Вооружение отечественной противолодочной авиации - АПР-2
АПР-2 – авиационная реактивная торпеда,
используемая для уничтожения подводных/надводных объектов противника.
Разработчик - ГНПП «Регион» совместно с томским НИИ ЭМ, ленинградским НИИ
«Поиск», конструкторским бюро завода имени Петровского, пермским НПО имени
Кирова, московским НИИ «Квант» и ЦНИИАГ на основе предыдущей разработки
авиационной торпеды АПР-1. Главным конструктором по разработке реактивной
авиационной торпеды был М.Лисичко. Начало разработок середина 60-х годов.
Опытные испытания новой торпеды начинаются в конце 60-х годов. С СУ «Ястреб-М»
реактивная авиационная торпеда прошла госиспытания в 1976 году и сразу
принимается на вооружение как АПР-2. В Советском Союзе об АПР-2 не упоминали, в
первый раз о торпеде было сообщено в прессе, только в 1992 году.
Устройство и конструкция АПР-2
Конструкция:
- головной обтекатель;
- приборное отделение, в котором размещены
основные узлы системы управления и наведения;
- БЧ;
- двигательный отсек;
- рулевой отсек;
- система торможения.
Система наведения и управления ракетой –
является инерциальной системой управления с системой акустического
самонаведения (сокращенно ССН) использующая фазовую корреляцию. Взрыватель
неконтактного типа разработали конструкторы В.Киселев, В.Андреев и К.Рогожников
по типу снаряда ЭР-89. Над системой управления работали совместно несколько
научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро.
Авиационная реактивная торпеда АПР-2 "Ястреб-М".
Аэродром Елизово, Камчатка, День Воздушного Флота, 15.08.2010 г. (фото А.А.Пирагис,
http://www.fotopetropavlovsk.ru)
Используемая ССН гидроакустического типа с
применением комбинаций корреляционно-фазовой обработки поступающей информации с
использованием методов согласованной фильтрации и селекцией амплитуды.
Примененные технологические решения улучшили работу системы пеленгования и
обнаружения объектов при работе двигательной системы. Установленная боевая
часть получила более мощное взрывчатое вещество, по сравнению с предыдущей
версией торпеды АПР-1, и поэтому имеет более меньшую боевую массу. Вероятное
поражение цели с учетом среднеквадратичной ошибки целеуказания от 300 до 500 метров равно
0.75-0.85.
Принцип работы АПР-2
Реактивная авиационная торпеда сбрасывается с
носителя в предполагаемом районе нахождения цели. Перед приводнением
срабатывает тормозная система и ракето-торпеда плавно приводняется. Далее
торпеда под небольшим углом равным 17 градусом начинает погружение с
циркуляцией, двигательная система реактивной торпеды находится в выключенном
состоянии. Максимумом такого погружения является глубина 150 метров, если за это
время ракета не обнаружила цель (используется пассивный режим), включается
двигатель, и торпеда начинает осуществлять поиск цели в активном режиме.
Во время погружения ССН реактивной
противолодочной торпеды производит обнаружение подводной цели в пассивном
режиме. Найдя и обнаружив подводную цель, система самонаведения пеленгует ее и
запоминает данные. После этого включается двигательная система реактивной
торпеды, и она начинает движение в направление цели по запомненным данным (шум
производимый двигателем глушит собственную ССН) с помощью инерциальной системы
наведения. Пройдя определенное расстояние до цели, торпеда с помощью системы
самонаведения уточняет данные по местонахождению цели (используется активный
режим) и продолжает быстро двигаться в ее направлении.
Обнаружение целей системой самонаведения:
Активный режим:
- подводные объекты в радиусе до 1.5 километров;
- надводные объекты в радиусе до одного
километра;
Пассивный режим:
- надводные и подводные объекты в радиусе до 500 метров.
Контроль и техобслуживание торпед
осуществляется с помощью станции автоконтроля АКИПС-1.
Модификации АПР-2:
- базовый вариант – АПР-2. Другие названия -
АПР-2 «Ястреб» или АПР-2 «Ястреб-М»;
- экспортный вариант – АПР-2Э или АПР-2Э
«Ястреб-Э». Производится с 1984 года;
- модернизированный вариант - АПР-2
«Ястреб-2М». Производится с 1986 года.
Основные носители:
- вертолеты Ка-28, Ка-27ПЛ,
Ми-14ПЛ;
- самолеты Ту-142М и Ил-38.
Основные характеристики АПР-2:
- длина – 3.7 метра;
- калибр торпеды – 350мм;
- вес снаряженной торпеды – 575 килограмм;
- вес боевой части 80 килограмм (по
тротиловому эквиваленту вес БЧ равен 100 килограммам);
- дальность действия до двух
километров;
- скорость торпеды поиск/макс –
80/115 км/ч;
- характеристики цели: скорость
до 80 км/ч,
глубина до 600 метров;
- вероятное поражение
обнаруженной подлодки на глубине 0.5 километра – 80 %;
- высота носителя мин/макс –
300/2000 метров;
- сбрасывание АПР-2 с носителя
при скорости не более 800
км/ч;
- время исполнения боевой задачи
– не более 2-х минут;
- максимальное время поиска цели
-20 минут (самоликвидация);
- боевая часть фугасного типа с
неконтактным взрывателем;
- автоматическое снятие с
предохранения на глубине 20
метров;
- двигательная система – РДТТ,
работающий на высококалорийной смеси топлива;
- характеристики системы
наведения: поиск цели в секторе 45 градусов по горизонту и 90 градусов по
вертикали; пеленгование – от 0.4 до 0.5 сигн/шум с точностью до 2-х градусов.
Источники
информации:
http://www.airwar.ru/weapon/at/apr-2.html
http://militaryrussia.ru/blog/topic-39.html
http://military.tomsk.ru/forum/viewtopic.php?p=46467
|