Ан-70 бросили на таран Януковича
В результате очередной политической драки
между Москвой и Киевом чубы затрещали у и без того бедствующих украинских
авиастроителей. В четверг посол РФ в этой стране Михаил Зурабов, по сути, лишил
их последней надежды на выживание.
Зурабов
объявил, что Россия в очередной раз отказывается от совместного строительства
многострадального среднего военно-транспортного самолета Ан-70. И пояснил:
«Есть целый ряд результатов, которые российское руководство и украинское
руководство были склонны интерпретировать как совместный успех. Ну, например, в
производстве самолетов Ан-70. Теперь я вам открою динамику: вначале Минобороны
Российской Федерации предполагало закупить 70 единиц, затем – 60, в
предпоследний раз – 16. Теперь – ноль. Потому что Россия начала производить
военно-транспортные самолеты Ил-476, поскольку любое предложение сохраняет
актуальность определенный срок. Ну, так мир устроен, и так работает мое
руководство».
Удар по
Украине вышел зубодробительным. В финансовом эквиваленте – от 3,5 до 1
миллиарда долларов, если учесть, что стоимость каждого серийного Ан-70 киевляне
в разное время оценивали в сумму от 60 до 100 миллионов долларов. Теперь, стало
быть, они этих денег от нас не получат. И, скорее всего, авиастроение в бывшей
братской стране окончательно загнется. Потому что никому в мире их Ан-70 больше
не нужен.
Надо
сказать, что в Киеве вряд ли ожидали подобного подарка. Ведь все решено на
высшем уровне. Летом минувшего года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев велел
возводить завод по изготовлению Ан-70 на мощностях Казанского авиационного
производственного объединения (КАПО) имени С. П. Горбунова. И даже выделил на
это дело 12 миллиардов рублей. Пока нового российского завода нет, строить
Ан-70 для ВВС РФ начали в Киеве. Всего два месяца назад, 21 декабря 2012 года,
там выкатили со стапеля фюзеляж первого серийного самолета для российских
военных - Ан-70 № 01-04. После заявления Зурабова корпус несчастной машины,
видимо, покатят не обратно в цех - прямо в металлолом.
Хотя
если углубиться в историю создания этого российско-украинского проекта, чего-то
такого следовало ожидать. Потому что вот уже 20 лет Ан-70, с которым еще в
советское время связывалось множество надежд, является заложником сложных
политических отношений России и Украины. В оковах изменчивой «дружбы народов»
рожденный летать не смог даже толком поползать.
Работа
над созданием среднего военно-транспортного самолета началась еще в Советском
Союзе в 1986 году. Армии требовалась достойная замена старому заслуженному
Ан-12, который был способен таскать на своем горбу по 20 тонн груза. Но
габариты и масса бронетехники Воздушно-десантных и Сухопутных войск все
возрастали, перевозить ее на Ан-12 стало тяжеловато и затратно. Тогда в ВВС
сформулировали тактико-техническое задание на проектирование новой машины. Так
в чертежах появился Ан-70.
Это был
явный научно-технический прорыв. Таких машин не делал тогда никто в мире.
Укороченный взлет даже с неподготовленных аэродромов, даже с грунтовых площадок
длиной до 600 метров.
Винтовентиляторные двигатели, высокая скорость и экономичность. Но главное – на
борт он должен был брать до 35 тонн груза. Это было то, что нужно.
Но тут
впервые вмешалась политика. Ан-70 подгадал родиться, когда страна уже рушилась.
Рушился и ее оборонно-промышленный комплекс. Возможно, поэтому работа киевских
конструкторов сразу не задалась. В процессе проектирования требования ВВС
выбросили в корзину. Вес самолета значительно вырос. Правда, выросла и
грузоподъемность – до 47 тонн. Однако беда в том, что такой самолет средним
военно-транспортным уже считаться не может, это «ниша» тяжелых машин. В этой
«нише» Ан-70 давно поджидал хорошо известный Ил-76 различных модификаций.
«Ильюшин», конечно, тоже летал давно и
требовал замены. Перед Минобороны уже не СССР, а России встал вопрос: по какому
пути пойти? Продолжать вместе с Украиной работать над Ан-70 или модернизировать
Ил-76? Против украинско-российского детища была его ненадежность. Уйма отказов,
четвертый испытательный полет машины 10 февраля 1995 года закончился крушением.
На высоте 3,2
километра она столкнулась с самолетом сопровождения
Ан-72. Все семь членов экипажа Ан-70 погибли, экипажу Ан-72 удалось совершить
аварийную посадку.
27
января 2001 года у второго прототипа Ан-70 после промежуточной посадки в Омске
при взлете отказали один за другим два из четырех двигателей Д-27 разработки
Запорожского МКБ имени Ивченко. Самолет грохнулся в снег рядом со
взлетно-посадочной полосой и развалился на две части. Но строить новую машину
для испытаний было не на что. Обломки разбившегося самолета тщательно подобрали
и за два миллиона долларов все же слепили новый самолет. Испытания были
продолжены.
