Источник: http://www.itar-tass.com/
Вклад Соединенных Штатов в развитие
конструктивного международного взаимодействия в области прав человека вызывает
немало вопросов. Так, США, позиционирующие себя в качестве флагмана в деле
борьбы за права человека, ведут себя весьма пассивно в том, что касается
участия в соответствующих международно-правовых актах.
Реальность такова, что из 9 основных
международных договоров в области поощрения и защиты прав человека (согласно
принятой в ООН классификации) США не являются участниками Международного пакта
об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка,
Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о
защите прав трудящихся-мигрантов, Международной конвенции о защите от
насильственных исчезновений и Конвенции о правах инвалидов.
Примечательно, что в Конвенции о правах
ребенка участвуют все государства-члены ООН, за исключением США, Сомали и
Южного Судана.
Весьма показательна и провалившаяся недавно
попытка американских законодателей ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов,
в которой участвуют 127 государств, включая Россию. Звучавшие ссылки на то, что
ратификация этого международного договора, дескать, нанесет ущерб интересам
национальной безопасности США, вызывают, по меньшей мере, недоумение.
Что касается договоров, в которых США являются
государствами-участниками, то их три: Международный пакт о гражданских и
политических правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой
дискриминации и Конвенция против пыток. Но и здесь участие Соединенных Штатов в
этих договорах обставлено многочисленными оговорками, которые, зачастую, уже
сами по себе не совместимы с целями и задачами конкретных документов.
Чего стоит хотя бы американская оговорка к
статье 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
запрещающей всякую пропаганду расизма. При этом ни для кого не секрет, что
данную оговорку, трактующую распространение расистских идей, включая идеологию
неонацизма, Комитет по ликвидации расовой дискриминации – независимый
контрольный орган по соответствующей Конвенции – по сути, признал ничтожной.
Не стоит забывать и о том, что Соединенные
Штаты были одной из немногих стран, которые в свое время голосовал в
Генеральной Ассамблее ООН против создания Совета ООН по правам человека –
главного профильного межправительственного органа, а затем довольно долго
бойкотировали его работу. Да и для того, чтобы в конце концов избраться в
Совет, Соединенным Штатам пришлось уговаривать одного из своих партнеров по
Западной региональной группе сняться с выборов, дабы обеспечить себе отсутствие
конкуренции при голосовании.
Кстати, при избрании в Совет американская
сторона публично взяла на себя обязательство присоединиться к ряду
международных договоров по правам человека, включая Конвенцию о правах ребенка
и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Однако эти
слова так и остались обещанием.
Так что ответ на вопрос относительно оценки в
ООН послужного списка США в области прав человека достаточно очевиден.