Пентагон продолжает наращивать закупки
российских вертолетов для оснащения ВВС Афганистана. Одновременно с этим
американские политики и чиновники негодуют по поводу поставок российского
оружия в Сирию и призывают прекратить сотрудничество с российской оружейной
монополией "Рособоронэкспортом". Кажущаяся двойственность поведения
объясняется нешироким спектром возможных решений американского командования и
мощным голосом военно-промышленного лобби.
Возвращение
"великолепной восьмерки"
Министерство обороны США намерено закупить
дополнительную партию из десяти вертолетов Ми-17 для последующей передачи в
афганские ВВС. Это будет уже вторая партия новых машин российского
производства, которые будут покупаться Вашингтоном у бывшего оппонента по
холодной войне.
О своего рода беспрецедентном контракте
российских авиастроителей с американским военным ведомством было объявлено в
2011 году. Предметом была поставка 21 вертолета Ми-17В-5 в боевом оснащении.
Общий объем сделки оценивался в 375 млн долларов.
Ми-17В-5 – это экспортная версия заслуженного
вертолета Ми-8 в версии Ми-8МТВ-5 (с двигателями ТВ3-117ВМ).
"Восьмерки" за долгие годы эксплуатации в СССР и за рубежом де-факто
сделались стандартом для неприхотливого и надежного многоцелевого вертолета.
Эти машины отлично показали себя в довольно жестких геоклиматических условиях
Афганистана во время нахождения там советского воинского контингента.
Опцион по этому контракту составлял еще 12
машин на общую сумму в 217 млн долларов, причем имеются сведения, что две
машины из него уже заказаны. По-видимому, заказывая еще десять машин,
американцы решили добрать уже заключенный контракт целиком, пока есть
возможность. На то явно была причина.
Власть
меняется, "вертушки" остаются
"Если приехать в Афганистан и полетать на
Ми-17, то сразу станет понятно, почему этот аппарат так важен для будущего
Афганистана", – авторитетно заявил Washington Post бригадный генерал ВВС
США Майкл Боэра, ответственный за переоснащение афганской авиации. –
"Забудьте, что они [Ми-17] – русские. Они отлично работают в
Афганистане".
(Кстати, действительно отлично работают.
Канадский контингент международных сил безопасности, особо не афишируя, брал
эти машины в аренду у российских компаний и использовал на юге Афганистана.
Остались довольны.)
Понятно, что на вариант с российскими
вертолетами США пошли не от хорошей жизни. В сущности, это неплохо
характеризует ситуацию, в которой оказались патроны нового "демократически
избранного" правительства Афганистана, решая задачу оснащения и обучения
афганских вооруженных сил. Задачи решать надо, а чем и как – вопрос.
Попытка выудить из третьего мира максимум
пригодных "восьмерок" ни к чему особо хорошему не привела. До 2011
года афганские ВВС получили около полутора десятков подержанных машин этого
класса, в основном из Чехии и Словакии. Как видим, этого не доставало. К тому
же, поставки подержанных Ми-17, собираемых по всем миру с бору по сосенке,
велись совершенно непрозрачно, через довольно мутные посреднические фирмы, а по
деньгам это выходило сопоставимо с прямым контрактом на новые машины
российского производства.
Практически все афганские летчики так или
иначе – выходцы из системы советско-афганского военного сотрудничества. Им
прекрасно знакомо семейство вертолетов Ми-8, из которого и происходит Ми-17.
Начальник штаба афганских ВВС генерал Абдул Вахаб Вардак, например, – как раз
вертолетчик, учился в Союзе на Ми-8 и горячо поддерживает дальнейшие закупки
этой техники.
Линейные пилоты, доставшиеся проамериканскому
правительству Хамида Карзая от просоветского правительства Мохаммада Наджибуллы
(транзитом через десять лет безвластия, беззакония и последовавших за ними
талибов) находятся на пределе возможного использования. Им уже сильно за сорок,
и чтобы использовать их хоть как-то, нужно дать им технику, которую они знают.
Динамика укрепления афганских ВВС и так
оценивается американскими аналитиками невысоко: по их мнению, ВВС эти обретут
более или менее подходящую боеспособность не ранее 2015-2016 годов, а до того
основную лямку придется тянуть американским авиаторам. А это – ненужные расходы
на технику и еще более неуместные потери личного состава.
Значит, нужно дать афганцам знакомую им
технику, чтобы они уже сейчас могли хоть что-то делать, и одновременно
тренировать молодежь на будущее. Так что выбор был невелик, и он сделан чисто
прагматически. Дальше в дело вмешались прагматические же соображения иного
плана: сложно сбалансированная внутриамериканская симфония начала распадаться
на разные по тональности звучания.
Эта
музыка будет вечной
Сенат в Америке используется для того, чтобы
отстаивать интересы различных частных лиц в государственных коридорах. Начиная
от рядовых избирателей и заканчивая финансово-промышленными конгломератами.
Естественно, как только всплыл вопрос о
закупках Ми-17, американская "оборонка" ощетинилась: как так – всю
жизнь наши сателлиты брали только у отечественного производителя, а тут
инозаказчик, да еще и русские?
Первым торпеду под контракт попытался
запустить алабамский сенатор Ричард Шелби, большой ревнитель американского
авиастроения. Эта линия сопротивления использовала аргументы
"неподходящего" технического оснащения вертолетов, их непригодность к
решению поставленных задач, а также "нескоординированность" программы
закупок.
Когда стало понятно, что упрямых американских
военных, которые хорошо понимают, что им на самом деле надо, не переубедить, в
ход пошла артиллерия другого калибра. По весне 2012 года семнадцать
американских сенаторов внезапно осознали, что закупать вертолеты у "Рособоронэкспорта"
никак невозможно – ведь российская монополия поставляет оружие "кровавому
сирийскому режиму" Башара Асада.
"[Американских налогоплательщиков] нельзя
ставить в положение, при котором они косвенно субсидируют массовые убийства
сирийских граждан", – негодовали парламентарии в письме к министру обороны
Леону Паннетте. И тут же добавляли как бы вскользь: "деньги
налогоплательщиков тратятся на покупку российских вертолетов, вместо того чтобы
закупать для афганских военных машины американского производства".
Эта музыка будет вечной, и чем сильнее
обостряются противоречия Вашингтона и Москвы вокруг Сирии, тем больше мы будем
слышать заявлений о недопустимости сотрудничества с русскими торговцами
смертью. На этом фоне трудно оценить объем крови, который лобби Конгресса
выпьет из Белого дома, решая свои, чисто домашние задачи – от поддержки
"отечественного производителя" до укрепления внутриполитических
позиций.
А выбора у покровителей нового Афганистана не
так чтобы уж много. Был бы выбор – новенькие российские Ми-17 точно не
оказались бы в привычном им пыльном воздухе афганских предгорий.