Четверг
21.11.2024
18:13
ПолитОбзор    PolitObzor   ПолитОбзор   
 
 
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS 

 

Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
NarOboz History [134]
Материалы YouTube канала NarOboz History
Россия / Кавказ [3]
Армия и Вооружения [150]
Легендарные личности [10]
Военные преступления [2]
Спецназ России / СССР [11]
Международная политика [8]
Холодная война - Сегодня [222]
Аналитика и Публицистика [94]
Армия и Вооружения стран NATO [10]
Аналитика и Публицистика (Михаил Душкин) [1]
Аналитика и Публицистика (Александр Авдеев) [15]
Разное [22]
История [16]
История ВоВ [87]
История ВоВ / Ревизионизм [25]
История / Локальные конфликты и войны [27]
История / Локальные конфликты и войны / Корея [4]
История / Локальные конфликты и войны / Сирия [75]
История / Локальные конфликты и войны / Вьетнам [0]
История / Локальные конфликты и войны / Афганистан [0]
История и развитие ПВО [19]
История и развитие флота [201]
История и развитие авиации [244]
История и развитие артиллерии [11]
История и развитие вооружения [20]
История и развитие космонавтики [30]
История и развитие ракетостроения [79]
История и развитие бронетехники [142]
История и развитие стрелкового оружия [51]
История и развитие военного обмундирования [10]
История / США [3]
История России / СССР [25]
История западных стран [3]
История ближний восток [1]
История Холодной войны [18]
Спорт [8]
Спорт / Олимпиада Сочи 2014 [6]
История / События / Гипотезы [6]
Импорт и Экспорт вооружения [75]
Разведка / Спецслужбы / Шпионаж [7]
Скандалы / События / Происшествия [72]
Перспективные, военные разработки [13]
Гипотезы / Загадки / Неразгаданные тайны [9]
Украина / Террор [5]
Украина / Противостояние Восток-Запад [174]
Терроризм [0]
Терроризм / Двойные стандарты [1]
Мировая геополитика [1]
Русофобия [4]
Героическая борьба поляков с РАЗУМОМ!!! [2]
Дурдом на выезде [8]
Двойные стандарты [15]
Наш опрос
Оцените сайт PolitObzor
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Август » 1 » ЦМКБ «Алмаз» - На службе Родине и флоту. Автор: Александр ШЛЯХТЕНКО
13:51
ЦМКБ «Алмаз» - На службе Родине и флоту. Автор: Александр ШЛЯХТЕНКО

Автор: Александр ШЛЯХТЕНКО


Корвет проекта 20380 "Сообразительный"

Официальной датой основания ЦМКБ «Алмаз» считается 22 октября 1949 г., когда приказом Министерства судостроительной промышленности СССР №00896 в Ленинграде было создано Специальное конструкторское бюро для проектирования торпедных катеров дальнего радиуса действия, считавшихся в то время важнейшим компонентом системы обороны страны от нападения с моря. Однако свою историю фирма ведет с начала 1930-х годов, когда в СССР началось серийное строительство боевых катеров.

Александр Васильевич ШЛЯХТЕНКО – генеральный директор – генеральный конструктор ЦМКБ «Алмаз».

 

В 1932 г. на ленинградском заводе №5, строившем катера для Морпогранохраны, было создано конструкторское бюро. Результатом его деятельности стали пограничные катера – малые охотники типа МО-2, а затем и более совершенные катера, имевшие индекс МО-4. 56-тонный катер деревянной конструкции, вооруженный двумя 45-мм орудиями и глубинными бомбами, оказался удачным и универсальным. К осени 1941 г. было построено более двухсот МО-4, которые воевали на всех флотах и внесли заметный вклад в победу над врагом.

 

В 1939 г. КБ под руководством недавнего выпускника ленинградской «корабелки» Леонида Ермаша разработало инициативный проект торпедного катера Д-3 деревянной конструкции. В 1940 г. головной катер прошел испытания на Черном море и был принят к серийному строительству. К началу Великой Отечественной войны построили пять катеров, переведенных затем на Северный флот и составивших основу формировавшейся там бригады торпедных катеров. 40-тонный Д-3 вооружался торпедами калибра 533 мм, обладал высокой мореходностью и увеличенной дальностью плавания. За годы войны построили еще 67 таких катеров.

