Американские ПТ-САУ времен войны (часть 1) – М10 Wolverine
Самоходная артиллерийская установка M10
Wolverine имела сокращенное обозначение GMC (3-in. Gun Motor Carriage) M10 и
относилась к классу истребителей танков. В американской армии данная самоходка
получила свое неофициальное прозвище Wolverine (англ. росомаха), которое было
позаимствовано у британских союзников, данная ПТ-САУ поставлялась в
Великобританию по ленд-лизу. САУ М-10, как и многие самоходки Второй мировой,
была создана на шасси среднего танка, в данном конкретном случае «Шермана» M4A2
(модификация M10A1 – на базе танка M4A3). Всего с сентября 1942 по декабрь 1943
года американская промышленность произвела 6706 данных противотанковых
самоходок.
В отличие от немецких и советских самоходок
периода Второй мировой войны, в американских САУ орудие устанавливалось не в
бронерубке, а во вращающейся башне, как и на танках. Для вооружения САУ М-10
использовалась 3-х дюймовая (76,2
мм) пушка М7, которая размещалась в открытой сверху
башне. На корме ее монтировался специальный противовес, который придавал башне
характерный и легко опознаваемый силуэт. Для борьбы с бронированными целями
использовался калиберный бронебойный снаряд без баллистического наконечника
M79. Данный снаряд на дистанции в 1000 ярдов (900 м) при угле встречи 30°
относительно нормали пробивал 76
мм брони. Полный боекомплект САУ состоял из 54 снарядов.
Для самообороны и отражения воздушных атак самоходка оснащалась 12,7-мм
пулемётом М2 «Браунинг», который устанавливался на корме башни. Боекомплект
пулемета состоял из 300 патронов, помимо этого экипаж имел для самообороны и
личное оружие.
История создания
К началу Второй мировой войны американская
армия авральными темпами вела работы по созданию и принятию на вооружение 2-х
истребителей танков – М3 и М6. При этом обе машины являлись лишь вынужденной
временной мерой и плохо подходили для борьбы с танками. Армия нуждалась в
полноценной САУ – истребителе танков. К разработке такой машины в США
приступили в ноябре 1941 года. Проектом предусматривалась установка орудия на
базу танка М4А1 с литым корпусом и бензиновым двигателем, но уже в декабре 1941
данный проект был пересмотрен в пользу очередной модификации танка «Шерман»
М4А2, которая отличалась от предыдущей версии сварным корпусом и дизельным
двигателем.
Прототип САУ получил название Т35. В январе
1942 года был изготовлен деревянный макет, вслед за этим последовала сборка
первых ПТ-САУ в металле. При этом корпус танка М4А2 подвергся ряду изменений –
машина лишилась курсового пулемета, толщина лобовой брони осталась прежней, а с
бортов она была уменьшена до 1
дюйма. Бронирование в районе трансмиссии было
дополнительно усилено накладками из 2-х бронелистов, которые сваривались под
углом 90 градусов. 76,2-мм орудие устанавливалось в круглой открытой башне,
которая была позаимствована у прототипа тяжелого танка Т1.
В разгар работ над Т35 военные выдвинули новые
требования – наклонная броня надстройки корпуса и низкий силуэт машины.
Конструкторы представили 3 различных варианта САУ, из которых был выбран один
получивший индекс Т35Е1. Новый вариант машины основывался на шасси танка М4А2,
толщина брони уменьшилась, появились дополнительные наклоны у надстройки;
вместо круглой башни установили башню от М35. В январе 1942 года Танковое
Отделение фирмы Фишер, принадлежащее концерну Крайслер приступило к работе над
двумя прототипами T35Е1. Обе машины были готовы к весне 1942 года. Их испытания
доказали преимущество наклонной брони корпуса, а вот литая башня САУ вызвала
нарекания военных. В связи с этим было принято решение о разработке новой
башни, которая была сделана в форме шестигранника, сваренного из катаных
бронелистов.
Испытания САУ Т35Е1 завершились в мае 1942
года. Машина была рекомендована к производству после устранения ряда
незначительных замечаний к конструкции.
- Военные потребовали уменьшить
бронирование, ради большей скорости. Американская концепция ПТ-САУ
предполагала, что скорость более полезна, чем хорошая бронезащита.
- Сделать люк для размещения
механика-водителя.
- Дифференциал должен
прикрываться броней не из 3-х частей, а из одной.
- Должна быть реализована
возможность установки дополнительной брони на лоб и борта корпуса, а также
башню.
Стандартизированная и улучшенная ПТ-САУ Т35Е1
в июне 1942 года была отправлена в производство под обозначением М10. Экипаж
машины состоял из 5 человек: командир САУ (располагался справа в башне),
наводчик (в башне слева), заряжающий (в башне сзади), механик-водитель (в
передней части корпуса слева) и помощник механика-водителя (в передней части
корпуса справа). Несмотря на стремление военных как можно скорее наладить
выпуск М10 у них возникли серьезные трудности с дизайном гексагональной башни.
Для того чтобы не откладывать выпуск была сделана временная пятигранная башня,
которая и пошла в серию. В итоге все истребители танков М10 выпускались именно
с ней, а от шестигранной башни решено было отказаться. Стоит также отметить
один недостаток, которым обладали САУ М10 Wolverine. Люки механика-водителя и
его помощника, невозможно было открыть в тот момент, когда орудие было
направлено вперед, открытию люков мешала маска пушки.
