На военно-морской базе Далянь на Квантунском
полуострове 23 сентября 2012 года был официально поднят флаг на новом корабле
военно-морских сил народно-освободительной армии Китая. Этим кораблем стал
бывший советский тяжелый авианесущий крейсер "Варяг", получивший в
китайском флоте бортовой номер "16", и, по некоторым данным, – имя
"Ляонин", в честь провинции, на территории которой расположен ставший
для него домом Далянь. Ввод в состав флота подобного корабля приобретает особое
значение на фоне нынешней обострившейся политической обстановки в
Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Кому
пора начинать бояться
Передача флоту авианосца "бортовой номер
16", как это было описано в китайской прессе, вызывает особый интерес в
связи с развитием событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где все более
острым становится соперничество Китая с одной стороны, и США и их союзников – с
другой. Конфликт вокруг спорных островов Сенкаку, уже вызвавший несколько
инцидентов на море (пока без жертв), – лишь одно из проявлений этого соперничества.
Огромные богатства морей и шельфа западной
части Тихого океана уже эксплуатируются, но потенциал для роста этой
эксплуатации весьма велик. И государственная принадлежность любого выступающего
над морем клочка земли, дающего право очертить вокруг него территориальные воды
и исключительную экономзону, приобретает стратегическое значение.
Современные ВМС Японии, созданные с помощью и
при поддержке США, пока превосходят китайский флот по оснащенности и боевым
возможностям. Пока – до ввода в строй первого авианосца.
При наличии авианосца, даже с 20-25
истребителями на борту (речи об американских размерах авиакрыла в 50-70 машин
пока не идет), китайский флот получает огромные преимущества в дальности
обзора, дистанции поражения и оборонительных возможностях над соперником,
своего авианосца не имеющим.
Союз с США, конечно, дает Японии определенные
гарантии, однако у Вашингтона, тянущего бремя глобального доминирования, может
быть много задач, а китайский флот явно не ограничится одним бывшим советским авианосцем.
По имеющейся информации, ВМС НОАК должны до 2030 года получить еще, как
минимум, два, возможно – три корабля подобного класса, уже самостоятельной
постройки.
Потенциал для ответа у Японии, конечно, есть.
Их два легких авианосца водоизмещением в 19 тысяч тонн, с присущей японцам
скромностью названные вертолетонесущими эсминцами, в перспективе будут нести до
8 истребителей F-35B на каждом. Очевидно, впрочем, что для противодействия
флоту из двух-трех кораблей водоизмещением в 65 тысяч тонн, несущих как минимум
втрое больше тяжелых истребителей каждый, этого будет недостаточно.
Очевидно также и то, что развитая
высокотехнологичная судостроительная промышленность Японии сегодня способна
быстро построить корабль любого класса и размеров. И если соперничество с КНР
будет по-прежнему нарастать, а США все глубже будут увязать в болоте
многочисленных малых войн и экономических проблем, то можно держать пари: не
пройдет и 20 лет, как в составе ВМС Японии появится собственный корабль близких
размеров и самолетовместимости.
Не менее интересен вопрос, насколько все это
добро многочисленных соседей должно беспокоить Россию? Ответ на этот вопрос
представляется довольно простым – беспокоиться можно будет начинать после того,
как Китай с Японией сумеют договориться по принципиальным вопросам.
Небольшой запас времени еще есть: сейчас
первый китайский авианосец начинает действовать как учебный, и, принимая за
основу советские темпы создания комплекса "авианосец-самолет", можно
сказать, что вряд ли первый китайский авианосец будет готов к действиям в
качестве боевого корабля раньше, чем через пять лет.
Говоря о сроках ввода в строй нового
китайского авианосца, следует иметь в виду и "родимое пятно" всех
кораблей проекта 1143, к которым относится и бывший "Варяг" – ненадежную
котлотурбинную энергетическую установку. Показывавшая норов на всех советских
авианосцах до "Кузнецова" включительно, и выдавшая очередной сюрприз
в виде выхода из строя трех котлов на недавних испытаниях
"Викрамадитьи", энергетика авианосца может закапризничать и на
"Варяге", дополнительно увеличив время и расходы на его доводку.
Для полного понимания перспектив бывшего
"Варяга" стоит вспомнить историю его создания.
