Бронированный автомобиль «IVECO 65E19WM» - Российская «Рысь»
История создания данной машины начинается с
договоренностей между МО России, компанией «КАМАЗ» и итальянской «IVECO» о
возможностях эксплуатации бронированной армейской машины производства «IVECO» в
подразделениях ВС России, подписанных в 2008 году. В 2009 году КАМАЗ закупает
для проведения испытаний две бронированные многофункциональные машины «Iveco
LMV». Цена одного автомобиля - почти 400 000 долларов. Основная причина
приобретения именно этих машин – эксплуатация в более чем 10 странах, хорошая
взрывозащищенность и интерес высшего военного руководства России именно к этой
машине. На тот момент подобных машин, которые бы удовлетворяли требования
военных, в России не было. Хотя тот же бронированный транспортер БТР-90,
созданный в 90-х годах и принятый на снабжение в 2008 году, военные отказались
взять на вооружение, обозвав к тому же бесперспективной машиной. А зарубежную
машину без каких-либо тендеров и полноценных испытаний практически сразу ставят
в строй ВС РФ.
Мы помним вызванное этим фактом возмущение,
которое было подкреплено проведенными испытаниями, где итальянская машина
проигрывает отечественному Тигру – испытания на заснеженном бездорожье «Iveco
LMV» не выдержала и тихо-тихо ползла вперед, когда горьковский Тигр уверенно
«пробежал» испытательный участок. Тогда «заинтересованные» специалисты «КАМАЗа»
оправдывались, что бампер слишком широк и практически нет защиты у поддона. Эти
выявленные просчеты они в следующих образцах устранили.
Тигр же не обладает повышенной защитой класса
6а в отличие от «Iveco LMV». Но в свое время военные перед горьковскими
конструкторами не ставили требования о постановке такой защиты. Ее тоже можно
достаточно быстро установить и «принять на вооружение» хорошо защищенный Тигр.
Ведь Тигр модели СМП-2, созданный для подразделений внутренних войск, уже имеет
защиту класса 5, а армейский вариант так и остался без хорошей брони – а ведь
Родине служат вместе и используются в военных конфликтах.
Но вернемся к «Рыси». Ситуация с ней
становилась все более интригующей – к 2010 году купили еще две машины для
проведения испытаний (сборка от КАМАЗ). На выставках «IVECO 65E19WM», только
уже с русским названием «Рысь», показывается лишь в закрытых экспозициях, где
обычно и решается судьба многих образцов. В 2011 году были куплены еще десяток
машин, которые собирали на «КАМАЗе». Однако почти сразу «КАМАЗ» отказывается от
участия в совместном проекте. По представленной информации для общественности,
итальянская компания имела проблемы с лицензией, ведь оборудование и агрегаты
собирают в нескольких странах. После этого военное ведомство само стало
«проводником» бронемашин «Iveco». Осенью на выставке она появляется под
«знаменами» Оборонсервиса. Но «Рыси» опять не повезло, бронированная машина не
смогла справиться с испытаниями и многие препятствия просто объехала.
По сообщениям гендиректора «КАМАЗ», в принципе
итальянская «IVECO» очень достойная машина. Конечно, она потребовала некоторых
доработок под российскую действительность, но сути это не меняет –
бронеавтомобиль «Рысь» «КАМАЗовского», а теперь министерского производства
является очень хорошей машиной для выполнения требуемых задач. А известное видео
о подрыве бронемашины «IVECO», если честно, наоборот показывает надежную
взрывозащищенность машины. Ведь люди в машине если и пострадали или даже
погибли, то не от осколков мины, а от разгерметизации машины (открытая дверь).
