Большая история маленького самолета
Первое упоминание о самолете Ш-ТАНДЕМ
встречается в пояснительной записке, направленной советнику первого заместителя
Наркома обороны товарищу Сухову. В записке довольно подробно был описан процесс
дополнительного обследования и испытания ближних бомбардировщиков, созданных
конструкторами Сухим и Грушиным.
1. Оборонительная стрелковая установка
самолета Ш-ТАНДЕМ не имеет мертвой зоны, что позволяет вести огонь по
атакующему истребителю со всех ракурсов в задней полусфере. Защитное вооружение
самолета ББ имеет большие непростреливаемые зоны.
2. Проведенные сравнительные испытания
бомбардировщиков ББ и Ш-ТАНДЕМ показали значительное превосходство последнего
по эксплуатационным и летно-техническим параметрам за исключением максимальной
допустимой грузоподъемности. При этом основная рабочая нагрузка самолетов
совершенно одинакова и составляет 400 кг. В то же время общий вес самолета ББ-1 в
варианте без брони составляет 3100
кг, нормальный взлетный вес ББ примерно 4600 – 4700 кг.
3. Бронированный вариант Ш-ТАНДЕМ, который
имеет бронирование мест экипажа, бензобаков и двигателя весом в 200 кг (при общей допустимой
взлетной массе 3300 кг),
существенного отличия в пилотировании от небронированного варианта не выявил,
что объясняется значительной площадью крыла. При совершении эволюций самолет
становится более инертным.
4. Особенный интерес вызывает испытательный
вариант самолета с установленным двигателем конструкции товарища Швецова М-82
мощностью 1330 л.с.,
который имеет большой резерв для увеличения мощности. Опытный вариант подобного
штурмовика с этим мотором и несколько уменьшенной площадью крыла, по
предварительным расчетам товарища Грушина, может достигнуть максимальной
скорости у земли в 500 км/ч.
5. Самолет Ш-ТАНДЕМ по своему конструктивному
решению исключительно прост и надежен. Вся основная конструкция, несмотря на то
что выполнена из дерева, обладает высокой прочностью и весовой отдачей.
6. При принятии решения о выборе модели
самолета для передачи в массовое производство прошу рассмотреть вопрос,
связанный с себестоимостью самолета. ББ, которые производятся на Харьковском
авиазаводе, обходятся стране в 430 тысяч рублей, а долгопрудненские еще дороже
- 700 тысяч. Для сравнения, СБТ завода No. 22 стоит 265 тысяч рублей, а ББ-22
завода No. 1 - 400 тысяч рублей. Основные причины огромных затрат можно
объяснить низкой механизацией производства даже на передовом заводе No. 135,
значительными объемами необходимой механической обработки огромного количества
деталей и высоким уровнем металлоемкости (845 килограмм дюраля
и 440 килограмм
стали на каждый самолет).
9 декабря 1940 года во время совместного
заседания СНК и ЦК ВКП(б) была рассмотрена предоставленная программа выпуска
самолетов и двигателей на 1941 год. В этом чрезвычайно важном для развития авиации
документе предписано прекратить строительство морально устаревших самолетов.
Для производства ближнего бомбардировщика ББ установлен годовой план для всех
трех авиазаводов в 950 машин. 600 Су-2 (ББ) должны построить за 1941 год в
Харькове. При этом изготовление Ш-ТАНДЕМ предусмотрено всего в количестве 200
машин.
Высокие летные характеристики самолета
Ш-ТАНДЕМ привлекли внимание к нему, как к возможному
разведчику-корректировщику, обладающему высокой скоростью и хорошей схемой
защитного огня. Именно в такой машине была потребность у РККА. Одновременно
флот заинтересовался возможностью использовать самолет в качестве катапультного
разведчика для линкоров и новых крейсеров. Этому способствовали миниатюрные
размеры машины, которые как нельзя лучше соответствовали всем требованиям
моряков.
Интересна сравнительная компоновка самолета
Ш-ТАНДЕМ и Су-2. Необходимо помнить, что при существенно малых габаритах
площадь крыла воздушного "тандема" (30,4 м.кв) практически
идентична площади крыла Су-2 (29
м.кв).
Серийное производство нового самолета совпало
с проведением массовых учений авиации летом 1940 года. Как было отмечено,
первые серийные тандемы неожиданно для всех успешно не только атаковали цели,
находящиеся на земле, но и вели разведку, успешно корректировали огонь авиации,
а так же оказались способными перехватывать бомбардировщики противника. После
проведения учебных сражений с различными самолетами, Грушин всерьез взялся за
рассмотрение создания варианта многоцелевого самолета, способного не только наносить
бомбовые удары, но и штурмовать.
Для значительного повышения летных
характеристик конструктор Грушин решил пойти на установку совершенно нового
мощного мотора Швецова. С этим мотором скорость тандема даже без значительного
уменьшения площади крыла, о чем постоянно требовали военные, была способна
достигнуть почти 600 км/ч.
Это предоставляло возможность поднять полезную нагрузку до 1 тонны - для столь
малого самолета величина невиданная!
Одновременно со штурмовым истребителем были
начаты работы по изготовлению легкого самолета-ракетоносца, способного нести 2
управляемые ракеты т.217. Для ускорения проведения работ были применены
отдельные фрагменты из конструкции рабочего бомбардировщика Су-2. Самолет, по
идее Грушина, должен был иметь специальную кормовую пушечную установку,
совмещенную с гидравлическим приводом, нижний и верхний пулеметы системы ШКАС.
С 2-мя ракетами по 120
килограмм и подвесным баком 330 литров взлетный вес
самолета по расчетам конструктора составлял 3560 кг. Но планам не
суждено было осуществиться - началась война.
17 июля 1939 года Клим Ворошилов направил
Сталину и Молотову проект постановления, которое должно было дать толчок в
развитии авиастроения - "О развитии самолетных заводов НКАП" (письмо
No.80692). В документе было предусмотрено увеличение мощностей действующих
заводов, а также постройку четырех новых с тем, чтобы в конечном итоге в 1941
году построить 29200 новых самолетов, из них – 10400 бомбардировщиков, 13000
истребителей, 5800 разведчиков и штурмовиков. Причем в документе
подчеркивалось, что указанные мощности обеспечивают потребности ВВС на 1941 год
лишь частично. Эти цифры настолько удивили профессора М. Сивого, что он сошел с
ума, он содрал с себя одежду и с криками «…всех порвем…» выбежал на улицу.
Впрочем, это и неудивительно, ведь план производства самолетов только на один
год практически в 8,5 раза превышал совокупное число всех немецких самолетов,
которые участвовали в нападении на СССР 22 июня.
Источник:
http://topwar.ru/
|