В проблемах авианосца «Викрамадитья»
оказались виноваты иностранцы
В проблемах с
испытаниями авианосца «Викрамадитья», как оказалось, виновны не только, а
может, и не столько российские корабелы. Как заявил вице-премьер Дмитрий
Рогозин, часть претензий к качеству связана с комплектующими, поставлявшимися
из-за рубежа. Предложения Индии, связанные с задержкой сдачи корабля, уже
сформулированы.
В пятницу руководитель
Объединенной судостроительной корпорации Андрей Дьячков встретился с
вице-премьером России Дмитрием Рогозиным, которому доложил о ситуации с
модернизируемым для Индии авианесущим крейсером «Викрамадитья». В ходе
испытаний в Белом и Баренцевом морях в оборудовании корабля обнаружили новые
неполадки. На этот раз, по словам президента ОСК, проблемы связаны с механизмами,
поставленными для авианосца странами НАТО по рекомендации индийской стороны.
«Котлы – это самая
большая неприятность с точки зрения выхода из строя техники. Кроме этого, есть
еще ряд механизмов, которые вышли из строя, в том числе и поставленные из стран
НАТО, – сказал Дьячков. – Это три холодильные машины, генераторы азота и еще
целый ряд оборудования. Этих поставщиков предложила индийская сторона».
Позже Рогозин на своей
странице в Facebook написал, что «в ходе испытаний авианосца выявлены дефекты в
поставленных Польшей и Британией агрегатах».
По словам президента
ОСК, выход оборудования из строя, вероятно, связан с заменой теплоизоляции из
асбестосодержащих материалов на изоляцию из огнеупорного кирпича. На ней
настояла индийская сторона, ссылавшаяся на негативное влияние асбестосодержащих
материалов на здоровье человека, передает РИА «Новости».
«Первые выводы –
допущена конструктивная ошибка при выборе теплоизолирующего материала подложки.
В российских котельных установках применяется асбестосодержащий картон,
индийская сторона в свое время при рассмотрении проекта выдвигала требования об
исключении асбестосодержащих материалов», – сказал президент ОСК.
Возвращаясь к теме
вышедших из строя котлов, Дьячков уточнил, что при их сборке для энергетической
установки «Викрамадитьи» использовались материалы китайского производства.
«Котлы были изготовлены по заявке индийской стороны. В российском флоте
применяются котлы, которые используют в качестве топлива мазут. Индийская
сторона сделала заявку применить котлы, которые работают на дизельном топливе»,
– сказал Дьячков, передает «Интерфакс».
По словам Дьячкова,
котлы «были испытаны на мощность максимум в 40%», поскольку в ходе испытаний у
стенки они не смогли технически развить полную скорость. При этом в ходе
первого выхода на большие мощности до 100% во время ходовых испытаний было
обнаружено частичное разрушение огнеупорной кирпичной кладки в топках котлов.
«В ходе испытаний в море путем вывода поочередно котлов из действия мы
произвели ремонт этой кладки, но, тем не менее, при последующих выходах на
большие мощности получили повторное частичное разрушение кладки», – уточнил он.
В ходе встречи Дмитрий
Рогозин потребовал подготовить предложения по завершению ремонта на авианосце
до середины следующего месяца. «15 октября состоится заседание
российско-индийской межправкомиссии. Я возглавляю российскую сторону. Прошу вас
подготовить все необходимые материалы к этому заседанию с тем, чтобы и
аргументация производителей, и предложения по завершению работ по кораблю
лежали на столе этих переговоров», – сказал Рогозин.
Он добавил, что в
ближайшее время также состоится заседание российско-индийской комиссии по
военно-техническому сотрудничеству, которая должна предварять «большую»
комиссию. «Важно сделать все необходимое, чтобы данный вопрос был полностью
исчерпан в отношениях России и Индии к совместному саммиту, который состоится в
начале ноября», – отметил вице-премьер.
В свою очередь
президент ОСК доложил, что ремонт авианесущего крейсера займет от пяти до семи
месяцев и завершится к маю следующего года. Все необходимые для ремонта
материалы уже закуплены, также сделаны заказы по кирпичу и подобраны
специалисты для ежедневной работы на четырех котлах.
