Год американского БПЛА Reaper
Два месяца назад американский беспилотный
летательный аппарат MQ-1 Predator (Хищник) записал на свой счет миллионы часов
налета. Свыше 20 процентов от этих часов приходятся на этот год. Замена
Предатора MQ-9 Reaper успел налетать почти 250 тысяч часов. Американские
стратегические беспилотные летательные аппараты (MQ-1, MQ-1C, MQ-9, RQ-4 и RQ-170)
налетали около 400,000 часов в этом году, в прошлом году 300,000 часов, 185,000
часов в 2009 году и 151,000 часов в 2008-ом. Потребовалось 12 лет службы
(1995-2007, в том числе разработка) чтобы MQ-1 Predator смог достичь своих
первых 250,000 часов в воздухе, два года (2007-2009) чтобы налетать ещё 250,000
часов из 500,000 общего количества и всего лишь менее года чтобы достичь
следующих 250,000 часов к весне 2010-го года.
Между тем, для ВВС и ЦРУ (крупнейший оператор
БПЛА над Пакистаном и других местах) были построены или заказаны 500 MQ-1 и
MQ-9. Около 20 процентов из них были потеряны в результате аварий, четырнадцать
были потеряны таким образом только в этом году. В войсках же ощущается нехватка
таких БПЛА.
ВВС США заказали почти пятьдесят беспилотных
летательных аппаратов MQ-9 Reaper (Жнец) в этом году по $6.2 миллионов за
каждый. Цена вырастет вдвое при установлении датчиков, систем управления огнем
и средств связи. Такая ситуация типична для боевых самолетов, каким ВВС считает
и Reaper.
На вооружении ВВС уже находятся более 70 MQ-9,
поставка новых займет около года. ВВС планируют закупить еще 200 БПЛА MQ-9 пока
ему на замену не придет MQ-X. MQ-1 Predator заменяется MQ-9, а последний MQ-1
для ВВС США был построен в прошлом году. Общий парк MQ-1 и MQ-9 в ВВС США
состоит из более 250 БПЛА, а к концу десятилетия армия и ВВС будут располагать
более тысячью больших, вооруженных БПЛА.
БПЛА MQ-1 Predator развился в семью из трех
аппаратов. Оригинальный Predator весит одну тонну при длине 8.7 метра и размахом
крыла 15.8 метров.
Он имеет штатные узлы подвески под каждой плоскостью, способные нести по одной
47-килограммовой ракете Hellfire и ракете воздух-воздух Stinger. Наибольшая
скорость Predator составляет 215 километров в час, наибольшая крейсерская
скорость 160
километров в час и наибольшая высота полета 8,000 метров.
Стандартная продолжительность полета составляет 12-20 часов.
MQ-9 Reaper (Жнец) весит 4.7 тонны, имеет 11.6 метра в длину и
размах крыла 21.3 метра.
На нем расположены шесть точек подвески для несения 682 кг вооружения, к
которому относятся до восьми ракет Hellfire, две Sidewinder или две ракеты
класса "воздух-воздух" AMRAAM, две ракеты Maverick, две
227-килограммовые умные бомбы (с лазерным или GPS наведением). Максимальная
скорость аппарата составляет 400 километров в час и наибольшая
продолжительность полета 15 часов. Reaper считается боевым самолетом и для
выполнения многих задач может заменить F-16 и A-10.
MQ-1C
Gray Eagle (Серый Орел) американской армии весит 1.5 тонны, несет 136 кг датчиков во
внутренних отсеках и до 227
кг датчиков и оружия на внешних подвесках. Он имеет
продолжительность полета до 36 часов, а максимальная скорость составляет 270 километров в
час. Размах крыла Gray Eagle составляет 18 метров, а длина 9 метров. MQ-1C способен приземляться и
взлетать в автоматическом режиме и нести четыре ракеты Hellfire (по сравнению с
двумя на Predator).
Китай пытается экспортировать беспилотные
летательные аппараты практически идентичные Predator, но около 20 процентов
легче. Замена для MQ-9 (MQ-X) все еще находится в стадии проектирования, хотя
сокращение бюджетных расходов и улучшения датчиков (нескольких камер на одном
дроне) может заставить ВВС просто "развивать" MQ-9. В настоящее время
это означает добавление средств радиоэлектронной борьбы и оборудования
противоракетной обороны, которые позволят дронам выживать в районах вражеских
ПВО. Существует также необходимость лучшем ПО управления полетом и улучшенных
возможностях функционировать при низких температурах (в таких местах, как
Афганистан), где часто наблюдается обледенение крыла.
ВВС хочет повысить надежность своих БПЛА и
уменьшать уровень потерь (количество потерь БПЛА на 100,000 часов налета). По
состоянию на прошлый год, потери MQ-1 Predator были примерно на уровне 7. Это
вдвое выше, чем у пилотируемых истребителей (как F-15 или F-16) и в пять раз
выше чем у старых, но очень надежных B-52. Речь идет о таком же уровне как и у
одномоторных частных самолетов (8.2).
Всего лишь несколько лет назад уровень потерь
1.1-тонных MQ-1 был равен 30. В прошлом году 4.7-тонный MQ-9 Reaper после
четырех лет службы имел уровень потерь около 15. Прошло более десяти лет с тех
по как MQ-9 совершил свой первый полет, Predator уже состоит на вооружении с
конца 1990-х годов. Проектирование и эксплуатация MQ-9 во многом основывались
на опыте MQ-1.
Беспилотные самолеты всегда несли большие
потери, в значительной степени это связано с отсутсвием как пилота на борту так
и всех возможных действий чтобы компенсировать его отсутствие. Старые модели
БПЛА имели очень высокий уровень потерь. RQ-2A Pioneer эпохи 1980-х годов имел
уровень потерь 363 аппарата на 100,000 часов налета. Несмотря на это, RQ-2 был
очень востребован во время войны в Персидском заливе в 1991 году.
Первоисточник http://www.strategypage.com
Перевод
профессор
|