Слова Владимира Путина о том, что решение
руководства СССР отказаться от ракет средней дальности выглядит спорным,
вызвали острую дискуссию среди военных экспертов и политиков. Договор о
ликвидации ракет средней и малой дальности /РСМД/ вступил в силу 25 лет назад -
1 июня 1988 года. За это время мир изменился настолько, что о необходимости
пересмотра параметров этого документа говорят не только в России, но и на
Западе.
Как из-за «Першингов» пострадали «Пионер» и
«Ока»
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей
дальности был подписан Михаилом Горбачевым и Рональдом Рейганом 8 декабря 1987
года (вступил в силу через полгода). Согласно документу, были полностью
ликвидированы ракеты двух классов: средней дальности (способные достигать целей
на расстоянии от 1000 км
до 5,5 тысяч км) и малой дальности (от
500 до 1000 км).
Советский союз ликвидировал 1846 таких ракет, американцы – 846.
Если этот договор подрывает обороноспособность
страны, то почему он был подписан?
На этот счет есть несколько версий. По одной
из них, советское руководство боялось американских «Першингов-2», размещенных в
Европе (Горбачев даже назвал «Першинги» «пистолетом у нашего виска»). По
другой, тогдашние лидеры СССР и США не хотели терять «темп Рейкьявика» и к
стратегическому ядерному разоружению «подверстали» РСМД. Есть и
конспирологические варианты, например, о том, что тогдашние решения больше
исходили из имевшихся на тот момент представлений о "разрядке
международной напряженности" и не опирались на должные консультации с
военными.
Есть и версия, объясняющая появление этого
документа волей исторического случая. В воспоминаниях и мемуарах некоторых
участников тогдашних событий можно встретить такой эпизод. 14 апреля 1987 года
Горбачев принимал в Кремле госсекретаря США Джорджа Шульца. Речь зашла о
новейшей советской перспективной разработке - ракете ОТР-23 «Ока» (она могла
летать на 400 км
и формально не подпадала под положения будущего договора). Горбачев экспромтом
предложил отказаться от разработки «Оки» и по РСМД выйти на «глобальный ноль» -
никаких ракет средней и малой дальности с обеих сторон. К моменту, когда на
переговорах появился маршал Сергей Ахромеев – отыгрывать было уже поздно. Позже Ахромеев вспоминал,
что этот «просчет» генсека привел
генералов в бешенство.
Сначала Советский Союз, а затем Россия
лишились в итоге не только «Оки». Эксперты, к примеру, считают уникальным
ракетный комплекс РСД-10 «Пионер» (с дальностью до 5000 км), аналогов которому
не было в мире. Достаточно сказать, что все пуски «Пионера» были успешными, а
вероятность попадания в цель составила 98 %.
Работы по созданию новых систем РСМД были
свернуты, а вся инфраструктура, так или иначе с ними связанная, -
ликвидирована. Все взятые на себя обязательства Москва выполнила. Нет никаких
оснований полагать, что и Вашингтон, избавившись от «Першингов, не следует
букве и духу договора.
«Для Советского Союза и для сегодняшней
России, особенно с учетом того, что другие наши страны-соседи эти ударные
системы развивают, такое решение было, по меньшей мере, спорным, но решение
принято, и мы просто должны исходить из реалий сегодняшнего дня», -- сказал
Владимир Путин на совещании о выполнении госпрограммы вооружения в среду, 19
июня.
Средняя и малая дальность без всяких ограничений
За минувшие двадцать пять лет многие страны
разработали и совершенствуют ракеты средней и малой дальности. Мы помним
недавнюю напряженность на Корейском полуострове, когда КНДР стянула свои РСМД к
границам. Северокорейские ракеты «Мусудан» имеют дальность полета 3000 километров и
могут «достать» не только до Южной Кореи, но и до Японии, и даже до
американского острова Гуам.
В Иране реализуется программа по созданию
баллистических ракет средней дальности
«Шехаб-3». Существует несколько модификаций этой ракеты. Самый
«популярный вариант» имеет дальность полета 1,1 тыс км. В 2007 году Тегеран
продемонстрировал новую ракету «Гадр-1» (Ghadr-1) с дальностью стрельбы 1,6 тыс
км. Очень туманная история с разработками
баллистических ракет «Шехаб-5» и «Шехаб-6» с дальностью стрельбы,
соответственно, 3 тыс и 5 тыс км. По одним источникам, такие разработки
продолжаются. По другим, - они свернуты.
Индия и Пакистан соревнуются друг с другом в
своих программах по РСМД. В 2012 году Турция заявила о начале строительства
ракет средней дальности (смогут поражать цели на расстоянии 2,5 тыс км.).
Китай, Израиль... - список стран, где прошли испытания ракеты такого класса за
последние пять лет, можно продолжать и продолжать.
Что в этих условиях делать России?
Разумеется, у Москвы есть такой бесспорный
аргумент как стратегические ядерные силы. Но насколько разумно
противопоставлять СЯС и РСМД? Военные эксперты говорят, что это все равно, что
стрелять из пушки по воробьям. Сравнение, конечно, не вполне корректное, но по
сути верное.
В феврале 2007 года тогдашний начальник
Генштаба генерал армии Юрий Балуевский заявил: «Договор … имеет бессрочный
характер, но возможность выхода из него существует, если одна из сторон
предоставит убедительные доказательства о необходимости выхода. Сегодня они
есть: многие страны разрабатывают и совершенствуют ракеты средней дальности, а
Россия, выполнив договор о РСМД, потеряла многие системы этого оружия».
Это заявление вызвало целый шквал
комментариев. На Западе Москву обвиняли даже в попытке начать новую «холодную
войну». Однако политики и эксперты и в России, и на Западе до этого и после
много раз говорили о возможности пересмотра всей действующей договорно-правовой
системы в области безопасности и ядерного сдерживания. К примеру, в действующей
системе не «прописана» американская ПРО в Европе.
Выходить одним или запрещать всем
Если бы сейчас Москва вышла из договора, то
это не означает, что у России тут же появились бы ракеты средней и малой
дальности. Действующие НИИ и КБ не ведут разработок в этом направлении.
«Поднимать» прежние проекты, конца 1980-х годов, уже не имеет смысла – они
устарели. Начать снова «штамповать»
ракеты «Оку» и «Пионер» -для этого уже нет производственной базы, ее необходимо
будет восстанавливать. На это уйдет несколько лет.
Кроме того, односторонний, «жесткий» выход
России из договора РСМД – не лучший вариант для Москвы. Резко хлопнув дверью,
можно получить серьезные имиджевые издержки. Такой шаг в первую очередь
озадачит европейцев, но вряд ли подтолкнет к переговорам о запрете РСМД такие
страны как КНДР и Иран.
Сейчас эксперты спорят о том, насколько
реалистична инициатива Барака Обамы, который предложил России и США сократить
стратегические и тактические
наступательные вооружения на треть. Почему бы переговоры на эту тему не
увязать и с пересмотром договоренностей по РСМД, и с проблематикой ПРО в
Европе?
Другой путь решения проблемы – начать широкие
международные переговоры об ограничении или запрете РСМД. Иными словами
«подключить» к США и России другие страны, придать договору универсальный
характер. Есть же международный Договор о нераспространении ядерного оружия,
который устанавливает жесткие рамки поведения
стран-участниц. Любопытное, что в конце своего президентского срока, в
начале 2012 года Николя Саркози выступил с инициативой о полном запрете ракет
средней и меньшей дальности. Эту инициативу тогда «не услышали». Возможно, ее стоит повторить еще раз.