Третий срок для единства
Сочетается ли европейская интеграция по Ангеле Меркель с
евразийской интеграцией по Владимиру Путину
23 сентября 2013, 21:05
Текст: Петр Акопов
Источник: http://vz.ru/
После выборов в Германии Ангела Меркель
останется у власти на третий срок – и никаких обвинений в недемократичности это
не вызвало. Именно личная популярность канцлера во многом и обеспечили ее
партии успех на парламентских выборах. Теперь Меркель предстоит заниматься
европейской интеграцией – так же, как Владимиру Путину – евразийской.
Победа партии Ангелы Меркель на выборах в
немецкий бундестаг была предсказуемой, но результат ХДС-ХСС оказался даже выше ожидаемого. Они заняли 311
из 630 мест в парламенте – то есть им не хватило всего 5 для завоевания
абсолютного большинства. Хотя их прежние партнеры по коалиции, свободные
демократы и не прошли в бундестаг, никто не сомневается, что Меркель снова
станет канцлером – скорее всего в большой коалиции с главным соперником,
социал-демократами.
Для СДПГ, получившей 192 места, теоретически
есть возможность выстроить коалицию с «Левыми» и «Зелеными» (у которых 64 и 63
места), но в ее устойчивость мало кто верит. Но главный итог германских выборов
– не успех ХДС, не провал СвДП и даже не то, что бывшие восточногерманские
коммунисты стали третьей партией страны. Этот вообще были не партийные выборы,
признают многие немецкие наблюдатели – боролись личности.
Ангела Меркель выиграла без своей партии, это
подчеркивают как консервативная Die Welt, так и левая Berliner Zeitung. Налоги,
справедливость и евро не были решающими факторами этой кампании, пишет Bild,
главный вопрос был – кому люди доверят править спокойно, разумно и с крепкими
нервами? Доверие к Меркель было еще более заметно на фоне откровенно слабого
кандидата в канцлеры от СДПГ, Пера Штайнбрюка. Ее популярность принесла победу
партии, немцы не хотят ничего менять, а хотят, чтобы Меркель стала Mutti,
матушкой, пишет Spiegel. Меркель – прагматик, и именно это привлекает к ней
симпатии избирателей. Статья Ути Шеффер в «Deutsche Welle» так и называется –
«Принцип Меркель - чистый прагматизм». При этом Меркель и консерватор, но
консерватор прагматичный, порой проводящий вполне социал-демократическую
политику. В этом тоже секрет ее успеха.
«Меркель постепенно лишила политических
оппонентов их важнейших тем: больше социальной справедливости, меньше налоговой
нагрузки для семей, отмена воинской повинности, политика невмешательства в
конфликты в Ливии и Сирии, переход на возобновляемые источники энергии, - пишет
Шеффер в «Deutsche Welle», - На бумаге коалиция, правившая в ФРГ последние четыре
года, является консервативно-либеральной. На практике же она часто воплощала
идеи социал-демократов, а порой – «зеленых».
Мало кто мог предсказать политическое
долгожительство и успех Меркель в 2000 году, когда она возглавила ХДС –
представительница Восточной Германии стала во главе оппозиционной партии,
сотрясаемой скандалами вокруг финансовых махинаций бывшего канцлера Гельмута
Коля и неудачным выступлением на выборах.
Будучи лидером партии, Меркель не выдвигалась
в канцлеры на выборах в 2002 году, но в 2005 году, после досрочных выборов
стала главой правительства – как теперь выясняется, чтобы оставаться ей до 2017
года. Сейчас Меркель становится не просто самой влиятельной фигурой в Германии,
но и ключевым игроком в Европейском союзе – ей нужно не только вывести его из
кризиса, но и обеспечить развитие по тому пути, который нужен Германии:
усиление политической интеграции на фоне жесточайшего экономического кризиса в еврозоне.
Если ей это удастся, то ее место в истории
Германии будет в одном ряду с канцлером Бисмарком, создавшим Германский рейх и
Гельмутом Колем, объединившим ГДР и ФРГ. Роль России в обоих случаях (а вовсе не только в 1990)
была очень важной – без нашей доброй воли единой Германии просто не было бы. И
в этот раз, создание Берлином единой Европы по собственному, а не
англосаксонскому сценарию - то есть
Европы управляемой самими европейцами и действующей в их интересах, а не
марионетки и младшего партнера островных и заокеанских манипуляторов – возможно
в стратегическом союзе с Россией, а не в борьбе или противостоянии ей.
В Германии часто критикуют Владимира Путина –
особенно жесткие упреки в недемократичности раздавались в прошлом году, когда
он в третий раз переизбрался президентом. Хотя сама Ангела Меркель и не
протестовала против выдвижения Путина (как это делали многие политики в США и
Англии), все же в общественном мнении Германии отношение к российскому
президенту в основном критическое. Это объясняется как извечным взглядом немцев
на Россию, как на страну, которая является угрозой (хотя многовековая история
наших отношений показывает, что немцы нападали на русских, а не наоборот) и
нуждается в прививке «настоящей» цивилизации.
Одним из важнейших достижений своей
цивилизации немцы считают выборную демократию – изобретенная англичанами, они
после ряда военных поражений была привита на немецкой почве. Сегодня и Англия,
и Германия относятся к странам с
парламентским правлением – депутаты формируют правительство, и его глава
является фактическим руководителем страны (формальными же выступает королева и
президент). Никаких ограничений по сроку пребывания у власти для
премьер-министра (канцлера) нет – еще бы, ведь если избиратели десятилетиями
отдают большинство одной и той же партии, то как можно запретить лидеру этой
партии возглавить правительство?
