Дисциплина в римской армии
Завершение VI века до нашей эры ознаменовалось
не только возникновением Римской республики, но и наличием у нее сильнейшей
армии мира. Верховную власть в Риме представляли два
консула, которые избирались сроком на один год. В черте города власть консулов
была лимитирована народным собранием. Но за чертой города полномочия консулов
не имели ограничений. Одним из атрибутов
власти консула было наличие в его свите 12 ликторов, которые носили пучки
розог. За городом пучок розог втыкался в топор, что означало, что власть
консула безгранична - вплоть до вынесения любому гражданину смертного
приговора.
Воинская дисциплина в римских войсках поддерживалась
не столько осознанием каждым воином своего гражданского долга, сколько
применением телесных наказаний под розгами ликторов.
Особые проступки наказывались более жестоко -
вплоть до применения смертной казни.
В те времена на службу в римские войска
принимались только граждане республики. В подразделения полевой армии
направлялись мужчины в возрасте от 17 до 45 лет. Мужчины в возрасте от 45 до 60
лет проходили службу в тылу. Сначала от военной службы были освобождены
неимущие граждане, но впоследствии из них стали формировать легкую пехоту.
После участия в 20 походах пехотинец имел право вернуться домой, а конный боец
освобождался от службы после 10 походов.
В римской армии также служили, так называемые,
союзники, которые вербовались из разных общин Италии и покоренных народов.
Консулы были главнокомандующими войсками. Они
имели помощников - легатов и командиров легионов (военные трибуны). Если
государству грозила серьезная опасность, консулов заменял диктатор. Самой
низшей единицей командного состава являлся центурион.
Центурион имел право наказывать подчиненных
воинов за проступки - в основном, это были телесные наказания. Консул и
диктатор могли принять решение о смертной казни для провинившегося воина.
Но было бы неправильно утверждать, что
дисциплина в римской армии поддерживалась только карательными методами. Ведь
основу армии составляли свободные граждане, которые кровно были заинтересованы
в победе - особенно, если сражались за свои города или за увеличения своих
земель под пашни и пастбища для скота.
Римляне большое значение придавали
сознательной дисциплине. Перед сражением полководцы обращались к воинам с
речью, в которой напоминали о долге перед Родиной, объясняли стратегию сражения
и ободряли бойцов. Каждый из воинов знал, что захваченные в бою земли будут
справедливо разделены: одна часть поступит на продажу, вторая – государству, а
третья часть передавалась неимущим людям. Часто земли и значительные денежные
средства передавались воинам, уходившим в отставку.
Участвуя в сражениях, римские солдаты
приобретали военный опыт, получали признание в обществе, что впоследствии
способствовало получению более высокого государственного поста.
С психологической точки зрения в сражении в
каждом из воинов происходит борьба двух главных сил: долга и самосохранения. И
если в эту борьбу вмешивается третья сила – дисциплина, то сознание долга
побеждает в этой внутренней битве.
Внедрение дисциплины в мозг каждого бойца -
результат достаточно сложного процесса обучения повиновению. Часто поддержание
дисциплины, особенно в военное время, требовало применения суровых мер
наказания.
Во время военного конфликта между римлянами и
восставшими латинскими союзниками сын римского консула, посланный в разведку,
без приказа командира вступил в схватку с начальником вражеского отряда и
одержал победу. Вернувшегося сына, консул перед всем строем осудил на смерть.
И, несмотря на мольбу всех воинов пощадить юношу, приговор тут же был приведен
в исполнение.
Нарушение приказа командира, дезертирство и
проявление трусости карались немедленно: виновного секли розгами, а затем
лишали головы.
Жесточайшими были наказания целых
подразделений, которые проявляли трусость в бою: казнили либо каждого десятого
(децимация), либо каждого двадцатого (вицезимация), либо каждого сотого
(центезимация).
Лишиться жизни можно было и за менее
значительные поступки: потеря оружия, оставление караула, ложное свидетельство,
трусость, воровство. Существовали позорящие наказания: стояние перед строем в
одной тунике без боевого пояса.
В истории зафиксирован случай, когда римский
всадник изувечил руки своих сыновей, чтобы избавить их от военной службы. За
этот проступок император Август приказал лишить воина имущества и продать его с
торгов в рабство.
Римский император Тиберий применил к
начальнику легиона наказание бесчестием за то, что он послал солдат охранять на
охоте вольноотпущенного.
Надо сказать, что в римской армии применялись
и менее суровые наказания: выговоры, разжалование, направление на тяжелые
работы, уменьшение жалованья, телесные наказания, лишение прав римского
гражданина.
Но состояние дисциплины в позднем периоде
существования Римской империи, по сообщениям древнеримского историка Аммиана
Марцелина, значительно ухудшилось. Причем в злоупотреблениях, преступлениях,
правонарушениях были замечены не только солдаты, но и высший командный состав.
Причины падения дисциплины в позднеримской
армии были многофакторные.
В связи с недостатком добровольцев из римской
армии были исключены центурионы, на которых лежала основная нагрузка по
поддержанию порядка и обучению воинских подразделений. Нишу центурионов не
смогли заполнить введенные впоследствии в командный состав кампидокторы и
центенарии, поскольку выполняли исключительно функцию по обучению воинов.
Марцелин не исключает, что падение дисциплины
также связано с нерешенностью этнических взаимоотношений среди воинов.
Командиры присваивали себе провиант, денежные
средства, обмундирование, заставляли простых воинов работать на себя. Это
вызвало ответную реакцию простых воинов: они грабили гражданское население,
занимались поборами и вымогательством. Эти нарушения приобрели такой размах,
что императоры своими указами грозили телесными наказаниями в отношении и
простых воинов, и командиров за грабеж населения.
Чтобы справиться с дезертирством из рядов
армии император Констанций издает закон, запрещающий предоставлять солдатам
отпуска. Наказанием за нарушение этого закона была пожизненная ссылка, лишение
привилегий и даже смертная казнь.
Чтобы лишить дезертиров возможных убежищ, по
закону Валентиниана I укрыватели из простых граждан подвергались казни, а
граждане из высшего сословия – ссылке.
А вот дезертир, перешедший на сторону врага и
участвующий в грабеже своей страны, подлежал сожжению заживо.
Но, несмотря на жесткие меры по поддержанию
дисциплины, воины прекрасно понимали свою необходимость (и незаменимость),
поэтому командному составу приходилось смещать акценты с физических воздействий
в сторону психологических. Например, провинившиеся части часто ставили в
унизительное положение, делая их предметом насмешек всей армии: заставляли
надевать женскую одежду, лишали знамени, размещали на привалах рядом с пленными
или животными. К командному составу применялась такая мера воздействия как
порочащая отставка или перевод на нижестоящую должность, либо переход в худшее
подразделение, а также понижение в звании.
Ухудшение дисциплины в римской армии сразу
сказалось на результатах битв: например, поражение в сражениях с сарматами и
варварами было связано с тем, что командиры подразделений римской армии не
смогли договориться о совместных действиях.
Как показывает история, положение в армии
любого государства отражает в концентрированном виде состояние самого общества.
Факторами ухудшения дисциплины является неэффективность громоздкой системы
управления, непродуманный налоговый гнет, коррупция и отсутствие реальных шагов
по борьбе с нею, снижение социального статуса солдата и командира, уменьшение
денежного довольствия воина и отказ власти от поддержания армии в состоянии,
необходимом для обеспечения безопасности государства.
Источник:
http://topwar.ru/
Автор Валерий Бовал
|