 

В трудные военные годы предприятие, эвакуированное в поселок Сосновка Кировской области, разработало проект 200, особенностью которого стало создание в едином корпусе торпедного катера (ТД-200 – торпедный деревянный) и малого охотника (ОД-200 – охотник деревянный). Около 90 «охотников» ОД-200 были переданы флоту во время войны. По откорректированному проекту ТД-200бис торпедные катера строились серийно уже после войны.

 

В 1949 г. заводу №5 МСП поручили проектирование торпедных катеров дальнего действия, создав СКБ-5. Проектные работы в этой области возглавил главный конструктор Павел Гойнкис. В 1951 г. за создание мореходного торпедного катера проекта 183, который впоследствии строился очень крупной серией (600 единиц), его авторы получили звание лауреатов Сталинской премии.

 

Между тем, появление радиолокационных станций и скорострельной многоствольной артиллерии привело к тому, что торпедные катера фактически потеряли фактор внезапности на дистанциях торпедного залпа и стали малоэффективными. Возникла необходимость оснащения их оружием, способным наносить удар с больших дистанций. Поэтому в конце 1954 г. в СКБ-5 приступили к созданию принципиально нового катера – носителя крылатых ракет. С этой целью под руководством нового начальника бюро и главного конструктора Евгения Юхнина начались опытно-конструкторские работы и проектирование экспериментального катера проекта 183Э. Два года спустя работы по созданию первого в мире ракетного катера, одобренные ВМФ и правительством, завершились передачей на завод комплекта рабочих чертежей. Два катера, построенных на заводе №5, перевели на Черное море для проведения испытаний. 20 декабря 1957 г. впервые в мире состоялся первый успешный пуск ракеты с катера, что стало рождением нового класса боевых кораблей. Более сотни катеров типа «Комар» (проект 183Р) служили в составе ВМФ СССР, около пятидесяти поставлены дружественным государствам.

Ракетный катер проекта 183Р «Комар» – прародитель всех ударных кораблей этого класса.

 

Напряженная работа конструкторов бюро сделала возможным в кратчайшие сроки впервые в мире создать сравнительно недорогую, но весьма мощную систему обороны ближней морской зоны, основой которой стали ракетные катера типа «Оса», отличавшиеся от проекта 183Р стальным корпусом и вооруженные четырьмя ракетами П-15. Спроектированные ЦКБ-5 катера проектов 205 и 205У с 1960 г. строились массово (более двухсот), многие годы составляли основу надводных сил отечественного ВМФ и широко поставлялись на экспорт (проект 205ЭР). В 1962 г. за создание первых в мире ракетных катеров начальник ЦКБ-5 Е.И. Юхнин, заместитель главного конструктора А.П. Городянко и начальник механического отдела В.П. Гусев были удостоены звания лауреатов Ленинской премии, а большую группу сотрудников бюро наградили орденами и медалями. Результаты проверки в боевых условиях во время локальных конфликтов (например, потопление египетскими катерами израильского эсминца «Эйлат» в октябре 1967 г.) показали их высокую эффективность и во многом изменили взгляды военно-морских специалистов ведущих морских держав на дальнейшие пути развития флотов.

 

Одновременно с разработкой проекта 205 под руководством главного конструктора П.Г. Гойнкиса был создан проект большого торпедного катера «Шершень» со стальным корпусом (проект 206), ставшего наиболее совершенным представителем кораблей этого класса. Проект 206М представлял собой дальнейшее развитие «Шершня» с носовым подводным крылом и управляемой транцевой плитой. Катера могли применять самонаводящиеся противолодочные торпеды и были вооружены автоматической артиллерийской установкой калибра 57 мм.

 

В декабре 1962 г. было принято решение о сосредоточении в ЦКБ-5 всех работ по боевым катерам, а чуть позднее – об объединении этой проектной организации с ЦКБ-19. Организация объединенного катерного КБ позволила скоординировать разрозненно выполнявшиеся научно-исследовательские работы в области кораблей с динамическими принципами поддержания и ускорить реализацию накопленного научно-технического потенциала. Открывая новые направления исследований в области гидродинамики больших скоростей, в 60-е годы инженеры и конструкторы ЦМКБ «Алмаз» (так бюро стало именоваться с января 1966 г.) впервые в мире разработали проекты боевых кораблей и десантных катеров на воздушной подушке и на автоматически управляемых подводных крыльях (АУПК). Уже в 1963 г. под руководством Юлия Бенуа был разработан эскизный проект танкодесантного амфибийного корабля «Джейран», но из-за отсутствия работоспособного газотурбинного двигателя его реализация задержалась на семь лет.

«Зубр» – самый большой в мире десантный корабль на воздушной подушке.

