Очередное достижение китайской разведки, правда на этот раз "за
образец" был взят знаменитый бомбардировщик 50-х
годов Ту-16...
На вооружение военно-воздушных сил Китая
принят новый тяжелый бомбардировщик H-6K. Данная новость, возможно, станет
сенсацией для россиян, которые увлеченно следят за развитием нынешней военной
авиации, поскольку им прекрасно ведомо происхождение данного самолета. H-6K - это последняя на сегодня модель
серийной модификации бомбардировщика H-6 – копии знаменитого некогда советского
Ту-16, созданного КБ А. Н. Туполева в 40-50-х годах прошлого века и который
Китай производил по лицензии.
Вечный самолет
Что же это такое, H-6K, что он представляет
собой и что в нем осталось от советских разработок, кроме своеобразной
внешности?
XianHong-6K (по-китайски «Сянь Хун-6K»)
представляет собой дозвуковой самолет, который несет на борту крылатые ракеты
большой дальности. За счет применения главным образом советских-российских
технологий периода 70–80-х годов было достигнуто улучшение характеристик
машины, которые позволили существенно расширить возможности старого Ту-16.
Запад присвоил новому китайскому бомбардировщику то же наименование, что и его
предшественникам, – «Барсук» (по-английски Badger).
Самым большим изменениям подверглась силовая
установка бомбардировщика, его вооружение и радиоэлектронное оборудование.
Самолет оснастили двигателями Д-30КП, подобными тем, которые еще недавно
ставились на авиалайнеры Ту-154, Ил-76 и ряд других. Применение новых
двигателей вместо использовавшихся на прошлых модификациях WP-8 (скопированный
двигатель АМ-3) с одновременным увеличением объемов топливной нагрузки
позволило существенно увеличить радиус полета машины – с 2000 до 3000 тысяч
километров, несмотря на то, что под крылом размещены крылатые ракеты (КРВБ).
Машина получила более мощную РЛС – обтекатель радара занял почти весь нос
фюзеляжа, в результате этого H-6K лишился специфического для предшествующих
модификаций Ту-16 «стеклянного носа». H-6K несет 6-ть КРВБ CJ-10А по три с
каждой стороны, на индивидуальных точках подвески.
Теперь на самолете отсутствует внутренний
бомбовый отсек, а в освобожденных объемах корпуса размещена аппаратура РЭБ и
часть запаса топлива.
H-6K в отличие от части предыдущих модификаций
не перестраивался из старых самолетов, а изготавливался с нуля. Учитывая срок
службы нынешних тяжелых бомбардировщиков, H-6K имеет все шансы остаться в строю
до 2052 года. Именно тогда исполняется ровно 100 лет с момента первого полета
советского Ту-16.
Причины в такой степени завидного
долгожительства очевидны. И в США, и в СССР в начале 50-х годов прошлого века
были созданы весьма удачные и долговечные системы, которые усовершенствовались
только благодаря развитию электроники и появлению более передовых систем
вооружения. Уже следующие модели, которые были созданы на рубежах 50–60-х
годов, а именно сверхзвуковые бомбардировщики типа Ту-22 или B-58, сняты с вооружения
намного раньше своих старших дозвуковых «братьев», которых они, по идее, должны
были заменить. Причиной тому стали куда более высокая стоимость эксплуатации и
не очень высокая надежность первых сверхзвуковых бомбардировщиков, а также их
«узкая специализация» – летно-технические характеристики этих машин сильно
ограничивали возможность создания разноплановых модификаций. Из дозвуковых
машин - особенно Ту-95 и Ту-16 - былы созданы десятки вариантов, превратив их в
«мастеров на все руки».
Ракетная интрига
Ту-16 морской авиации и ВВС СССР оснащались
различным бомбовым и ракетным вооружением, однако они никогда не применялись в
качестве носителей стратегических крылатых ракет. Это была прерогатива
исключительно Ту-95 и Ту-160. Но H-6K получил как раз такие КРВБ: CJ-10A,
которые скопированы с советских-российских Х-55. Но данный выбор никого не
удивит, ведь другого тяжелого самолет в Китае просто нет.
Вопрос вызывает назначение получившейся
системы «самолет-ракета» и её возможностей. CJ-10А (ChangJian 10А, «Чан Цзян
10А») являет собой дозвуковую крылатую ракету большой дальности, до 2200 км. И это практически
все, что можно сказать о ней сегодня. Неизвестно, может ли она лететь на малой
высоте, огибая рельеф местности, и также неизвестна ее реальная точность –
круговое вероятное отклонение.
Непонятен пока и генезис самой ракеты. Не
вызывает сомнения ее родство с Х-55, но до настоящего времени никто не знает,
произошло ли создание КРВБ в результате успеха спецслужб КНР, которые сумели
украсть какую-то часть документов по Х-55 и воссоздать советское изделие, или
же это произошло в результате копирования готового образца, который был куплен
у Украины. Напомним, что основным изготовителем Х-55 до распада СССР было
харьковское авиационно-производственное объединение.
Независимо от реального потенциала CJ-10 в
плане полетов на малых высотах и точности ее попадания можно с уверенностью
говорить, что с созданием H-6K КНР обрела полноценную «длинную руку», которая
способна атаковать значимые объекты без входа в зону противовоздушной обороны.
Дальность полета H-6K не дает возможности этим самолетам наносить удары по
объектам, которые расположены, например, на территории Америки, но они вполне
могут использоваться против боевых надводных кораблей ВМФ США, включая
авианосные группы, а также их целями могут стать некоторые зарубежные базы
Пентагона.
Итак, создание стратегических крылатых
ракетоносцев свидетельствует о претензиях Поднебесной на превалирование в
Азиатско-Тихоокеанском регионе, значимость которых только растет с появлением
иных элементов современной китайской армии, включая перспективные атомные
подводные лодки и собственный авианосец.
О технологических преградах в промышленности
говорилось неоднократно, и разработка новой модели бомбардировщика H-6 является
одним из лучших примеров происходящего. В настоящее время создание
принципиально нового самолета, особенно в таком секторе, как стратегическая
авиация, стоит настолько дорого, что модернизация машины почти
шестидесятилетнего возраста является, пожалуй, оптимальным выходом с точки
зрения меры «стоимость-эффективность».
В этом случае реализация данного проекта
облегчена еще и тем, что для носителя крылатых ракет большой дальности летные
характеристики самолета не столь критичны, как для истребительной авиации, и
наличие готовой надежной машины позволило китайцам обойтись небольшой кровью.
Источник:
http://nvo.ng.ru/
|