В середине августа многие авторитетные
экономисты Запада выступили с заявлениями о том, что мировую экономику в самом
ближайшем будущем ждут новые масштабные потрясения, а меры, принимаемые
ведущими странами мира, прежде всего США, для предотвращения "второй
волны" кризиса, недостаточны и неэффективны. Особое место в ряду подобных
прогнозов занимают выступления Нуриэля Рубини, профессора экономики
Нью-Йоркского университета и председателя совета директоров консалтинговой
фирмы RGE Monitor. Самое громкое из них,
опубликованное в "Financial Times"
14 августа, и комментарии к нему наших постоянных авторов мы предлагаем
вниманию читателей "Завтра". Разумеется, более подробное обсуждение
различных аспектов этой всё более актуальной проблемы будет продолжено в следующих
выпусках газеты.
Высокая нестабильность курсов акций, ударившая
сейчас по мировым финансовым рынкам, является сигналом того, что большинство
развитых экономик находятся на краю повторного экономического спада. Финансово-экономический
кризис, вызванный чрезмерными долгами и огромными заёмными средствами частного
сектора, привел к выделению огромных заемных средств государственному сектору с
целью предотвратить Великую депрессию №2. Но последующее восстановление в
большинстве развитых экономик оказалось малокровным и происходит не на должном
уровне, учитывая болезненное уменьшение выделения заемных средств.
Теперь сочетание высоких цен на нефть и
товары, беспорядков на Ближнем Востоке, землетрясения и цунами в Японии,
кризиса задолженности еврозоны и налогово-бюджетных проблем Америки (а теперь и
снижения ее кредитного рейтинга) привело к сильному росту нежелания инвесторов
принимать на себя риск. В экономическом плане США, еврозона, Великобритания и
Япония работают вхолостую. Даже быстро растущие развивающиеся рынки (Китай,
некоторые страны Азии и Латинской Америки) и экспортно-ориентированные
экономики, полагающиеся на данные рынки (Германия и богатая ресурсами
Австралия) переживают период резкого замедления экономического роста.
До прошлого года политикам всегда удавалось
доставать нового кролика из шляпы для восстановления прежнего уровня цен на
активы и стимулирования экономического восстановления: налогово-бюджетное
стимулирование, почти нулевые процентные ставки, два раунда "количественного
послабления" (т.е. увеличения денежной массы центральным банком за счет
кредитной эмиссии), защитное ограждение безнадежных долгов и триллионы долларов
государственной финансовой помощи и обеспечения ликвидности банков и финансовых
учреждений — чиновники перепробовали все. Теперь кролики у них закончились.
Налогово-бюджетная политика в настоящее время
тормозит экономический рост как в еврозоне, так и в Великобритании. Даже в США
правительства штатов и округов — а теперь еще и федеральное правительство — сокращают
расходы, в том числе на социальное обеспечение. Очень скоро они начнут повышать
налоги.
Очередной раунд государственной финансовой
помощи банкам является политически неприемлемым и экономически
нецелесообразным: большинство правительств, особенно в ЕС, находятся в
настолько бедственном положении, что не могут себе позволить выделять
финансовую помощь банкам; более того, их суверенный риск начинает вызывать
опасения по поводу здоровья банков ЕС, которые владеют большей частью все более
ненадежных государственных ценных бумаг.
Не поможет сильно и кредитно-денежная
политика. В еврозоне и Великобритании количественное послабление ограничено
"сверхплановой" инфляцией. Федеральный резерв США, вероятно, начнет
третий раунд количественного послабления (QE3), но это будет
слишком мало и слишком поздно. Прошлогодние 600 млрд. долл. QE2
и 1 триллион за счет снижения налогов и социальных выплат дали всего 3%-ный
экономический рост в течение одного квартала. Затем, в первой половине 2011 г., экономический рост
резко упал ниже 1%. Размер QE3 будет значительно
меньше, и оно сделает гораздо меньше для восстановления прежнего уровня цен на
активы и возобновления экономического роста.
