Гиперзвуковая ракетная гонка России, Китая и
Америки ("The Diplomat", Япония)
Сначала все шло, как
планировалось: ракета была сброшена с B-52 Stratofortress высоко в небе над
калифорнийским морским полигоном центра боевого применения морской авиации и
успешно отделилась от стартового ускорителя. Однако спустя 31 секунду после
начала испытаний возникла проблема с управляемым стабилизатором и гиперзвуковая
ракета X-51A Waverider рухнула в Тихий океан. Планируемую скорость в 6 Махов
она должна была набрать только через пять минут.
Несмотря на эту
неудачу, случившуюся 14 августа, гонка в области создания гиперзвуковых
крылатых ракет между США, Китаем и Россией по-прежнему продолжается, причем
российскими достижениями также пытается воспользоваться Индия. За прошедшие
годы эти три страны многого добились в области создания ракет, которыми можно
будет управлять на скоростях выше 5 Махов (6125 километров в
час). Хотя интерес к этой теме возник во времена холодной войны, реальные
результаты удалось получить только в 1990-х годах. Россия стала первой страной,
успешно проведшей летные испытания экспериментального летательного аппарата с
гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, обогнав США на девять
лет.
Ракета X-51A была
разработана консорциумом, объединившим ВВС США, Boeing, Управление по
перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA),
Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического
пространства, Pratt & Whitney Rocketdyne и отдел реактивного движения
Исследовательской лаборатории ВВС США. Пока единственным успехом американской
программы с бюджетом в 140 миллионов долларов стали испытания, прошедшие в
южной части тихоокеанского побережья Калифорнии 26 мая 2010 года, в ходе
которых полет ракеты продолжался больше 200 секунд на скорости 5 Махов.
Со своей стороны,
китайцы также предположительно проявляют серьезный интерес к гиперзвуковым
крылатым ракетам. Опытно-конструкторские работы ведутся в целом ряде центров,
включая Национальную инженерную и научную экспериментальную базу имени Цянь
Сюэсэня в пекинском районе Хуайжоу. В 2007 году — спустя три года после запуска
программы X-51A— стало известно, что китайские ученые планировали провести
испытания моделей с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем,
способных достичь скорости в 5,6 Маха, в новой аэродинамической трубе в Пекине.
Ранее в этом году китайская пресса сообщала, китайские ученые построили
аэродинамическую трубу, в которой можно испытывать гиперзвуковые аппараты на
скорости 9 Махов.
Хотя возможное
коммерческое применение гиперзвуковых технологий самоочевидно — летательный
аппарат, способный развить такую скорость, сможет долететь из Лондона до
Нью-Йорка меньше, чем за час, — они также привлекают и военных ученых
(Пентагон, по слухам, только за последнее десятилетие потратил на шесть
гиперзвуковых проектов 2 миллиарда долларов). Среди прочего, военные хотят
усовершенствовать крылатые ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем,
скорость и дальность которых сейчас ограничивается необходимостью тормозить
воздушный поток в двигателе до дозвуковой скорости. Способность обеспечить
сжигание топлива в сверхзвуковом воздушном потоке, позволили бы серьезно
увеличить скорость и дальность ракет.
Преимущества
увеличения дальности и скорости очевидны. Ассоциация ВВС в своем докладе по
гиперзвуковым технологиям, изданном в июне 2010 года, пишет, что в 1998 году -
после терактов против американских посольств в Кении и Танзании - крылатым
ракетам с американских кораблей в Аравийском море потребовалось 80 минут, чтобы
достичь тренировочных лагерей «Аль-Каиды» в Афганистане. Между тем, у
гиперзвуковых ракет «промежуток от пуска до поражения цели» был бы короче, и
удар можно было бы нанести за 12 минут, пишут авторы доклада. По их мнению, за
80 минут, которые потребовались ракетам, чтобы поразить цели, лидер «Аль-Каиды»
Усама бин Ладен успел скрыться. Способность быстро поражать цели где угодно –
часть программы «Быстрого глобального удара», запущенной в 2001 году, когда
аналитики Пентагона начали искать способы поражать врага практически
моментально без риска ядерной эскалации.
Следует заметить, что
сокращение «промежутка от пуска до поражения цели» - лишь часть уравнения, так
как гиперзвуковые ракеты кроме этого должны вписать новую главу в эволюционную
борьбу между ракетами и перехватчиками.
Нынешние ракеты с
прямоточным воздушно-реактивным двигателем – такие, как российская П-270
«Москит» и американская Harpoon, - а также ракеты с турбореактивным двигателем
- такие как китайская Инцзи-82 - , развивают скорость меньше 2 Махов. Они
достаточно медленны, чтобы их можно было перехватить. Однако перехватывать
крылатые ракеты, летящие со скоростью более 5 Махов, было бы непростой задачей.
Их появление поставило бы под серьезную угрозу такие цели, как авианосные
группы. Конечно, скорость входа в плотные слои атмосферы китайской
противокорабельной баллистической ракеты Дунфэн -21 выше, чем возможная
максимальная скорость гиперзвуковой крылатой ракеты, зато крылатые ракеты -
намного маневренней и могут лететь низко, оставаясь незамеченными для систем
раннего обнаружения – при этом, что у них неплохие шансы проскользнуть мимо
тактических РЛС.
Вероятно, в войсках
гиперзвуковые крылатые ракеты появятся еще нескоро, однако явные преимущества в
дальности, скорости и точности (не говоря о преимуществах обладания неядерными
стратегическими ударными силами) означают, что эта технология слишком
привлекательна, чтобы военные от нее отказались. Похоже, гонка вооружений
вступила в гиперзвуковую фазу.
Оригинал публикации:
Russia, China, and America’s Hypersonic Missile Race
Дж. Майкл Коул (J. Michael Cole)
Источник: http://vz.ru/
Опубликовано:
20/08/2012 11:29
|