Малый ракетный корабль с АУПК «Ураган».

 

Созданный в предельно сжатые сроки по специальному постановлению правительства десантно-штурмовой амфибийный катер на воздушной подушке «Скат» (проект 1205) был построен на опытном Морском заводе и успешно сдан флоту в 1969 г. (всего их построили 29 единиц). В следующем году вошел в строй первый в мире танкодесантный корабль на воздушной подушке «Джейран» (проект 1232), затем последовала серия из двадцати кораблей. За создание амфибийных КВП в 1978 г. главный конструктор Л.В. Озимов и его сподвижники были удостоены звания лауреатов Государственной премии.

 

В том же году ЦМКБ «Алмаз» выступило с предложением о создании амфибийного десантного корабля второго поколения, предназначенного для перевозки трех танков со скоростью 60 узлов. Через год был разработан эскизный проект КВП «Зубр» (главный конструктор Ю.П. Семенов), серийное строительство и эксплуатация которого подтвердили его уникальные ходовые и мореходные качества. Всего было построено 12 кораблей, в том числе три – на экспорт. До настоящего времени «Зубр» остается самым крупным (550 т) и совершенным в мире десантным кораблем на воздушной подушке. Не случайно он востребован иностранным заказчиком. «Зубр» – единственный тип боевого корабля отечественной постройки, уже в XXI веке принятый на вооружение ВМС государства – члена НАТО.

 

Для больших десантных кораблей типа «Иван Рогов» конструкторы ЦМКБ в 1972 г. создали десантно-высадочный КВП «Кальмар» (проект 1206, построено 18 единиц), десантный катер «Омар» (проект 1209, 1979 г.), амфибийный катер огневой поддержки десанта «Касатка» (проект 1238, 1982 г.), тральщик на воздушной подушке проекта 1206Т (1985 г.). Развитием «Кальмара» стала разработанная в 1985 г. под руководством Ю.П. Семенова 150-тонная «Мурена» (проект 12061). Восемь таких катеров до последнего времени служили российским морским пограничникам. По доработанному проекту 12061Э (главный конструктор В.Н. Осинкин) в 2003-2005 гг. построено три ДКВП для Республики Корея.

 

Тематику катеров на подводных крыльях в ЦМКБ с 1962 г. возглавил Вадим Бурлаков, ранее создавший для морских пограничников высокоскоростной (65 узлов) катер-перехватчик проекта 125А. По инициативе ЦМКБ под его руководством спроектировали новаторское пассажирское судно «Тайфун», построенное в 1969 г., на котором отрабатывались наиболее сложные технические решения. Одновременно создавался проект малого ракетного корабля с АУПК. В 1973 г. началась постройка опытного МРК «Ураган» (проект 1240). Создание «крылатого корабля» водоизмещением 430 т (самого крупного в мире КПК), вооруженного четырьмя ракетами «Малахит» и способного при этом развивать скорость 60 узлов, стало крупным достижением отечественного кораблестроения.

Ракетные катера «Молния» проекта 12411 – самые мощные в мире.

 

Ракетные корабли на воздушной подушке проекта 1239 «Сивуч» не имеют аналогов в мире.

 

Конечно, бюро не оставляло и свою традиционную деятельность – проектирование ракетных катеров водоизмещающего типа. Под руководством главного конструктора Ивана Пегова был создан малый ракетный корабль проекта 1234 «Овод» с новым комплексом П-120 «Малахит», превосходивший катер «Оса» с П-15 как по количеству ракет (шесть вместо четырех), так и по дальности стрельбы. В «Оводе» были удачно сбалансированы средства нападения и самообороны. Головной корабль «Буря» передали флоту в 1970 г. Всего на двух заводах построено 47 таких кораблей, в том числе десять – на экспорт.

 

Развитие ракетного оружия вызвало необходимость создания нового поколения малых ударных кораблей для замены ракетных катеров типа «Оса» – с усиленными средствами самообороны, увеличенной скоростью хода и повышенными мореходными качествами. Продолжая проявлять творческую инициативу, специалисты ЦМКБ «Алмаз» разработали проект большого ракетного катера «Молния». Бюро предложило создать в едином корпусе целое семейство боевых катеров различного назначения: ракетных, сторожевых и противолодочных с газотурбинной, дизельной и дизель-газотурбинной энергетикой. В 1977 г. началось строительство первых двух катеров с ракетным комплексом «Термит» (проект 1241-1). С принятием на вооружение в 1983 г. нового противокорабельного комплекса «Москит» последовало серийное строительство по проекту 12411 тридцати ракетных катеров для советского ВМФ. В экспортной модификации 1241РЭ построено 22 катера. Катера типа «Молния» до настоящего времени являются самыми мощными в мире.

