В сентябре 1943 г в США была запущена
программа разработки ряда тяжелых боевых машин. Исследования, проведенные
департаментом вооружения, показали, что подобные машины могут понадобиться в
Европе для преодоления заблаговременно укрепленных оборонительных линий типа
немецкого "Западного вала". Планировалось использовать новую 105-мм
пушку Т5Е1. На танке планировалось использовать 200 мм броню и
электротрансмиссию, разработанную для тяжелого танка Т1Е1 и среднего Т23. Пушка
Т5Е1 обладала высокой начальной скорость снаряда и могла эффективно поражать
бетонные укрепления. Шеф департамента вооружения посчитал, что в течение восьми
- двенадцати месяцев можно выпустить 25 таких танков (обычно столько времени
требовалось для изготовления одного опытного образца), что позволило бы им
поспеть к вторжению в Европу. Сухопутные Силы с этим не согласились и
рекомендовали изготовить только три опытных танка, а электротрансмиссию
заменить на механическую. После согласований в марте 1945 г Тыл сухопутных войск
заказал пять танков, получивших обозначение Т28. При этом бронирование было
усилено до 305 мм,
а боевой вес был поднят до 95 т.
По проекту предполагалось создать приземистый,
6езбашенный танк. При этом 105-мм пушка Т5Е1 монтировалась в лобовом листе с
углами наведения по горизонту 10°, и углами склонения +20-5°. Экипаж из четырех
человек должен был включать водителя и наводчика, сидящих спереди слева и
справа от пушки соответственно, заряжающего - сзади-слева и командира за
наводчиком. Водитель и командир имели в своем распоряжении наблюдательные
башенки. Вокруг командирской башенки монтировалась турель под 12,7-мм пулемет
"Браунинг". Его мог использовать только командир, стоя в люке, что
позволяло считать пулемет только вспомогательным вооружением, если не считать
личного оружия членов экипажа. Наводчик имел в своем распоряжении
телескопический прицел, связанный со стволом пушки, и перископический прицел,
установленный на крыше боевого отделения.
По проекту предполагалось создать приземистый,
6езбашенный танк. При этом 105-мм пушка Т5Е1 монтировалась в лобовом листе с
углами наведения по горизонту 10°, и углами склонения +20-5°. Экипаж из четырех
человек должен был включать водителя и наводчика, сидящих спереди слева и
справа от пушки соответственно, заряжающего - сзади-слева и командира за
наводчиком. Водитель и командир имели в своем распоряжении наблюдательные
башенки. Вокруг командирской башенки монтировалась турель под 12,7-мм пулемет
"Браунинг". Его мог использовать только командир, стоя в люке, что
позволяло считать пулемет только вспомогательным вооружением, если не считать
личного оружия членов экипажа. Наводчик имел в своем распоряжении
телескопический прицел, связанный со стволом пушки, и перископический прицел,
установленный на крыше боевого отделения.
Шеф департамента вооружения 7 февраля 1945 г издал меморандум с
предложением сменить наименование с Т28 на "самоходное" Т95, учитывая
как раз отсутствие башни и слабое вспомогательное вооружение. Приказом ОСМ
26898 от 8 марта 1945 г
это предложение было одобрено. Учитывая напряжение промышленности, загруженной
военными заказами, оказалось трудно найти мощности даже для изготовления пяти
машин. Проект согласилась реализовать "Пасифик кар и фоундари
компани", и в мае 1945 г
она получила чертежи проекта, описание пушечной установки и пружинной
горизонтальной подвески. Сразу началась окончательная доводка проекта. Первая
отливка лобовой части корпуса поступила 20 июня, а сварка корпуса была
завершена в августе 1945 г.
После окончания войны на Тихом океане
количество опытных машин было сокращено в заказе до двух. Первая из них была
отгружена на Абердинский полигон 21 декабря 1945 г, а вторая - 10 января
1946 г.
Первая машина получила регистрационный номер 40226809 и использовалась для
испытаний на Абердине, а вторая - N 40226810 - была переведена в Форт-Кнокс, а
потом в инженерный институт в Юме, Аризона, для испытания наплавных саперных
мостов.
Двигательная установка Т95 была практически
идентична установленной на танке М26 "Першинг", хотя последний был в
два раза легче. Учитывая тяговые характеристики 500-сильного двигателя
Форд-GAF, условия управляемости и передаточное число трансмиссии, скорость
оказалась не выше 12 км/ч.
Реально рекомендовалось двигаться со скорость не более 10 км/ч при 2600 оборотах
двигателя. Большой вес машины заставил особое внимание уделить снижению
удельного давления на грунт. Решение этой проблемы было достигнуто установкой
двух пар гусениц - по паре на борт. Внешние гусеницы вместе с бортовым 100-мм
экраном могли демонтироваться для движения танка по твердому грунту. Снятые
гусеницы при этом буксировались за самоходкой. Снятие внешних гусениц уменьшало
ширину машины с 4,56 м
до 3,15 м.
В Абердине на испытаниях четыре члена экипажа снимали внешние гусеницы с первой
попытки за 4 часа, столько же требовалось для их монтажа. С третьей попытки обе
эти операции заняли 2,5 часа.
Тяжело бронированная, с мощным вооружением
самоходка Т95 не вписывалась в концепцию бронетанковых вооружений Сухопутных
войск США. Так, танки должны были иметь башню, а самоходки - обычно легко
бронировались для достижения максимальной мобильности. Т95 не вписывался ни
туда, ни туда. В результате в июне 1946 г название было вновь изменено - машина
стала тяжелым танком Т28. Посчитали, что мощное вооружение и тяжелое
бронирование больше подходит для танка. Тем не менее, Т28 (Т95) продолжал свои
испытания на Абердинском полигоне до конца 1947 г - определялась
живучесть деталей и узлов при эксплуатации столь тяжелой машины. Всего
"накрутили на гусеницу" 865 км, включая 205 км по дорогам и 660 км по целине. Надо ли
говорить, что на это ушло довольно много времени из-за низкой скорости движения
и небольшого интереса к программе испытаний танка. Работы были остановлены, в
связи с решением департамента военной политики прекратить все работы в классе
100-тонных машин. Один Т28 (Т95) сейчас выставлен в коллекции музея Паттона в
Форт-Кноксе, Кентукки.
Источник:
http://topwar.ru/
|