Корабли
с тысячей имен
В 90-е годы крупные советские корабли, как это
часто бывает под занавес Империи, постигла нелегкая судьба, с долгой
консервацией, продажами, ремонтами и переименованиями.
Вал переименований, впрочем, начался еще до
того, став предвестником неприятностей: Однотипный "Варягу"
"Адмирал Кузнецов" в проекте именовался "Советский Союз",
на закладной доске в днищевой секции по-прежнему значится имя "Рига",
на воду в 1985 году был спущен уже как "Леонид Брежнев", на испытания
в 1989 вышел как "Тбилиси", а на север в 1991 году он ушел уже под
своим нынешним именем.
Несколько больше повезло никак не могущему
уйти в Индию "Викрамадитье": у него было всего три имени –
"Баку", "Адмирал Горшков" и нынешнее.
"Варяг" по числу имен совпал с
приобретением индийских моряков. После того, как предыдущий корабль
переименовали в честь генсека, следующий снова заложили как "Ригу",
чтобы не обижать союзную республику. В 1990 году, когда с Латвией в целом все
было уже ясно, корабль стал "Варягом". В 1993 году Минобороны России
скопом списало сразу пять авианесущих крейсеров: "Киев",
"Минск", "Новороссийск" и недостроенные "Варяг" и
"Ульяновск". Имя у корабля отняли, и присвоили еще одной жертве
распада Империи – "Варягом" стал ракетный крейсер проекта 1164
"Червона Украiна", нынешний флагман Тихоокеанского флота.
Авианесущий крейсер, оставшись безымянным, еще
несколько лет ржавел у стенки Черноморского судостроительного завода, пока не
был продан по цене лома китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd для
организации плавучего отеля с казино и увеселительными заведениями.
Третьего марта 2002 года после 627-дневной
буксировки недостроенный корабль оказался в Даляне. Очень скоро стало очевидно,
что плавучим отелем ему стать не суждено: работы на корабле производились в
интересах китайского военного ведомства.
Плавучий
ВУЗ в 65 тысяч тонн
Во второй половине 2000-х было уже ясно: КНР
рассчитывает получить новый военный корабль, который будет использоваться для
отработки операций палубной авиации, взаимодействия с эскортом и подготовки
кадров для перспективных авианосных сил ВМС НОАК (в Вооруженных силах Китая
флот не является самостоятельным видом ВС и подчинен армии).
Информацию об устройстве и тактике авианосцев
Китай методично собирает по всему миру уже несколько десятков лет. Лишенные
прямого доступа к ведущему "центру компетенции" – ВМС США и их
союзников, китайцы тщательно изучили опыт Аргентины и Бразилии, и, конечно,
собрали все, что можно было собрать на просторах бывшего СССР.
На Украине, где беречь бывшие советские секреты
никто не подписывался, помимо собственно авианосца Китай приобрел документацию
и не то один, не то два отлетавших свое прототипа палубного истребителя Су-33
(Су-27К), а также ознакомился с устройством НИТКА – наземного испытательного
тренировочного комплекса, предназначенного для испытаний палубных самолетов и
подготовки летчиков.
Аналогичный комплекс, фактически –
железобетонная копия основных элементов авианосца, с палубой, трамплином,
финишером, подъемниками и рубкой-"островом" был построен и в КНР. На
основе Су-33 началась разработка палубного истребителя J-15, непосредственным
прототипом которого стал J-11 – китайская копия Су-27.
Первый полет J-15 состоялся еще в 2009 году,
но до палубы экс-"Варяга" самолет еще не добрался – испытания
притормозили в том числе и потому, что КНР долго не могла получить технологию
аэрофинишеров – тросов, предназначенных для торможения садящегося на палубу
самолета.
На Украине полной документации по этим
системам не осталось, а в России доступ к любой более-менее детальной
информации о системах и агрегатах авианосца жестко пресекался: несколько
человек получили сроки за контакты с китайской стороной по соответствующей
теме.
Финишеры пришлось делать самостоятельно, на
основе опыта, полученного в ходе ознакомления с авианосцами разных стран и
внешнего осмотра агрегатов НИТКА.
Учитывая историю "Варяга", и все
обстоятельства ввода в строй нового китайского авианосца, можно лишь повторить,
что у России еще есть время, чтобы обзавестись сильным флотом на Тихом океане.