Два адмирала. Пока два
Пока околофлотская общественность спорит о
целесообразности и пользе десантных кораблей типа «Мистраль», пока готовится их
производство, на заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге тихо, мирно и
спокойно строят корабли другого класса.
Не все, правда, в судьбе этой техники было
гладко. Изыскания по облику новых сторожевых кораблей были начаты еще в
середине 70-х годов прошлого века. По результатам исследований были
сформулированы требования к новому кораблю, получившему обозначение «Проект
11540» или «Ястреб». В 1981-м году Зеленодольское ПКБ начало разработку нового
сторожевика, и через пять лет был заложен первый корабль серии –
«Неустрашимый». Строительство продлилось больше четырех лет, а в строй он
вступил только в 93-м. Начинались смутные времена для оборонки, и второй
сторожевик проекта – «Неприступный», будучи заложенным в 89-м, вошел в строй
только через 20 лет под названием «Ярослав Мудрый». Третий же фрегат проекта
11540 («Туман») строится с 93-го года.
Одновременно с зеленодольскими конструкторами
работу над перспективным сторожевиком начали в Северном ПКБ (Ленинград). В
середине 80-х ленинградское КБ получает задание на разработку корабля с
модульной системой вооружения. Нести этот корабль – проект 13040 – должен был противокорабельные
и противовоздушные ракеты, одну пушку калибра 130 мм и вертолет. Но
строительство фрегата «13040» так и не началось, оно изначально даже не
планировалось. Тем не менее наработки по проекту не пропали и стали основой
нового сторожевика.
В конце 80-х руководство ВМФ и ряд ведущих НИИ
сформировали требование к новым сторожевым кораблям, призванным заменить уже
существующие и находиться в строю минимум до 2010-2020 годов. Но после развала
Советского Союза начались крупные проблемы с финансированием и все работы по
новым кораблям, мягко говоря, затянулись.
Уже в новой России ПКБ «Алмаз» создает на
основе ракетного катера пр. 1244 новый сторожевик, полностью отвечающий
требованиям флота – пр. 12441. Даже был заложен фрегат под названием «Новик»,
но готового корабля флот не получил до сих пор.
В свою очередь, Северное ПКБ тоже не сидело
сложа руки, и в начале 2000-х представило эскизный вариант проекта 22350. А в
2005-м проект утверждается, объявляется тендер на постройку и выбирается завод,
который и будет строить новые фрегаты – ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург).
Головной корабль получил имя «Адмирал флота
Советского Союза Горшков» и был заложен 1 февраля 2006 года. Позже, осенью
2009-го началось строительство второго корабля серии под названием «Адмирал
флота Касатонов». На момент написания этой статьи «Адмирал Горшков» уже спущен
на воду (осень 2010 г.),
а у «Адмирала Касатонова» достроен корпус и идет монтаж внутренней аппаратуры.
Первоначально Министерство обороны РФ
планировало построить 5-6 фрегатов 22350, но позже планы были увеличены до 9
единиц. Планируется, что вся серия войдет в строй до 2020 года.
Однако не все так радужно – ряд экспертов
полагает, что планируемые сроки сдачи «Горшкова» (2012 год) могут сдвинуться.
Эксперт журнала «Национальная оборона» И. Коротченко, в частности, полагает,
что главная причина этого – затруднения с освоением производства
радиоэлектронного оборудования фрегата. Кроме того, представители «Северной
верфи» говорят о проблемах с финансированием строительства, что тоже не может
благостно сказываться на сроках.
В этой ситуации обнадеживающе звучат заявления
министра обороны и президента России о грядущем увеличении финансировании ОПК.
Но, в целом, как говорится, поживем – увидим.
Рассмотрим сам корабль проекта 22350
Корпус первого серийного фрегата,
разработанного после распада СССР, выполнен по полубачной схеме. Надстройка –
сплошная. Для снижения радиолокационной заметности корабля все ракетное
вооружение скрыто в корпусе, надстройка имеет специфические обводы и имеет в
своей конструкции большое количество композитных материалов. Корпус фрегата
имеет острый форштевень и кормовую оконечность транцевого типа, улучшающие
мореходные качества. Почти по всей длине корабль имеет двойное дно. В кормовой
части фрегата расположены ангар и вертолетная площадка. Полное водоизмещение –
4500 тонн.
Силовая установка проекта 22350 – комбинированная.
Содержит в себе два дизеля 10Д49 по 5200 л.с. и два газотурбинных двигателя М90ФР
(2х27500 л.с.). Четыре двигателя разгоняют фрегат до 29 узлов. При работе
только дизелей скорость составляет порядка 15-16 уз.
На корабле устанавливаются успокоители качки
новой конструкции, что позволяет применять вооружение без каких-либо
ограничений при волнении до 4-5 баллов.
В состав вооружения входят:
Одноствольная артиллерийская
установка АУ-192 калибра 130
мм, оснащенная системой управления огнем «Пума».
Максимальная дальность стрельбы из установки – 22 км. Различные типы
снарядов позволяют поражать надводные, береговые и воздушные цели.
Две универсальные пусковые
установки ЗС14У1 по 8 противокорабельных ракет «Оникс», «Брамос» или серии
«Калибр-НКЭ».
Две пусковые установки
«Медведка-2» по 4 противолодочные ракеты в каждой.
ЗРК «Штиль» либо в перспективе
«Полимент-Редут». В зависимости от типа ракет боекомплект составляет от 32 до
128 единиц.
На корме, рядом с вертолетной
площадкой, устанавливаются две ракетно-артиллерийские установки ПВО типа
«Палаш».
Радиоэлектронное оборудование
фрегата:
РЛС общего обзора.
4 фазированные решетки
«Полимент», предназначенные в первую очередь для применения в противовоздушной
обороне корабля.
Для обнаружения подводных целей
фрегаты 22350 имеют гидроакустический комплекс «Заря-М», в перспективе вместо
него будет устанавливаться система «Виньетка-М».
Авиационное вооружение фрегата –
вертолет Ка-27 со всей доступной для него номенклатурой вооружения.
Экипаж сторожевика – до 210
человек. Автономность до 20 суток, дальность хода – 4000 миль.
Источник:
http://nvo.ng.ru/
|