СМИ: Разработан навигационный комплекс для
посадки самолетов «вслепую»
В ближайшее время
будет испытан разработанный для морской авиации спутниковый радионавигационный
комплекс, который позволит пилотам сажать самолеты «вслепую» при сильном
тумане, сообщили в Министерстве обороны России.
«При благоприятном
результате испытаний первыми эту систему получат палубные истребители Су-33 на
авианосце «Адмирал Кузнецов». То есть 279-й корабельный истребительный полк», –
сообщил источник в Минобороны, пишет газета «Известия».
«В комплексе
используется так называемый относительный режим спутниковой навигации (ГЛОНАСС
и GPS), когда сигналы с орбиты принимает не один, а два самолета»
Спутниковый
радионавигационный комплекс (СРНК) разработан во ФГУП
«Пилотажно-исследовательский центр» (ПИЦ), расположенном в подмосковном
Жуковском. Он представляет собой навигационный комплекс нового типа, который
должен сменить существующие инерциальные (когда компьютер вычисляет координаты
самолета по движениям после взлета) и спутниковые системы.
В комплексе
используется так называемый относительный режим спутниковой навигации (ГЛОНАСС
и GPS), когда сигналы с орбиты принимает не один, а два самолета, которые затем
в режиме онлайн обмениваются координатами друг с другом.
Двойное
позиционирование дает точность координат в пределах десяти см. Поэтому пилот
может «вслепую» вести самолет на посадку вплоть до касания полосы. Один из
летчиков, участвовавших в госиспытаниях для гражданской авиации, сообщил, что
координаты самолета обновляются несколько раз в секунду.
«Можно сделать
визуальную метку на приборной панели или индикаторе летной обстановки. С ней
можно вообще лететь вслепую. Главное – выдерживать параметры полета, держать
марку в нужном положении, и самолет коснется полосы там, где нужно», – описал
летчик способ применения СРНК.
Он добавил, что на испытаниях
лично выполнял взлет, посадку и руление с полностью закрытой кабиной, без
визуального контакта с землей. Всего самолеты с СРНК совершили несколько тысяч
успешных взлетов и посадок.
«СРНК хорош еще и тем,
что вся информация с приборов выводится на один дисплей и летчику не приходится
распределять внимание между авиагоризонтом, индикатором скорости и показателями
мощности двигателя», – добавил собеседник.
Как сообщили в
главкомате ВМФ, флотские испытания СРНК проводились на летающей лаборатории на
базе Су-30. Самолет отрабатывал безвизуальный заход на посадку и касание палубы
на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».
«Все полеты прошли
успешно. Пилоты докладывали, что проблем с освоением не было, требовалось
только держать визуальную марку на индикаторе летной обстановки и
контролировать параметры скорости и высоты», – рассказал офицер главкомата ВМФ.
По его словам, СРНК
позволяет сажать самолет на палубу даже не слишком опытному пилоту. Габариты
устройства тоже подходят для самых разных самолетов – небольшой моноблок со
встроенной спутниковой платой и вычислительным комплексом легко уместить и в
одноместный истребитель Су-33, и в самолет-заправщик Ил-78.
Военный эксперт, один
из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров считает, что с помощью СРНК
российская палубная авиация может стать всепогодной.
«Сейчас посадка на
палубу авианосца очень сложна, счет идет на метры и даже сантиметры. Новый
навигационный комплекс позволяет Су-33 даже в плохую погоду или ночью выполнять
боевые задачи. Сейчас они такой возможности лишены, хотя это норма для мировой
корабельной авиации», – пояснил Лавров.
Первоначально СРНК
создавался для дальних перелетов истребителей и заправщиков. Минобороны России
поначалу не выразило интереса к проекту ПИЦ, поэтому работы пришлось
организовать в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской
авиации».
СРНК доработали и
сделали не только навигационным, но и посадочным. После этого применение
системы распространили и на морскую авиацию ВМФ.
Источник: http://vz.ru/
|