Четверг
09.05.2024
00:03
ПолитОбзор    PolitObzor   ПолитОбзор   
 
 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS 

 

Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Россия / Аналитика [13]
Россия / Оппозиция [87]
Россия / Оппозиция Pussy Riot [16]
Россия / Война с террором [9]
Россия / Внешняя политика [43]
Россия / Армия и вооружения [43]
Россия / Внутренняя политика [50]
Россия / Внутренняя политика / Путин [18]
Россия / События / Происшествия [24]
Россия / NATO [5]
Россия / Ближний восток [5]
Россия / Отношения с США [24]
Россия / Отношения с Китаем [4]
Россия / Отношения с Канадой [0]
Россия / Отношения с Турцией [4]
Россия / Отношения с Японией [5]
Россия / Отношения с Швецией [1]
Россия / Отношения с Англией [9]
Россия / Отношения с Францией [1]
Россия / Отношения с Германией [1]
Россия / Отношения с Евросоюзом [6]
Россия / Отношения с Белоруссией [7]
Россия / Отношения с Украиной [25]
Россия / Отношения с Грузией [0]
Россия / Отношения с Грузией / Война 08.08.08 [1]
Россия / Экономика, социальная сфера [19]
Россия / Российские граждане за рубежом [9]
Россия / Новости шоу-бизнеса (события, происшествия, курьезы) [4]
Россия / Вмешательства во внутренниие дела из вне. [11]
Россия / Иностранные СМИ о России [3]
Россия / Некомпетентность и провокации западных СМИ в репортажах о России [2]
Россия / Разведка [3]
Россия / Президентские выборы 2012 г. [28]
Россия / Выборы в ГД РФ 2011 г. [22]
Россия / Разное [31]
Россия / Милиция-Полиция [10]
Россия / Кавказ [2]
Наш опрос
Оцените сайт PolitObzor
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Россия » Россия / Новости шоу-бизнеса (события, происшествия, курьезы)

Эволюция шансона в России от блатняка до Стаса Михайлова

Эволюция шансона в России от блатняка до Стаса Михайлова

Источник: http://ria.ru/



В пятницу вечером в Большом Кремлевском Дворце пройдет ежегодная церемония вручения премии "Шансон года". На это мероприятие всегда собирается отечественный бомонд, и оно всякий раз гарантированно становится громким событием в нашем шоу-бизнесе – просто потому, что шансон – одно из самых востребованных музыкальных направлений.

 

Секрет его успеха прост: так получилось, что криминальная эстетика, из которой российский шансон и вышел, уже давно и прочно вошла в нашу жизнь и стала доминирующей константой культурной жизни страны.

 

В этом году на юбилейной, десятой, Премии много относительно новых, но уже очень известных имен: 2012-й по праву можно назвать самым богатым на раскрученных шансонье. Еще никогда их так много не было на ТВ: где-то с осени в сетках федеральных каналов то и дело появляются концерты или ток-шоу с участием певцов этого "низкого жанра".

 

Первый телеканал в прайм-тайм выпускает бенефис Ваенги, Андрей Малахов целиком посвящает выпуск своего шоу "Пусть говорят" свадьбе Стаса Михайлова. Эти двое не покидают радио-эфиры, не вылезают со страниц журналов светской хроники и раздают интервью направо и налево.

 

Они прочно вошли в нашу жизнь и перестали олицетворять собой исключительно заунывно-лирическую музыку с текстами, которые не в бровь, но в глаз. Нынче эти два ярчайших представителя – как зеркало русской масс-культуры. В них собралось все то, что наболело в душе у среднестатистического жителя этой большой страны – тоска по несбывшимся надеждам, суровая романтика городских окраин и деревенских проулков и огромное стремление на все наплевать. И еще – жесткая правда жизни, выраженная, в первую очередь, чисто стилистическими методами, а именно – подбором наиболее острых фразочек и наименее выразительных мелодий.

 

Блатное происхождение

 

Корни российского шансона, конечно же, в блатных песнях. Жанр незамысловатый и в чем-то даже трогательный: простое повествование с очень точным сюжетом, описание тяжелых жизненных ситуаций и переживаний лирического героя, как правило, тесно связанного с преступной средой.

 

Блатная музыка появилась еще в царской России, но стала по-настоящему всенародно любимой в Советские годы. Она никогда не была официально признанной и существовала как бы в подполье, что придавало ей особого шарма и привлекательности в глазах даже у людей с тонким вкусом. "Мурку" пели на праздничных застольях, "Таганку" тянули в походах и на дачах.