В
декабре 2001 года главнокомандующие ВВС Украины и России все же подписали акт
об успешном завершении этапа «А» госиспытаний. В акте указали, что все
заявленные характеристики подтверждены. Это было неправдой.
К тому
времени в Минобороны России уже лежало заключение экспертов Главного штаба ВВС
РФ, экземпляр которого имеется в распоряжении «Свободной прессы». В акте, в
частности, сказано: «Еще на этапе рассмотрения эскизного проекта у комиссии ВВС
были сомнения в возможности реализации заявленных ОКБ им. Антонова
характеристик. Но гендиректор ОКБ заверил в возможности достижения показателей
без утяжеления самолета. Тем не менее, при проектировании практически на 30%
возросли масса пустого самолета и его взлетная масса. Сравнительные оценки
тяжелого Ан-70 показывают, что по эффективности решения задач он уступает
такому же Ил-76МФ в 1,8 раза, а по удельной эффективности – в 2,6 раза. Реально
следует ожидать, что характеристики базирования Ан-70 превысят заявленные
значения на 15-20%».
Однако
снова вмешалась политика. На Украине царил Леонид Кучма с его известным «курсом
многовекторности». Это когда Европу пугаешь, что повернешься лицом к России, к
НАТО - задом. А в Москве выпрашиваешь дешевый газ, обещая не торопиться в
Евросоюз и Североатлантический альянс. А в итоге стоишь на месте.
Москва
изо всех сил тянула Кучму на себя. Если «газовых» аргументов не хватало, сулили
взаимовыгодное сотрудничество. В том числе – и в области производства
вооружений. Программа создания капризного Ан-70, на которую и тогда-то обе
страны успели угрохать 1,1 миллиарда долларов (60 процентов – доля России), для
этого подходила как нельзя лучше. Поэтому на мнение Главного штаба ВВС РФ
решено было наплевать.
Но
потом в Киеве на Майдане загремело: «Разом нас богато, нас не подолаты»… Под
эту чудо-песенку Кучму скинули с трона, а на него взгромоздился Виктор Ющенко.
Тот про «многовекторность» даже не вспоминал: только в НАТО, и поскорей!
Естественно, и без того хилый финансовый ручеек из Москвы конструкторам и
испытателям Ан-70 в 2007 году немедленно пересох. Оно и верно: рветесь в НАТО?
С какой стати нам будущее собственной военной авиации ставить в зависимость от
не слишком дружественного Брюсселя?
В
2009-м Ющенко прогнал Виктор Янукович, обещавший украинцам покончить с
антироссийской политикой. Воспрянувший духом Кремль искал, чем бы обласкать
дорого соседа. У того рушилось все, что со времен СССР было связано с высокими
технологиями. Авиастроение – в первую очередь. Возобновление работ по Ан-70,
казалось, может дать шанс.
На
авиасалоне «МАКС-2009» был подписан протокол о возобновлении работ по
совместному проектированию и изготовлению среднего военно-транспортного
самолета. До 2013 года вклад России в программу должен был составить 2,4
миллиарда рублей (85,1 миллиона долларов), а Украины - 480 миллионов гривен
(60,2 миллиона долларов). ВВС России планировали закупить 70 машин, а Украина –
три. В воздухе вкусно запахло миллиардами.
Российским военным было не очень понятно,
зачем им этот самолет? Ведь параллельно Министерство обороны России подписало
контракт на покупку 39 новых военно-транспортных самолетов того же класса -
Ил-76МД-90А (Ил-476). Своих, которые уже начали делать в Ульяновске. 4 октября
2012 года Ил-476 совершил первый полет. Это снимало все вопросы по поводу
политической ветрености Киева.
Вдохновленный Владимир Путин сказал по этому
поводу: «Это первый практически новый самолёт, который российский авиапром
произвёл за последние двадцать лет». Усиленное крыло, грузоподъемность на 13
тонн больше, чем у «Антонова». Дальность полета не 5, а 6 тысяч километров.
Новые двигатели, модернизированная топливная система, цифровой
прицельно-навигационный комплекс и система автоматического управления
самолетом, Ан-70 то нам тогда зачем? Не лучше ли лишние миллиарды отдать своей
авиастроительной промышленности?
Нет же,
продолжали кормить Киев обещаниями и деньгами. А что же теперь перестали? Все
просто: Янукович упирается, в Таможенный союз – ни в какую. А еще только что
слетал в Европу, о чем-то там договорился. И ни за какие коврижки не отдает
даже в аренду голубую мечту Кремля – украинскую газотранспортную систему.
Поэтому, очевидно, и решено нанести по нему удар с воздуха, прикончив так
толком и не взлетевший Ан-70.
Потраченные миллиарды долларов спишем в
убытки. Не впервой.
Источник:
http://svpressa.ru/
Фото: ИТАР-ТАСС/ Пресс-служба АНТК им. О.К.
Антонова
|