Кроме того, российская
сторона подготовила для Нью-Дели ряд предложений, «которые позволят
компенсировать сдвиг сдачи корабля на девять месяцев». При этом Дьячков не
уточнил, что именно ОСК намерена предложить Индии.
О том, что ситуация с
передачей Индии авианесущего крейсера «Викрамадитья» в начале октября будет
обсуждаться на заседании российско-индийской межправительственной комиссии по
военно-техническому сотрудничеству, в пятницу сообщил и министр обороны России
Анатолий Сердюков.
«Наше дальнейшее
взаимодействие с индийскими коллегами по этому проекту планируем обсудить на
заседании российско-индийской межправительственной комиссии по
военно-техническому сотрудничеству, которое пройдет в начале октября в Дели», –
сказал он, передает ИТАР-ТАСС.
По словам главы
оборонного ведомства, оценка ущерба, который получил авианосец, пока не
проводилась. «Но то, что наше качество страдает, – это действительно проблема»,
– добавил министр.
Напомним, о встрече с
руководителем Объединенной судостроительной корпорации Андреем Дьячковым
вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил в пятницу в своем микроблоге в Twitter.
«Сегодня президент Объединенной судостроительной корпорации А. Дьячков доложит
мне, кто «накосячил» с «Горшковым», – написал Рогозин.
17 сентября стало
известно, что Россия в очередной раз будет вынуждена отложить передачу ВМС
Индии легкого авианосца «Викрамадитья», сооруженного на основе советского
крейсера «Адмирал Горшков». Причиной стали проблемы в силовой установке
корабля. Между тем тогда на «Севмаше» утверждали, что ситуация с вышедшими из
строя паровыми котлами не столь серьезна, как ее преподнесли СМИ:
ремонтно-восстановительные работы потребуются только трем паровым котлам из
восьми.
Тогда же источник
рассказал, что неполадки с котлами возникли еще в конце июля: «Это случилось не
неделю назад, а еще в конце июля при достижении кораблем максимальной скорости
хода более 30 узлов в соответствии с техническим заданием».
Для выяснения причин
неполадок на крейсере создали спецкомиссию. В нее вошли представители
Объединенной судостроительной корпорации, Рособоронэкспорта, а также Минобороны
и судостроительной промышленности Индии.
Отметим, легкий
авианосец «Викрамадитья» после достройки должен стать флагманом ВМС Индии.
Корабль построен на основе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков»
путем глубокой модернизации. В июне этого года «Викрамадитья» выведен с
акватории Севмашпредприятия для проведения ходовых испытаний в Белом, а затем в
Баренцевом море.
Контракт по
модернизации тяжелого атомного авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского
Союза Горшков» был заключен с Индией в 2004 году.
Контрактом
предусматривалось выделение 974 млн долларов на восстановление и модернизацию
авианосца, а также 530 млн долларов на поставку 16 истребителей МиГ-29К и
морских противолодочных вертолетов Ка-31 и Ка-27.
Корабль должны были
сдать заказчику еще в 2008 году. Однако из-за увеличения объема работ сроки
сдачи авианосца были пролонгированы. До последнего времени планировалось сдать
крейсер заказчику 4 декабря – в День военно-морского флота Индии.
Существенно
увеличилась и стоимость работ. В настоящее время цена этой сделки, по
неофициальным данным, равна примерно 2,3 млрд долларов.
Индия к 2017 году
планирует получить три авианосца – еще два авианосца IAC Дели намерен построить
на своих верфях. Причем второй авианосец IAC будет с увеличенным до 50 тыс.
тонн водоизмещением, с системой CATOBAR (Catapult Assisted Take Off But
Arrested Recovery), то есть катапультной системой запуска самолетов. В
настоящее время «катапультными авианосцами» владеют только США, Франция и
Бразилия.
Авианосцы
водоизмещением более 40 тыс. тонн имеют только США, Россия и Великобритания.
Текст: Алина Назарова
Источник: http://vz.ru/
|