Среди флотских офицеров ходит такая невеселая
шутка: "Палубная авиация России! - прошептал юный нахимовец и
горько-горько заплакал…" А если серьезно - на фоне лучших в мире
отечественных автоматов, танков и ракет, авианосцам и палубным самолетам
действительно не повезло. Англичане имели полноценные авианосцы уже в Первую
мировую, японцы и американцы их массово строили с 20-х годов. В СССР только в
60-е годы было принято решение о создании авианесущих кораблей. Советский флот
тогда только выходил в Мировой океан, и надо было противостоять вероятному
противнику, прежде всего - подводным лодкам.
В то время появились противолодочные
вертолеты. Для их применения в СССР были построены первые два противолодочных
крейсера - "Москва" (1967
г.) и "Ленинград" (1969 г.). На каждом
базировалось по 14 вертолетов Ка-25, имелись противолодочные ракеты
"Вихрь", ЗРК "Шторм", 57-мм артустановки. С появлением
новых самолетов вертикального взлета и посадки была построена серия более
крупных авианесущих кораблей: "Киев" (1975 г.), "Минск"
(1978 г.),
"Новороссийск" (1982
г.) и "Баку" (1987 г.). На каждом
базировались уже по 20 штурмовиков Як-38 и 2 вертолета Ка-27, ракетный комплекс
"Ураган" (крылатые ракеты "Базальт"), ЗРК
"Шторм-М" и "Оса-М", 76-мм и 30-мм артустановки. Однако
самолет Як-38 так и остался "сырым", требующим доработки, поэтому в
Кремле решили построить серию авианесущих крейсеров, вооруженных обычными
самолетами. Планировалась серия из 10 кораблей, в том числе несколько атомных.
Однако реальным стал только один, развитый из проекта "Киев"
авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Заложенный как
"Рига", он был переименован в "Леонид Брежнев", затем - в
"Тбилиси", а в октябре 1990
г получил самое длинное название "Адмирал флота
СССР Кузнецов". Все остальные, включая "Варяг", из-за распада
СССР были недостроенными порезаны на металлолом.
Судьба остальных "авианесушек"
оказалась также незавидной. Береговая инфраструктура практически не
модернизировалась с времен войны. Отсутствовали удобные причалы, береговые
электроподстанции. В итоге, корабли типа "Москва" и "Киев"
были вынуждены поддерживать работу своих силовых установок круглосуточно и
потребовали капремонта через 7-10 лет (хотя рассчитаны на 20-25)!
А денег для ремонта не нашлось.
"Москва" ржавела в бухте Севастополя 5 лет, пока ее не продали на
слом в Индию. Аналогичное произошло и с "Ленинградом".
"Киев" и "Минск" были проданы по цене лома, ныне это
китайские развлекательные центры. На металлолом в Южную Корею отдали и "Новороссийск".
"Баку" был самым новым из кораблей
типа "Киев", поэтому ему повезло. Он служил на Северном флоте, в
1990-м его переименовали в "Адмирал Горшков". Сейчас корабль
находится на переоборудовании.
Не все благополучно и с
"Кузнецовым". В декабре 1991 года он был переведен с Черноморского
флота на Северный. В 1998 году выходил на боевое дежурство в Атлантику, после
чего был поставлен на ремонт. И только совсем недавно, осенью 2004 года он
второй раз вышел на боевую службу. Основным оружием "Кузнецова"
остаются крылатые ракеты, а авиагруппа представляет собой некий придаток.
Непонятно, что должны прикрывать палубные Су-33, ведь не осталось кораблей,
способных составить во главе с "Кузнецовым" оперативное соединение.
Более того, и эти Су-33 недостаточно оборудованы для борьбы с кораблями и
наземными целями.
Проблема и с летчиками. Умеющих взлетать и
садиться - у нас, увы, немного. Похоже, что и самый любимый "зять"
остается только как некий символ мощи государства.
Источник:
http://topwar.ru/
|