 

В 1990 г. по инициативе ЦМКБ «Алмаз» началась разработка проекта 12418 экспортного варианта «Молнии» (главный конструктор – Ю.В. Арсеньев) с комплексом «Уран-Э». Два катера, построенные рыбинским судостроительным заводом «Вымпел», в январе 2008 г. переданы Республике Вьетнам. Подписан контракт о лицензионном строительстве катеров этой серии в СРВ.

 

Создание системы боевых катеров типа «Молния» было отмечено в 1998 г. премией правительства Российской Федерации, лауреатами которой стали главный конструктор системы боевых катеров Е.И. Юхнин, начальник – генеральный директор ЦМКБ «Алмаз» А.В. Шляхтенко, конструкторы В.Н. Устинов, Е.Ф. Волкович и В.И. Портных.

 

ЦМКБ «Алмаз» по праву гордится не только своими ракетными и «летающими кораблями», но и уникальными «речными линкорами».

 

В 1960-е гг. в связи с ухудшением отношений с Китаем появилась и необходимость усиления речных флотилий. Возобновились работы по бронекатерам. В 1964 г. бюро получило задание на разработку катера «Шмель» (проект 1204). Работа велась под руководством Ю.Ю. Бенуа, позднее – Л.В. Озимова. С 1967-го по 1972 гг. на двух заводах построено 118 бронекатеров этого типа, вооруженных 76-мм орудием и системой залпового огня. Его можно было транспортировать по железной дороге. Потом появился артиллерийский корабль «Слепень» (проект 1208, главный конструктор – М.В. Кошкин). При водоизмещении 450 т он имел две танковые башни с пушками калибра 100 мм, систему залпового огня, солидное оборонительное вооружение и надежное бронирование. Речные флотилии получили десять таких мощных кораблей.

Патрульный катер проекта 14310 «Мираж» с интерцепторами.

«Вице-адмирал Захарьин» – корабль противоминной обороны нового поколения.

 

Находясь на острие технического прогресса, ЦМКБ «Алмаз» вело непрерывный поиск новых направлений в области гидродинамики высокоскоростных кораблей. К 1973 г. объем экспериментальных материалов по «скеговому» направлению позволил проектной группе под руководством Леонида Ельского выполнить проработки проекта скегового малого ракетного корабля. Рассмотрев эти проработки, руководство ВМФ выдало тактико-техническое задание, на основании которого бюро в 1976 г. разработало эскизный проект 1239 «Сивуч». В 1989 г. головной корабль, названный «Бора», передали ВМФ. Государственные испытания, опытная эксплуатация головного и сдача второго корабля проходили под руководством В.И. Королькова. Ракетные корабли на воздушной подушке «Бора» и «Самум», один залп которых по мощи сравним с ракетным крейсером, а максимальная скорость при этом превышает 50 узлов, сегодня служат на Черноморском флоте. Создание этих кораблей в 2002 г. отмечено Государственной премией Российской Федерации, а большая группа сотрудников ЦМКБ удостоилась правительственных наград.

 

На протяжении всей истории ЦМКБ важной государственной задачей для инженеров и конструкторов являлось создание катеров для Морской пограничной охраны (катера и корабли проектов 1400, 205П, 10410 «Светляк», а также несколько вариантов «Молнии»).

 

В 1992 г., развивая тему «Комплексное проектирование системы катеров для охраны границы и экономической зоны», бюро разработало проекты скоростных патрульных катеров глиссирующего типа. В проекте 14310 «Мираж», созданном под руководством главного конструктора А.В. Шляхтенко (затем Н.А. Серкова, Ю.В. Арсеньева и Б.А. Лейкиса), впервые в мире реализован комплекс автоматически управляемых днищевых интерцепторов (КАУИ), позволивший катеру водоизмещением около 120 т развить скорость более 50 узлов и значительно улучшить мореходные качества. Цикл работ по созданию и внедрению КАУИ отмечен премией правительства РФ в области науки и техники за 1997 г. Для Береговой охраны ФСБ РФ построено три катера «Мираж».

