Китай готов спустить на воду свой первый
авианосец, который был переделан из старого советского корабля, а командовать
им будет выпускник петербургской Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова.
Западные СМИ опасаются, что это изменит расстановку сил в Тихоокеанском регионе
и станет поводом к началу морской "холодной войны", так как Пекин не
скрывает своего желания противопоставить свою военную мощь американской, пишет
итальянская La Repubblica.
"Китай готов спустить на воду свой первый
авианосец, и среди государств Тихого океана нарастает тревога по поводу гонки
перевооружений азиатского гиганта", - цитирует издание InoPressa. Уже
через несколько дней ВМС КНР получат плавучую платформу для своих истребителей
и боевых вертолетов.
Накануне руководство ВС Китая предупредило
мировое сообщество: "Новый корабль уравновесит военную мощь на океанах:
лучше равновесие, чем военное всемогущество США". Итальянская газета
отмечает, что в последние месяцы "Китай совершил небывалый качественный
скачок, и в официальных заявлениях стали звучать воинственные нотки".
Автор
статьи связывает это с ядерным кризисом на Корейском полуострове, новыми
спорами о торговых путях и разработке шельфовых энергетических месторождений, а
также с не урегулированными территориальными спорами. У КНР в результате всего
этого копятся конфликты с Японией, США, Индией, с нарождающимися экономиками
Юго-Восточной Азии, начиная с Вьетнама и Филиппин.
"В
отношении стран, которые совершат стратегические ошибки в Южно-Китайском море,
наступят последствия, - предупредил накануне Пекин. - Мы не откажемся от своего
суверенитета, не позволим отгрызать куски от нашей территории". Китай
сообщил, что новый авианосец послужит для "испытаний и обучения", то
есть оснащать его боевым оружием пока не будут. Было также подчеркнуто, что
"никто не будет тратить почти 5 млрд евро только на то, чтобы посмотреть,
как функционирует и функционирует ли вообще бывший советский корабль".
В Токио
уже начали бить тревогу по поводу "динамизма и военного экспансионизма
Пекина" и требуют большей "транспарентности". "Модернизация
ВВС и ВМС Китая является источником обеспокоенности для всего региона и
мирового сообщества", - заявляют в Токио.
По
некоторым данным, Китай завершает строительство еще двух новых авианосцев на
верфях в Шанхае. В ответ Пекин ограничивается заявлениями о "защите
побережья и морей" и напоминает, что является единственным членом Совета
Безопасности ООН, не имеющим авианосцев, в то время как у США их 11 и еще один,
атомный, находится в стадии строительства.
На
данный момент авианосцы находятся на вооружении девяти стран мира: это США,
Россия, Великобритания, Италия, Испания, Франция, Индия, Таиланд, Бразилия. Еще
три страны в перспективе могут обзавестись авианосцами, а пока располагают
универсальными десантными кораблями-вертолетоносцами. Это такие государства,
как Япония, Южная Корея и Австралия.
Капитаном авианосца сделали выпускника
питерской Военно-морской академии
Пекин
уже определился с кандидатурой капитана своего первого авианосца. Как ожидается,
им станет 50-летний Ли Сяоянь - опытный офицер, обучавшийся в свое время в
России, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на гонконгские СМИ.
Ли
Сяоянь закончил летную школу и начинал службу в рядах ВВС. В 1987 году он
прошел в городе Гуанчжоу трехгодичный курс обучения по специальности капитана в
рамках подготовки кадровых резервов для будущего авианосца. Он был помощником
капитана на ряде боевых кораблей, а в 1995 году командовал фрегатом
"Цзянмэнь".
В
1996-1999 годах Ли обучался в Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова в
Санкт-Петербурге. Тема его дипломной работы была непосредственно связана с
авианосными группами. Годом позже он стал капитаном ракетного эсминца
"Шэньчжэнь". С декабря прошлого года Ли Сяоянь переведен в город
Далянь, на верфи которого достраивался бывший советский тяжелый авианесущий
крейсер "Варяг".
"Капитан первого китайского авианосца,
естественно, должен быть выбран из числа тех офицеров, кто учился в России.
Поскольку "Варяг" - это российский корабль и палубные истребители для
него - копии российских Су-33", - сказал главный редактор гонконгского
военно-аналитического агентства "Канва" Андрей Чан.
Китай создал первый авианосец из
недостроенного советского крейсера
Факт
строительства первого авианосца китайские власти официально подтвердили только
в июне этого года. Об этом заявил начальник генштаба Народно-освободительной
армии Китая (НОАК) Чэнь Биндэ в интервью одной из гонконгских газет. В апреле
ряд китайских СМИ опубликовали фотографии, свидетельствующие о том, что первый
в стране авианосец почти готов.
Китайские специалисты реконструировали тяжелый
авианесущий крейсер "Варяг", который был приобретен в 1998 году у
Украины в недостроенном виде за 20 млн долларов "для переоборудования в
туристический аттракцион". По оценкам военных экспертов и тайваньской
разведки, "Варяг" был достроен на верфи в порту Далянь и на него уже
установили радары и другое оборудование.
Изначально советский корабль "Варяг"
был заказан для ВМФ СССР, но так и не был достроен. Водоизмещение корабля
длиною в 300 метров
и шириною в 72 метра
превышает 65 тысяч тонн. После распада Союза в 1991 году гигантский авианесущий
крейсер остался на верфи Николаевского судостроительного завода.
При разделе
черноморского флота между Россией и Украиной "Варяг", заложенный в
1988 году, отошел украинскому государству. Спустя 8 лет авианосец,
финансировать строительство которого Украина была не в состоянии, был продан
Китаю за 20 млн долларов. "Варяг" - уже третий советский авианосец,
купленный Китаем. Авианесущий крейсер "Минск" сейчас используется как
помещение для военно-исторического музея, а "Киев" пошел на
переплавку.
В планах Китая - атомный авианосец
Из
японских источников стало известно о дальнейших планах Китая по развитию флота.
К 2014 году Пекин собирается спустить на воду свой первый авианосец с обычной
двигательной установкой, а к 2020 году - авианосец с атомной установкой. В 2020
году будут также сформированы авианосные группы, отметил эксперт Института
Дальнего Востока РАН Павел Каменнов в интервью "Голосу России".
"У
Китая нет опыта строительства авианосцев, но он внимательно изучает его в
других странах. И можно не сомневаться, что со временем, за несколько ближайших
лет, он этот опыт приобретет", - добавил он.
По
мнению российского политолога Станислава Тарасова, пока нельзя говорить о новой
военной угрозе со стороны Пекина, а речь идет, скорее, о росте его политических
амбиций. "Налицо вариант демонстрации своего флага, укрепления своей мощи.
Здесь, скорее всего, даже не столько желание создать какой-то количественный
военный перевес за счет авианосцев или новое качество своего Военно-морского
флота в глазах Японии. Здесь, скорее всего, идет символическая демонстрация
своей силы", - считает эксперт.
"США задали эти стандарты - физически
присутствовать в тех или иных регионах мира за счет своих авианосцев. Сегодня
такой возможности у Китая нет, хотя его интересы распространяются достаточно
широко. Возможно, и китайцам хочется подогнать, скажем, к какому-то
африканскому берегу свой авианосец, чтобы он стоял на рейде под красным флагом.
Я не думаю, что это конкретная реальная военная угроза какой-либо из соседних
стран," - говорит Станислав Тарасов.