В пятницу вечером в Большом Кремлевском Дворце
пройдет ежегодная церемония вручения премии "Шансон года". На это
мероприятие всегда собирается отечественный бомонд, и оно всякий раз
гарантированно становится громким событием в нашем шоу-бизнесе – просто потому,
что шансон – одно из самых востребованных музыкальных направлений.
Секрет его успеха прост: так получилось, что
криминальная эстетика, из которой российский шансон и вышел, уже давно и прочно
вошла в нашу жизнь и стала доминирующей константой культурной жизни страны.
В этом году на юбилейной, десятой, Премии
много относительно новых, но уже очень известных имен: 2012-й по праву можно
назвать самым богатым на раскрученных шансонье. Еще никогда их так много не
было на ТВ: где-то с осени в сетках федеральных каналов то и дело появляются
концерты или ток-шоу с участием певцов этого "низкого жанра".
Первый телеканал в прайм-тайм выпускает
бенефис Ваенги, Андрей Малахов целиком посвящает выпуск своего шоу "Пусть
говорят" свадьбе Стаса Михайлова. Эти двое не покидают радио-эфиры, не
вылезают со страниц журналов светской хроники и раздают интервью направо и
налево.
Они прочно вошли в нашу жизнь и перестали
олицетворять собой исключительно заунывно-лирическую музыку с текстами, которые
не в бровь, но в глаз. Нынче эти два ярчайших представителя – как зеркало
русской масс-культуры. В них собралось все то, что наболело в душе у
среднестатистического жителя этой большой страны – тоска по несбывшимся
надеждам, суровая романтика городских окраин и деревенских проулков и огромное
стремление на все наплевать. И еще – жесткая правда жизни, выраженная, в первую
очередь, чисто стилистическими методами, а именно – подбором наиболее острых
фразочек и наименее выразительных мелодий.
Блатное
происхождение
Корни российского шансона, конечно же, в
блатных песнях. Жанр незамысловатый и в чем-то даже трогательный: простое
повествование с очень точным сюжетом, описание тяжелых жизненных ситуаций и
переживаний лирического героя, как правило, тесно связанного с преступной средой.
Блатная музыка появилась еще в царской России,
но стала по-настоящему всенародно любимой в Советские годы. Она никогда не была
официально признанной и существовала как бы в подполье, что придавало ей
особого шарма и привлекательности в глазах даже у людей с тонким вкусом.
"Мурку" пели на праздничных застольях, "Таганку" тянули в
походах и на дачах.
Блатное, поистине народное искусство
советского периода заложило основу для формирования целого культурного пласта,
уже в самом начале 1990-х захватившего все информационное пространство – радио,
ТВ, кинематограф и даже эстраду.
Уже в 1990 году в Москве впервые прошел
фестиваль блатной музыки "Гоп-стоп шоу". В 1991 году проводят
аналогичный фестиваль в Санкт-Петербурге – "Русский шансон.
Лиговка−91". И понеслось.
Уже много лет отечественный масскульт
пропагандирует романтику криминального мира всеми мыслимыми и немыслимыми
способами. Начиная с очень громкого и популярного сериала "Бригада"
начала 2000-х и заканчивая свежим детищем "Первого канала" об
"Охотниках за бриллиантами" нам объясняют, что бандиты тоже люди – со
своими слабостями, надеждами и даже этическим кодексом. Михаил Круг, Михаил
Шафутинский, Вика Цыганова и Александр Новиков пели со сцены и из магнитофонов
о "Владимирском централе" и "Понтах Амура", доказывая, что
и зэки любить умеют.
Даже русский язык впитал в себя так много
жаргонизмов, что мы уже и сами не знаем о блатном происхождении многих слов,
например, таких, как "беспредел" или "ксива". Да и само
выражение "по блату" прочно вошло в наш обиход.
Гламурный
шансон
Сегодняшний шансон стал немного мягче и
"цивилизованнее" – по крайней мере тот, что имеет выход на большое ТВ
и в радиоэфиры: в нем почти не осталось тюремного фольклора, он стал более
лиричным и сдержанным. Трофим, Ваенга, Александр Новиков, Любовь Успенская,
Виктор Третьяков поют про другое – их, в основном, волнует тяжелая
"бабская доля" или настоящие мужские проблемы.
Такой гламурный шансон, или шансон-лайт, – как
локомотив всей индустрии, за которым тянутся сотни малоизвестных исполнителей
жесткого варианта – с надрывом и матерком.
Любят и тот и другой.
В 2005 году Фонд "Общественное
мнение" проводил опрос про музыкальные пристрастия россиян: тогда на
стороне шансона оказались симпатии каждого третьего опрошенного. Несколько
месяцев назад портал Superjob провел аналогичный опрос, но уже только в
интернете – шансон предпочитают 20% активных интернет-пользователей. Для
преимущественно молодой и продвинутой аудитории это очень много.
Ежедневная аудитория "Радио Шансон"
– главного пропагандиста этого стиля, – по данным Gallup Media, насчитывает
почти 10 миллионов слушателей. По всевоможным рейтингам это радио всегда
попадает в пятерку самых популярных, а в большинстве городов оно уверенно
входит в тройку самых слушаемых станций.
Нечего
менять
У Вилли Токарева в 2010 году вышел альбом под
названием "Почему блатные песни любят на Руси". Сами шансонье обычно
объясняют свою популярность тем, что они поют простую и каждому понятную
музыку.
По словам культуролога Марка Горьева, на самом
деле секрет прост: это тот случай, когда не только спрос рождает предложение,
но и предложение формирует спрос. "Когда вокруг вся жизнь строится по
законам криминального мира, сложно ждать, что людям, живущим в этой реальности,
будут нравится вальсы Штрауса, – говорит Горьев. – Включаешь телевизор, а там
либо "Чистосердечное признание", либо Малахов про то, как подростки
бомжей сжигают". Не надо считать, что у любителей шансона плохой вкус,
говорит Горьев, у них просто жизнь такая.
Полгода назад в России были приняты
"Основы государственной политики в сфере развития правовой граммотности и
правосознания граждан". В этом документе особое внимание уделяется
представителям творческих профессий и СМИ, которые "пропагандируют
непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и
гражданина, поэтизируют и пропагандируют криминальное поведение".
С тех пор ничего не изменилось. Да и что можно
изменить, на самом деле, не очень-то и понятно. Шансон любят, за него платят
деньги. Закрывать радио в условиях свободного рынка было бы странно, а
приравнивать тексты песен к экстремистской литературе – как-то глупо.
Но вот не проводить церемонию вручения премия
"Шансон года" на главной российской сцене, наверное, можно было бы.