 

В трудные 90-е годы, благодаря огромному научно-техническому потенциалу и сплоченному коллективу высококвалифицированных специалистов, бюро продолжало устойчиво работать. В условиях сокращения государственного финансирования выручали экспортные заказы – лицензионные платежи Индии (проект 1241РЭ) и модернизация алжирских кораблей (проект 1234ЭМ). Для Ярославского судостроительного завода разработан проект пограничного амфибийного катера на воздушной подушке «Чилим». Велись работы и по гражданской тематике.

 

В 1997 г. в инициативном порядке за счет собственных средств ЦМКБ разработаны проекты ракетного катера «Скорпион» с новым ракетным комплексом «Яхонт» для поставки на экспорт (проект 12300, главный конструктор – Ю.В. Арсеньев), экспортного варианта пограничного корабля «Светляк» (проект 10412, главный конструктор – А.Л. Ивченко). В эти же годы были созданы патрульные катера «Ястреб» и «Мангуст» (проекты 12260 и 12150, главный конструктор – Б.А. Лейкис).

Спасательное судно «Игорь Белоусов» проекта 21300.

 

ЦМКБ «Алмаз» первым в судостроительной отрасли стало на путь разумной реструктуризации, присоединив к себе на добровольной основе в 1998 г. Западное ПКБ и полностью сохранив при этом его наработки и технологии, а также наиболее ценные кадры. Напомним, что по проектам этого бюро для ВМФ СССР и на экспорт были построены сотни противоминных кораблей, спасательных и других вспомогательных судов.

 

В новый этап своего развития ЦМКБ «Алмаз» вступило с разработкой корвета проекта 20380 для отечественного ВМФ. Этот многоцелевой корабль 2 ранга был выбран ВМФ по итогам строгого конкурсного отбора, что красноречиво свидетельствует о высокой репутации бюро. В проекте впервые комплексно использованы stealth-технологии снижения заметности, установлено новейшее отечественное вооружение и электронные системы, что стало возможным благодаря широкой кооперации с десятками предприятий и организаций страны. По ряду технических характеристик и составу вооружения переданный ВМФ России в ноябре 2007 г. головной корвет «Стерегущий» не имеет аналогов в мире. К экспортному варианту корвета – проекту 20382 «Тигр», презентация которого стала самым ярким событием 3-го Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге, проявлен интерес представителями ВМС нескольких зарубежных стран.

 

Свой 60-летний юбилей ЦМКБ «Алмаз» встречает созданием новых проектов кораблей и судов для отечественного Военно-морского флота. Некоторые из них уже реализованы.

 

В ноябре 2008 г. подписан приемный акт корабля противоминной обороны «Вице-адмирал Захарьин». В разработанном под руководством главного конструктора Олега Коробкова проекте 02668 впервые применена система поиска мин впереди по курсу корабля. Продолжается работа по проектированию корабля ПМО базовой зоны «Александрит» в унифицированном корпусе, что позволит создать перспективную систему боевых кораблей различного назначения (О.К. Коробков, В.Т. Винокуров, Д.В. Старовойтов). Большим экспортным потенциалом обладают предлагаемые бюро проекты кораблей ПМО рейдовой зоны (Ш.А. Мустафин).

 

Новейшие отечественные и зарубежные разработки в области спасения подводных лодок воплощены в проекте 21300 спасательного судна «Игорь Белоусов» (главный конструктор – А.А. Форст), строящемся для ВМФ России на объединении «Адмиралтейские верфи». Заканчиваются государственные испытания морского транспортного судна «Звездочка», названного так в честь завода-строителя. С 2006 г. для Береговой охраны ФСБ России строятся скоростные катера-перехватчики «Соболь» проекта 12200 (Б.А. Лейкис), на которых используется КАУИ.

 

Благодаря высокому уровню проектных решений, эффективности и надежности отечественной техники, с 1957 г. около тысячи построенных по проектам ЦМКБ «Алмаз» катеров и кораблей были экспортированы в 34 страны. А всего за шесть десятилетий плодотворной работы на благо Отечества по проектам ЦМКБ «Алмаз» построено более 26 тысяч боевых катеров, кораблей и судов различного назначения. Это – достойный и значительный вклад в укрепление обороноспособности нашей страны.

Источник: http://nnm.ru/blogs/gagarin77/cmkb_almaz_-_na_sluzhbe_rodine_i_flotu/

Категория: Армия и Вооружения | Просмотров: 4119 | Добавил: RedLine | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Форма входа
Архив записей
Наши источники

Военное обозрение

Коммерсантъ

Голос России

Эхо Москвы

Переводика

inoСМИ.Ru

NVO.NG.RU

Дни.RU

Взгляд

ИноТВ

Copyright MyCorp © 2024