Экспериментальные САУ – АТ-1
АТ-1 (Артиллерийский танк-1) – по
классификации танков середины 1930-х годов относился к классу специально
созданных танков, по современно классификации считался бы противотанковой
самоходной артиллерийской установкой 1935 года выпуска. Работы по созданию танка
артиллерийской поддержки на базе Т-26, который получил официальное обозначение
АТ-1, начались на заводе №185 им. Кирова в 1934 году. Предполагалось, что
созданный танк заменит Т-26-4, серийный выпуск которого советской
промышленности так и не удалось наладить. В качестве основного оружия АТ-1
выступала 76,2-мм пушка ПС-3, сконструированная П. Сячентовым.
Данная артиллерийская система была
спроектирована как специальное танковое орудие, которое оснащалось панорамным и
телескопическим прицелами и ножным спуском. По своей мощности пушка ПС-3
превосходила 76,2-мм орудие обр. 1927 года, которое устанавливалось на танки
Т-26-4. Все работы по проектированию нового танка АТ-1 велись под руководством
П. Сячентова, являвшегося начальником конструкторского отдела по САУ опытного
завода № 185 им. Кирова. К весне 1935 года было произведено 2 опытных образца
данной машины.
Особенности конструкции
САУ АТ-1 относилась к классу закрытых
самоходных установок. Боевое отделение было расположено в средней части машины
в защищенной бронерубке. Основным вооружением САУ была 76,2-мм пушка ПС-3,
которая монтировалась на вращающемся вертлюге на штыревой тумбе. Дополнительным
вооружением служил 7,62-мм пулемет ДТ, который устанавливался в шаровой
установке справа от орудия. Дополнительно АТ-1 могла вооружаться вторым
пулеметом ДТ, который мог использоваться экипажем для самообороны. Для его
установки в корме и бортах бронерубки имелись специальные амбразуры,
прикрываемые бронезаслонками. Экипаж САУ состоял из 3 человек: механика-водителя,
который располагался в отделении управления справа по ходу движения машины,
наблюдателя (он же заряжающий), который находился в боевом отделении справа от
орудия и артиллериста, который размещался слева от него. В крыше рубки имелись
люки для посадки и высадки экипажа самоходки.
Пушка ПС-3 могла посылать бронебойный снаряд
со скоростью 520 м/с, имела панорамный и телескопический прицелы, ножной спуск
и могла использоваться как для стрельбы прямой наводкой, так и с закрытых
позиций. Углы вертикального наведения составляли от -5 до +45 градусов,
горизонтального наведения – 40 градусов (в обе стороны) без поворота корпуса
САУ. Боекомплект включал в себя 40 выстрелов к пушке и 1827 патронов к
пулеметам (29 дисков).
Броневая защита самоходки была противопульной
и включала в себя катаные броенелисты толщиной 6, 8 и 15 мм. Бронерубка
изготавливалась из листов толщиной 6 и 15 мм. Соединение бронированных деталей корпуса
обеспечивалось заклепками. Бортовые и кормовые бронелисты рубки для возможности
удаления пороховых газов при ведении огня наполовину своей высоты были сделаны
откидными на петлях. При этом щели в 0,3 мм. между откидными щитками и корпусом
самоходки не обеспечивали экипажу машины защиты от поражения свинцовыми
брызгами от пуль.
Ходовая часть, трансмиссия и двигатель были в
неизменном виде заимствованы у танка Т-26. Пуск двигателя производился при
помощи электростартера «МАЧ-4539» мощностью 2,6 л.с. (1,9 кВт), или
«Сцинтилла» мощностью 2 л.с.
(1,47 кВт), или при помощи заводной рукоятки. В систем зажигания применялось
основное магнето типа «Сцинтилла», «Бош» или АТЭ ВЭО, а также пусковое магнето
«Сцинтилла» или АТЭ ПСЭ. Емкость топливных баков установки АТ-1 составляла 182
литра, этого запаса топлива хватало для того чтобы преодолеть 140 км. при движении по
шоссе.
Электрооборудование САУ АТ-1 было изготовлено
по однопроводной схеме. Напряжение внутреннее сети составляло 12 В. В качестве
источников электроэнергии применялись генераторы «Сцинтилла» или ГА-4545
мощностью 190 Вт и напряжением 12,5 В и аккумуляторная батарея 6СТА-144,
обладающая емкостью 144 А•ч.
Судьба проекта
Первый экземпляр самоходной установки АТ-1 был
передан на испытания в апреле 1935 года. По своим ходовым качествам он ничем не
отличался от серийного танка Т-26. Проведение огневых испытаний показало, что
скорострельность орудия без исправления наводки достигает 12-15 выстрелов в
минуту при наибольшей дальности ведения огня в 10,5 км., вместо требуемых 8 км. В отличие от
испытываемой ранее установки СУ-1, ведение огня во время движения прошло в
целом успешно. При этом были выявлены и недостатки машины, которые не позволили
передать АТ-1 на войсковые испытания. Относительно орудия ПС-3 военинженер 3
ранга Соркин написал в своем письме на имя наркома обороны следующее:
«Ствол № 23 был смонтирован на АТ-1 и прошел с
ним полный цикл полигонных испытаний... Орудия №№ 4 и 59 многократно проходили
испытания на НИАПе и дали удовлетворительные результаты, при этом полностью
бесперебойной работы автоматики добиться так и не удалось. До устранения
данного дефекта передавать систему АТ-1 на войсковые испытания не
представлялось возможным ...»