Канцлер Аденауэр правил 14 лет, Коль – 16,
Меркель к 2017 году будет 12 лет находится у власти. Более частая смена
английских премьеров в послетэтчеровский период (а она правила 11 лет)
объясняется вовсе не борьбой с культом личности, а недостаточными лидерскими
качествами преемников «железной леди». Сильные государственные деятели среди
руководителей вообще стали редкостью в Европе – и это связано как с диктатурой
толерантности (выдвигающей на первый план тех, кто умеет только искать
компромиссы и боится откровенно выражать свое собственное мнение), так и с все
нарастающей тенденцией уменьшения роли и влияния национальных государств (в пользу
транснациональных корпораций и
наднациональных организаций).
Поэтому появление политика, даже слегка
похожего на человека, который говорит то, что думает, вызывает восторг
избирателей – как было, например с Саркози (что не исключает очень быстрого разочарования
– когда выясняется, что масштаб личности не соответствует примеряемой маске).
Претензии немецких, французских или английских
интеллектуалов и политиков к форме правления и времени нахождения у власти
Владимиру Путину носят поэтому вдвойне лукавый характер.
Во-первых, Россия имеет принципиально отличные
от европейских стран устройство и историю. Даже не говоря о том, что мы
действительно другая цивилизация (о чем, к огромному неудовольствию наших
либералов-западников на днях напомнил Владимир Путин), у нас совершенно
по-разному формировались единые государства, серьезным образом отличается
отношение народа к власти и к ее функциями и задачам. Единство страны для
Германии (или Испании) и России значит вовсе не одно и тоже – хотя формально
это федеративные государства. Сильная президентская власть в России просто не
имеет альтернативы – как потому, что она отвечает национальным чаяниям и
представлениям о государстве, так и по причине того, что недолгий, но кровавый
опыт несколько раз повторявшихся в нашей истории «смутных времен» наглядно
показал, к чему приводит ослабление центральной власти.
При этом нам абсолютно серьезно предлагают
вести дискуссии о том, что законно избранный президентом Путин должен уйти,
потому что часть общества настаивает на замене правителя исходя из тех же
критериев, что и при смене устаревшей модели какого-нибудь гаджета. Английскую
королеву – правящую, причем вовсе не так номинально, как это выглядит со
стороны, уже 60 лет – вовсе не собираются списывать в архив: наоборот, сам
институт английской монархии всячески пропагандируют в СМИ, создавая ему новый,
привлекательный для массового потребителя образ.
Во-вторых, упреки в «долгом правлении» в адрес
Путина как минимум странно слышать от представителей тех стран, где сроки
нахождения у власти первого лица вообще никак не ограничены. В России все-таки
есть норма о двух сроках (необдуманно введенная двадцать лет назад – когда ее
просто списали с французского и американского образцов), а правительствами
Англии или Германии, теоретически, и в наши дни мог бы руководить
государственный деятель, занявший этот пост хоть 30, хоть 60 лет назад (когда
начала править Елизавета Вторая). Все, что ему нужно было бы делать – это раз в
четыре года приводить свою партию к победе на выборах.
При этом, как и в случае Ангелы Меркель, ему
вовсе не нужно было бы получать абсолютное большинство голосов избирателей (ее
партия набрала 41,5 процент) – парламентское правление дает возможность
формировать различные варианты коалиций, меняя младших партнеров правящей
партии как перчатки. При этом, чтобы стать президентом России нужно получить
большинство голосов тех, кто пришел на выборы – так что легитимность президента
в любом случае выше, чем у главы европейского правительства, сформированного
получившей относительное большинство голосов партией. Это, конечно, мелочь – но
тоже характерная.
Германия, как несомненный лидер объединенной
Европы, вступает в важнейший период своего существования. Ей предстоит или
осуществить планы по политическому сплачиванию Европы (и неминуемому в случае успеха
размежеванию с США, которое приведет к краху евроатлантизма, как двигателя всей
нынешней глобализации) или замкнуться в себе, отказавшись от этого
сверхамбициозного проекта. Судя по тому, что партия евроскептиков не смогла на
этих выборах преодолеть 5-процентный барьер (правда, не дотянув всего трети
процента) уход в изоляционизм Германии явно не грозит. Да и весь исторический
опыт немецкого народа показывает, что он не из тех, кто отступает перед
трудностями и проблемами. Конечно, сами планы евроинтеграции вызывают
серьезнейшие опасения и сопротивление в различных слоях европейского общества,
но, по большому счету, сорвать германские планы могут только две силы.
Англосаксы - если США и Англия сочтут, что
проект объединенной Европы уходит из-под их контроля и начнут разрушать его. И
Россия – если старый немецкий «дранг нах остен» и в этот раз возобладает над
прагматизмом и реализмом, и Германия будет поддерживать усилия англосаксонских
элит по отрыву от России Украины и включению ее в объединенную Европу.
Хотя после вчерашней победы Ангела Меркель и
заявила, что ее фантазия на ближайшие четыре исчерпана, понятно, что именно
укрепление и развитие Европейского союза станет ее главной заботой и мечтой.
Точно так же, как и для Владимира Путина важнейшей внешнеполитической задачей
станет строительство Евразийского союза. Успех строительства двух этих союзов
определит дальнейшую судьбу не Путина и Меркель, а двух соседних цивилизаций и
их отношений. И как настоящие государственные деятели Путин и Меркель будут
думать об этом – а не о том, как им переизбраться в 2017 и 2018 годах. К тому
же, если ко времени выборов они добьются
ощутимых успехов на «союзных» направлениях, то переизбрание им и так
обеспечено.
|