Обесценивание валюты не является
целесообразным вариантом для любой развитой страны: всем им для восстановления
экономического роста требуются более слабая валюта и улучшение внешнеторгового
баланса, но они все вместе не смогут добиться этого одновременно. Поэтому
надежда на то, что обменные курсы повлияют на внешнеторговый баланс, — это игра
с нулевым исходом. Следовательно, недолго осталось ждать до начала валютных
войн: а Япония и Швейцария уже начали битву за ослабление своих обменных
курсов. Вскоре этому примеру последуют и другие.
Тем временем в еврозоне Италия и Испания рискуют
потерять доступ к рынкам. Также усиливаются финансовые затруднения Франции. Но
Италия и Испания слишком велики, чтобы позволить себе обанкротиться, и слишком
велики, чтобы их спасали финансово извне. Пока что Европейский центральный банк
приобретет некоторое количество их облигаций в качестве перехода к новому
Европейскому стабилизационному фонду (ЕСФ) еврозоны. Но если Италия или Испания
потеряют доступ к рынкам, то 440 млрд. евро (627 млрд. долл.) средств на
финансовую войну ЕСФ могут быть истощены к концу текущего года или к началу 2012 г.
Затем, если только данные средства ЕСФ не
будут утроены (чему будет сопротивляться Германия), единственным оставшимся
вариантом будет аккуратная, но принудительная реструктуризация долга Италии и
Испании, как это уже случилось в Греции. Следом произойдет принудительная
реструктуризация необеспеченной задолженности неплатежеспособных банков. Итак,
хотя процесс отказа от предоставления государственной финансовой помощи едва
успел начаться, сокращение задолженности станет необходимым, если страны не
смогут с помощью экономического роста, сбережений или инфляции решить свои
долговые проблемы.
Так что Карл Маркс, похоже, был отчасти прав,
когда утверждал, что глобализация и финансовое посредничество способны выйти
из-под контроля, а перераспределение дохода и богатства от труда к капиталу
может привести капитализм к самоуничтожению (хотя его мнение о том, что
социализм будет лучше, оказалось ошибочным). Фирмы сокращают рабочие места,
потому что нет достаточного конечного спроса. Но сокращение рабочих мест
приводит к уменьшению трудового дохода, увеличению неравенства и снижению
конечного спроса.
Недавние народные выступления, начиная с
Ближнего Востока и Израиля и заканчивая Великобританией, а также рост народного
гнева в Китае (а вскоре и в других развитых экономиках и на других
развивающихся рынках) вызваны одними и теми же проблемами: рост неравенства,
бедности, безработицы и чувства безнадежности. Даже средний класс всего мира
ощущает тиски падающих доходов и возможностей.
Чтобы дать рыночно ориентированным экономикам
функционировать так, как они должны и могут, необходимо вернуться к правильному
балансу между рынками и обеспечением общественных благ. Это означает отход как
от присущей англоязычным странам модели невмешательства государства в экономику
и "рейганомики" (т.е. переноса акцентов с регулирования спроса на
товары и услуги на стимулирование их производства), так и от присущей остальным
"западным" странам модели государства всеобщего благосостояния на
основе дефицита. Обе эти модели потерпели неудачу.
Сегодня для создания правильного баланса
необходимо создавать рабочие места частично с помощью дополнительного
налогово-бюджетного стимулирования с целью продуктивных инвестиций в
инфраструктуру. Для этого также потребуются: более прогрессивное
налогообложение; более сильное краткосрочное налогово-бюджетное стимулирование
с более сильной средне- и долгосрочной налогово-бюджетной дисциплиной;
поддержка последних кредиторских инстанций органами кредитно-денежного
регулирования для предотвращения разорительного массового изъятия вкладов из
банков; снижение долгового бремени для неплатежеспособных семей и других
пострадавших субъектов рынка; более строгий контроль и регулирование финансовой
системы, выходящей из-под контроля; а также разделение банков, слишком больших,
чтобы обанкротиться, и олигополистических трестов.
Со временем развитым странам потребуется
делать инвестиции в человеческий капитал, навыки и в системы социальной защиты
для повышения производительности и для того, чтобы рабочие могли конкурировать,
быть универсальными и могли процветать в глобализированной экономике. В противном
случае нас ждут (как в 1930-х гг.) бесконечный застой, спад деловой активности,
валютные и торговые войны, жесткий контроль капитала, финансовый кризис,
неплатежеспособность многих стран, а также масштабная социально-политическая
нестабильность.