По результатам проведенных испытаний САУ АТ-1
была отмечена удовлетворительная работа пушки, но по ряду параметров (к
примеру, неудобное положение поворотного механизма, расположение боекомплекта и
т.д.) допускать САУ на войсковые испытания не стали.
Второй экземпляр САУ АТ-1 преследовали те же
неудачи, что и первый. В первую очередь они были связаны с работой
артиллерийской установки. Для того чтобы «спасти» свой проект специалисты
Кировского завода выступили с предложением об установке на САУ собственного
орудия Л-7. В отличие от пушки ПС-3, данное орудие создавалось не с нуля, его
прототипом стало 76,2 мм
орудие системы Тарнавского-Лендера, благодаря чему орудие Л-7 имело схожую с
ним баллистику.
Хотя конструкторы заявляли о том, что данное
орудие превосходит все имеющиеся танковые пушки, на деле Л-7 также обладала
достаточно большим количеством недостатков. Попытка вооружить АТ-1 данным
орудием не привела к успеху из-за ряда конструктивных особенностей, а
заниматься проектированием новой бронерубки сочли нецелесообразным. Сопоставив
все имеющиеся данные по проекту АБТУ решилось на выпуск небольшой предсерийной
партии из 10 САУ АТ-1, которые оснащались пушками ПС-3, а также улучшенным
шасси. Данную партию хотели использовать на расширенных полигонных и войсковых
испытаниях.
Производство пушек ПС-3 планировалось наладить
на Кировском заводе, корпуса САУ должны были производиться на Ижорском заводе,
поставками ходовой части должен был заниматься завод №174. При этом, вместо
того чтобы готовит машину к серийному выпуску и заниматься устранением
выявленных недостатков артсистемы ПС-3, «кировцы» занимались усиленным
продвижением своих конструкций. После неудачи с орудием Л-7 на заводе
предложили попробовать ее улучшенный вариант, который получил обозначение Л-10.
Однако и это орудие в рубку АТ-1 установить не получилось. Усугублялось
положение тем, что завод №174 был загружен выпуском серийных танков Т-26,
поэтому даже выпуск 10 шасси для САУ АТ-1 стал для него непосильной задачей.
В 1937 году ведущий конструктор по самоходным
установкам завода № 185 П. Сячентов был объявлен «врагом народа» и
репрессирован. Данное обстоятельство послужило причиной прекращения работ по
многим проектам, которые он курировал. Среди этих проектов оказалась и САУ
АТ-1, хотя Ижорский завод к тому моменту уже успел произвести 8 бронекорпусов,
а завод №174 начал осуществлять сборку первых машин.
Одному из произведенных корпусов АТ-1 нашлось
применение лишь 3 года спустя, во время советско-финской войны. В январе 1940
года по просьбе командиров и бойцов 35-й танковой бригады, которая вела боевые
действия на Карельском перешейке, завод №174 принялся за работы по созданию
«санитарного танка», который предназначался для эвакуации раненых с поля боя.
Данная инициатива была одобрена начальником АБТУ РККА Д. Павловым. В качестве
базы для создания машины был использован один из имеющихся на заводе корпусов
АТ-1, который на месте, без каких-либо чертежей, был переделан под эвакуацию
раненых. Заводчане планировали подарить санитарный танк танкистам к празднику
23 февраля, но из-за задержек с изготовлением машина на фронт так и не попала.
После окончания боевых действий санитарный танк Т-26 (так он именовался в
заводских документах) был отправлен в Приволжский военный округ, о дальнейшей судьбе
этой разработки ничего не известно.
Подводя итог можно сказать, что АТ-1 являлся
первой в СССР самоходной артиллерийской установкой. Для того времени, когда
военные все еще увлекались пулеметными танкетками или танками, вооруженными
37-мм пушками, САУ АТ-1 справедливо могла считаться очень мощным оружием.
Тактико-технические характеристики: АТ-1
Масса: 9,6 т.
Габаритные размеры:
Длина 4,62 м., ширина 2,45 м., высота 2,03 м.
Экипаж: 3 чел.
Бронирование: от 6 до 15 мм.
Вооружение: 76,2-мм пушка ПС-3,
7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект: 40 выстрелов, 1827
патронов к пулемету
Двигатель: рядный
4-цилиндровыйкарбюраторный воздушного охлаждения от танка Т-26 мощностью 90 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе
– 30 км/час, по пересеченной местности – 15 км/ч.
Запас хода: по шоссе – 140 км., по пересеченной
местности – 110 км.
Источник:
http://topwar.ru/
Автор Юферев Сергей
|