100
километров, по шоссе до 240 км.
Трансмиссия состояла из: однодискового
главного фрикциона сухого трения (сталь по феродо); двухвальной коробки передач
автомобильного типа, которая обеспечивала получение пяти передач переднего хода
и одной передачи заднего; раздаточной коробки, двух коробок реверса гребных
винтов; главной передачи (конический понижающий редуктор); двух многодисковых
бортовых фрикционов сухого трения (сталь по стали), которые использовались в
качестве механизма поворота; двух ленточных тормозов плавающего типа и двух
простых однорядных бортовых редукторов. Агрегаты трансмиссии между собой
соединялись карданными передачами.
В системе подрессоривания использовалась
индивидуальная торсионная подвеска оснащенная буферными ограничителями хода
балансиров на крайних узлах. Балансиры третьих опорных катков по отношению к
другим узлам подвески имели встречное расположение. Гусеничный движитель (один
борт) состоял из: пяти штампованных односкатных опорных катков имеющих наружную
амортизацию (диаметр 500
миллиметров); направляющего колеса (унифицировано с
опорным катком) оснащенного механизмом натяжения гусеницы; направляющего
полозка, выполнявшего функции поддерживающих катков и устанавливавшегося на
четырех кронштейнах; ведущего колеса кормового расположения имеющего несъемный
зубчатый венец; мелкозвенчатой гусеницы с ОМШ, шириной 300 миллиметров.
Движение на плаву двумя гребными винтами
диаметром 600
миллиметров, размещенных в нишах днища в кормовой части
корпуса. Привод к винтам осуществлялся при помощи коробки реверса. Конический
реверс имел муфту переключения, в которой отсутствовало нейтральное положение.
Конструкция агрегатов трансмиссии позволяла одновременно работать гусеничному и
водоходному движителям. На плаву поворот танка осуществлялся при помощи пары
водоходных рулей которые установлены за гребными винтами. Гребные винты
управлялись при помощи тросового механизма и горизонтально расположенного
рулевого колеса. Электрооборудование танка выполнялось по однопроводной схеме.
Напряжение сети равнялось 24 В. Главным источником электроэнергии являлась пара
аккумуляторных батарей 6СТЭ-140 и 1,5 кВт генератор ГСК-1500.
Танк оснащался приборами внутреннего
освещения, а также наружного освещения с дорожной сигнализацией. Для внешней
связи используется радиостанция 10РТ-26, внутренняя связь реализована через
ТПУ-47 (танковое переговорное устройство). Использование в конструкции К-90
узлов и агрегатов автомобиля ЯАЗ-200 и тягача М-2 обусловило дешевизну и
простоту его изготовления. Но танк обладал некоторыми существенными
недостатками в числе которых низкие ненадежность трансмиссии и водоходные
качества, ненадежное крепление волноотражательного щитка и незащищенность
гребных винтов.
После проведения испытаний конструкцию ходовой
части машины и башню усовершенствовали. Были изменены форма входного люка башни
(уменьшены ее размеры) и командирской башенки. Теперь крышка люка открывалась
назад, поэтому антенный ввод был перенесен вперед (слева перед командирской
башенкой). Установили бронирование амбразуры прицела с открываемой изнутри
защитной крышкой. Вместо направляющих полозков в ходовой части были
использованы три (на один борт) односкатных цельнометаллических поддерживающих
катка (диаметр 250
миллиметров). Кроме того, чтобы защитить гребные винты
водоходные рули выполнялись в виде двух раскрывающихся половинок, перекрывавших
ниши корпуса во время движения по суше. В таком виде К-90 хранится в Кубинке в
экспозиции Музея БТВТ. На базе опытного плавающего танка К-90 создали опытный
бронетранспортер К-78. Базу второго образца танка в ЦНИИИИ им. Д.М. Карбышева
использовали во время отработке газодинамической установки инженерного минного
тральщика ИМТ.
Тактико-технические характеристики плавающего танка К-90:
Боевая масса – 10 тонн;
Экипаж – 3 человека;
Вооружение – 76,2-мм нарезная
пушка, 7,62-мм пулемет;
Бронирование – противопульное;
Мощность двигателя – 140 л.с. (103 кВт);
Максимальная скорость– 34,3 км/ч (по шоссе), 9,6 км/ч (на плаву).
Источник:
http://topwar.ru/
По
материалам сайта dogswar.ru
|