Посмотрим на машины «IVECO LMV», участвовавшие в настоящих военных конфликтах,
и те, которым не удалось вернуться, – есть проблемы и с взрывозащищенностью и
противопульной защитой. В принципе, нельзя, конечно, превратить легкую
автомашину в тяжелый танк, но, по возможности, к этому надо стремиться. Сегодня
на воронежском автомобильно-ремонтном заводе военного ведомства России
происходит сборка отечественных «Рысей». Объем выполняемых работ очень
небольшой – крепление грузовых отсеков, капота, лебедки и запаски. Машины в
разобранном виде поставляются на завод автотрейлерами, по две машины в одном
автоперевозчике. В 2012 году, согласно обнародованным планам, соберут почти 60
машин. В дальнейшем ежегодно будут собирать все больше и больше машин. К 2020
году в вооруженные силы России должны будут поступить почти 1800 «Рысей». Если
ситуация не изменится, то Россия будет обладательницей самого большого
автопарка итальянских машин «IVECO LMV» под названием Рысь.
Непонятно одно: по доступной информации,
стоимость контракта составляет порядка одного миллиарда долларов. Себестоимость
одной машины «Рысь» более 17 миллионов рублей. Это при том, что новый «БТР-82А»
стоит чуть более 20 миллионов рублей. Бронеавтомобиль Тигр стоит чуть более 5
миллионов рублей. Хочется надеяться, что высшее военного руководство России
стало, наконец, заботиться о простых солдатах и об их комфорте, да и на фоне
австрийцев, также недавно взявших на вооружение «Iveco LMV», цена отечественной
«Рыси» кажется вполне приемлемой – стоимость австрийского LMV более 850 тысяч
евро.
Показательным моментом в нашем случае служат
проходящие в Соединенных Штатах сравнительные испытания 6-ти образцов
бронированных машин, среди которых выберут лучший. А ведь, по большому счету,
вина в отсутствие взрывозащищенных машин ложится только на российское военное
ведомство, которое по каким-то неизвестным причинам не проанализировало
современную ситуацию и использование подобных машин в проходящих военных
конфликтах, и не дало задание отечественному ВПК на разработку взрывозащищенных
машин. Только совсем недавно начались испытания «Медведя» и «Тайфуна», а сделай
это раньше ….
Интересна судьба комплектующих для
бронированного автомобиля «Рысь». Не секрет, что пока они полностью зарубежного
производства (Германия и Италия), поэтому в итоге машина стоит пока еще дороже
(Подножка для Рыси стоит 30 тысяч рублей, ограждение кузовного подогревателя 26
тысяч рублей) – ведь необходимые запчасти нужны уже сейчас и стоят они сотни
тысяч долларов. Планируется в недалеком будущем создать совместные предприятия
по их производству по формуле 50Х50 с итальянскими и немецкими фирмами.
Возможно, будет отменен таможенный сбор на комплекты машин и их комплектующие,
что снизит себестоимость, но пока это только ближайшие перспективы.
Основные характеристики:
- колесная формула 4х4;
- колесная база 323 сантиметра;
- колея 171
сантиметр;
- ширина 2
метра;
- длина 4.8
метра;
- высота 2
метра;
- дорожный просвет 315-473 мм;
- вес машины полный/снаряженный - 7/4.7 тонны;
- полезная нагрузка 2.3 тонны;
- возможности буксировки – 2 тонны (прицеп), 4.2 тонны
(максимальная);
- Двигательная установка – IVECO F1 C;
- мощность двигателя -190 л.с;
- скорость до 130
км/ч;
- преодолеваемый угол до 60 градусов;
- преодолеваемый угол на холмистой местности до 30 градусов;
- поворот 14.5
метров;
- преодолеваемый брод с/без подготовки 85/110 сантиметров;
Источники
информации:
http://fotki.yandex.ru/users/elberet545/album/168756/
http://alternathistory.org.ua/broneavtomobil-rys
http://panzerbar.livejournal.com/908505.html
http://www.youtube.com/watch?v=pPQ68_kjqqU
http://www.youtube.com/watch?v=tExVQbsaDFg&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=RGTyWc_vXcw
Автор Роман Джерелейко
|