 

Блатное, поистине народное искусство советского периода заложило основу для формирования целого культурного пласта, уже в самом начале 1990-х захватившего все информационное пространство – радио, ТВ, кинематограф и даже эстраду.

 

Уже в 1990 году в Москве впервые прошел фестиваль блатной музыки "Гоп-стоп шоу". В 1991 году проводят аналогичный фестиваль в Санкт-Петербурге – "Русский шансон. Лиговка−91". И понеслось.

 

Уже много лет отечественный масскульт пропагандирует романтику криминального мира всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Начиная с очень громкого и популярного сериала "Бригада" начала 2000-х и заканчивая свежим детищем "Первого канала" об "Охотниках за бриллиантами" нам объясняют, что бандиты тоже люди – со своими слабостями, надеждами и даже этическим кодексом. Михаил Круг, Михаил Шафутинский, Вика Цыганова и Александр Новиков пели со сцены и из магнитофонов о "Владимирском централе" и "Понтах Амура", доказывая, что и зэки любить умеют.

 

Даже русский язык впитал в себя так много жаргонизмов, что мы уже и сами не знаем о блатном происхождении многих слов, например, таких, как "беспредел" или "ксива". Да и само выражение "по блату" прочно вошло в наш обиход.

 

Гламурный шансон

 

Сегодняшний шансон стал немного мягче и "цивилизованнее" – по крайней мере тот, что имеет выход на большое ТВ и в радиоэфиры: в нем почти не осталось тюремного фольклора, он стал более лиричным и сдержанным. Трофим, Ваенга, Александр Новиков, Любовь Успенская, Виктор Третьяков поют про другое – их, в основном, волнует тяжелая "бабская доля" или настоящие мужские проблемы.

 

Такой гламурный шансон, или шансон-лайт, – как локомотив всей индустрии, за которым тянутся сотни малоизвестных исполнителей жесткого варианта – с надрывом и матерком.

 

Любят и тот и другой.

 

В 2005 году Фонд "Общественное мнение" проводил опрос про музыкальные пристрастия россиян: тогда на стороне шансона оказались симпатии каждого третьего опрошенного. Несколько месяцев назад портал Superjob провел аналогичный опрос, но уже только в интернете – шансон предпочитают 20% активных интернет-пользователей. Для преимущественно молодой и продвинутой аудитории это очень много.

 

Ежедневная аудитория "Радио Шансон" – главного пропагандиста этого стиля, – по данным Gallup Media, насчитывает почти 10 миллионов слушателей. По всевоможным рейтингам это радио всегда попадает в пятерку самых популярных, а в большинстве городов оно уверенно входит в тройку самых слушаемых станций.

 

Нечего менять

 

У Вилли Токарева в 2010 году вышел альбом под названием "Почему блатные песни любят на Руси". Сами шансонье обычно объясняют свою популярность тем, что они поют простую и каждому понятную музыку.

 

По словам культуролога Марка Горьева, на самом деле секрет прост: это тот случай, когда не только спрос рождает предложение, но и предложение формирует спрос. "Когда вокруг вся жизнь строится по законам криминального мира, сложно ждать, что людям, живущим в этой реальности, будут нравится вальсы Штрауса, – говорит Горьев. – Включаешь телевизор, а там либо "Чистосердечное признание", либо Малахов про то, как подростки бомжей сжигают". Не надо считать, что у любителей шансона плохой вкус, говорит Горьев, у них просто жизнь такая.

 

Полгода назад в России были приняты "Основы государственной политики в сфере развития правовой граммотности и правосознания граждан". В этом документе особое внимание уделяется представителям творческих профессий и СМИ, которые "пропагандируют непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизируют и пропагандируют криминальное поведение".

 

С тех пор ничего не изменилось. Да и что можно изменить, на самом деле, не очень-то и понятно. Шансон любят, за него платят деньги. Закрывать радио в условиях свободного рынка было бы странно, а приравнивать тексты песен к экстремистской литературе – как-то глупо.

 

Но вот не проводить церемонию вручения премия "Шансон года" на главной российской сцене, наверное, можно было бы.

Категория: Россия / Новости шоу-бизнеса (события, происшествия, курьезы) | Добавил: konstantinich (21.04.2012)
Просмотров: 1011 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Форма входа
Наши источники

Военное обозрение

Коммерсантъ

Голос России

Эхо Москвы

Переводика

inoСМИ.Ru

NVO.NG.RU

Дни.RU

Взгляд

ИноТВ

Copyright MyCorp © 2024