Основным оружием САУ была 3-х дюймовая 76,2-мм
пушка М7, которая обладала хорошей скорострельностью – 15 выстрелов в минуту.
Углы наводки в вертикальной плоскости составляли от -10 до +30 градусов, в
горизонтальной – 360 градусов. Боекомплект ПТ-САУ состоял из 54 выстрелов. 6
боеготовых выстрелов размешались в двух укладках (по 3 в каждой) на задней
стенке башни. Остальные 48 выстрелов находились в специальных контейнерах из
фибры в 4-х укладках в спонсонах. По штату боекомплект должен был состоять из
90% бронебойных снарядов и 10% фугасных. Также в него могли входить дымовые
снаряды и картечь.
Боевое применение
САУ M10 выпускалась с 1942 по конец 1943 года
и, прежде всего, поступала на вооружение танко-истребительных батальонов (по 54
САУ в каждом). Американская доктрина ведения боевых действий предполагала
применение истребителей танков для уничтожения вражеских танков, тогда как
собственные танки предполагалось использовать для поддержки в бою пехотных
подразделений. М10 Wolverine стала самой массовой противотанковой САУ
американской армии во время Второй мировой войны. Боевой дебют ПТ-САУ произошел
в Северной Африке и был довольно успешным, так как ее трехдюймовая пушка могла
без особых проблем с дальних дистанций поражать большинство немецких танков,
действующих на этом театре боевых действий. При этом тихоходное и тяжелое шасси
не соответствовало принятой в США доктрине, согласно которой в роли
истребителей танков должны были использоваться более быстрые и легкие
самоходки. Поэтому уже в начале 1944 года в частях ПТ-САУ M10 стали заменяться
более легкобронированными и быстроходными САУ M18 Hellcat.
Серьезные испытания выпали на долю САУ M10 во
время высадки в Нормандии и последующих за этим боев. По той причине, что М10
обладала более-менее противотанковой 76,2-мм пушкой, их активно привлекали для
борьбы с немецкими танками. Достаточно быстро удалось выяснить, что М10 не
может успешно бороться с новыми немецкими танками «Пантера», «Тигр» и тем более
с Королевскими Тиграми. Часть данных самоходок по ленд-лизу была передана
англичанам, которые быстро отказались от американской маломощной 76-мм пушки и
заменили ее на свою 17-фунтовую пушку. Английская модификация М10 получила
название Ахиллес I и Ахиллес II. Осенью 1944 года эти установки начали
заменяться на более совершенные ПТ-САУ M36 Jackson. При этом остающиеся в строю
M10 продолжали использоваться до конца войны.
Около 54 данных самоходок было отправлено в
СССР по ленд-лизу, но об их использовании в Красной армии ничего не известно.
Также данные машины получали и боевые части армии «Свободной Франции». Одна из
таких машин с названием «Сирокко», находившаяся под управлением французских
моряков, прославилась тем, что подбила «Пантеру» на площади Согласия в Париже в
последние дни парижского восстания.
Опыт боевого применения показал, что открытая
сверху башня самоходки M10 делает машину очень уязвимой к артиллерийскому и
миномётному огню, а также к атакам пехоты, особенно во время ведения боя в лесу
и городских условиях. Так даже самая обычная ручная граната могла бы достаточно
легко вывести из строя экипаж самоходки. Бронирование самоходки также вызывало
нарекания, так как не могло противостоять немецким противотанковым пушкам. Но
самым большим недостатком была очень низкая скорость поворота башни. Данный
процесс не был механизирован и производился вручную. Для того чтобы сделать
полный оборот требовалось не менее 2 минут времени. Также вопреки принятой
доктрине американские ПТ-САУ израсходовали больше осколочно-фугасных снарядов,
чем бронебойных. Чаще всего самоходки выполняли на поле боя роль танков, хотя
на бумаге должны были их поддерживать.
Наилучшим образом М10 Wolverine показали себя
в оборонительных боях, где они значительно превосходили буксируемые
противотанковые орудия. Успешно использовались они и во время Арденской
операции. Батальоны, вооруженные ПТ-САУ М10, оказались в 5-6 раз эффективнее
подразделений, вооруженных буксируемыми противотанковыми пушками того же
калибра. В тех случаях, когда М10 усиливали оборону пехотных частей,
соотношение потерь и побед составляло 1:6 в пользу ПТ-САУ. Именно в боях в
Арденнах самоходки несмотря на все их недостатки продемонстрировали насколько
они превосходят буксируемую артиллерию, с этого момента в американской армии
начался активный процесс перевооружения противотанковых батальонов на
самоходные орудия.
Тактико-технические характеристики: M10 Wolverine
Масса: 29,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 6,828 м., ширина 3,05 м., высота 2,896 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 19 до 57 мм.
Вооружение: 76,2-мм нарезная
пушка M7
Боекомплект: 54 снаряда
Двигатель: двухрядный 12
цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения мощностью 375 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе
– 48 км/час
Запас хода: по шоссе – 320 км.
Автор Юферев Сергей
Источник:
http://topwar.ru/
|