Индия все еще ждет от России замену Ан-32
Индия решила отменить тендер на поставку средних военно-транспортных самолетов. Причиной этого решения стали планы по закупке многоцелевых транспортников МТА российско-индийского производства. Однако не факт, что Нью-Дели дождется обещанной ему военно-транспортной машины, призванной заменить 230 самолетов Ан-32 советской постройки.
Согласно планам, МТА (Multi-Role Transport Aircraft) будет иметь два двигателя, его максимальная взлетная масса составит 65 тонн. Планируется, что самолет будет способен лететь с крейсерской скоростью 800 километров в час, дальность его полета достигнет 2,5–2,7 тыс. километров, а практический потолок – 12 километров. Разработкой машины занимается конструкторское бюро Ильюшина.
«Париж в нарушение контракта не только в два раза поднял цену на один самолет, но и еще отказывается передавать Дели базовые технологии»
В ожидании нового транспортника Индия пребывает с 2000 года, когда Москва и Дели подписали предварительное соглашение о начале разработки военно-транспортного самолета на базе Ил-214. С российской стороны в проекте принимали участие корпорация «Иркут», Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина и ФГУП «Рособоронэкспорт», с индийской – аэрокосмический концерн Hindustan Aeronautics Limited (HAL).
Минобороны Индии сразу же заявило о намерении закупить 45 таких самолетов. Российские ВВС в случае победы МТА в тендере на средний транспортный самолет намеревались приобрести 60 машин. Еще 15 самолетов планировалось продать МЧС России, 25 – российским коммерческим авиакомпаниям-грузоперевозчикам. Наконец, 60 машин должны были продать в третьи страны. Всего 205 самолетов. Предполагалось, что первый образец поднимется в воздух в 2008 году, а серийное производство начнется в 2009-м.
Однако базовое соглашение по МТА было подписано лишь 9 сентября 2010 года, в преддверии визита в Индию тогдашнего президента Дмитрия Медведева. По его условиям стороны обязывались инвестировать в проект по 300 млн долларов. Свой первый полет MTА должен был совершить в 2017 году, а его серийное производство планируется начать в 2019-м. В мае 2012 года ОАК и HAL подписали контракт на производство 205 самолетов по программе МТА, а также контракт на создание эскизного проекта самолета. Намерение развивать проект было подтверждено и в ходе январского визита министра обороны Сергея Шойгу в Индию.
«Собственно говоря, участники российско-индийского консорциума «прошли по кругу» и снова оказались в начале пути, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД ситуацию вокруг российско-индийского проекта директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. – Это самый «бумажный» и самый затянувшийся из всех отечественных (да и мировых) авиапроектов. Вся его история пока дает мало оснований для уверенности в том, что он все-таки будет реализован».
Как отмечает глава Центра АСТ Руслан Пухов, в случае с МТА Россия уже потеряла свой счастливый билет на индийском рынке. «Мы проиграли крупный тендер на поставку военно-транспортных самолетов, – рассказал газете ВЗГЛЯД эксперт. – Вместо наших Ил-76 Дели предпочел купить шесть американских C-130 Super Hercules. За них заплатили почти 1 млрд долларов. Цифра астрономическая, особенно если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле. Теперь Дели планирует дополнительно купить еще семь американских C-130J Super Hercules и от шести до десяти транспортников С-17 Globemaster III».
В индийском минобороны объясняют эту меру как вынужденную – в ожидании появления MTA. Однако нет никакой уверенности, что фирма Ильюшина когда-нибудь вообще создаст этот самолет, говорит Пухов. Тем более что за время его создания на рынке появилось целое семейство аналогичных транспортников.
Например, все тот же С-130J Super Hercules компании Lockheed Martin, А-400М европейского концерна Airbus, японский транспортник Kawasaki XC-2, китайский Shaanxi Y-9 (модернизированная версия Y-8) и КС-390 бразильской авиастроительной компании Embraer. Главное их отличие только в цене: за С-130J просят около 70 млн долларов, А-400М обойдется заказчику в 136 млн евро, XC-2 – в 120 млн долларов, КС-390 – в 40 млн долларов. Китайский Y-9 значительно дешевле всех, но о нем можно не упоминать: Пекин и Нью-Дели стратегические соперники, и никакого военно-технического сотрудничества не ведут. Как отмечает Пухов, также не стоит серьезно рассматривать американский Hercules и европейский A-400, так как сотрудничество с США и Европой может в любой момент прекратиться по политическим или иным мотивам.
«Сейчас в Индии идет большой скандал вокруг поставок французских истребителей Rafale, – напоминает эксперт. – Париж в нарушение контракта не только в два раза поднял цену на один самолет, но и еще отказывается передавать Дели базовые технологии производства этих машин. То же может случиться и с военно-транспортными машинами».
В таком контексте, говорит Иван Коновалов, у российско-индийского проекта MTA остается главный конкурент – бразильский КС-390. По словам эксперта, программа его создания и производства имеет стремительную динамику развития. «Официальный старт программы был дан в мае 2009 года подписанием контракта на поставку 20 транспортников для бразильских ВВС, – рассказывает Коновалов. – В сентябре 2012-го Embraer успешно защитил эскизный проект КС-390 перед командованием ВВС Бразилии. В октябре прошлого года состоялась выкатка первого образца самолета на авиазаводе в Сан-Пауло».
В Embraer оценивают мировой рынок средних транспортных самолетов примерно в 700 машин. В числе покупателей Аргентина и Чили (по шесть), Колумбия и Чехия (по два), а также Португалия, согласившиеся купить 32 самолета. Интересно, что в числе приглашенных на выкатку первого образца были официальные лица из Анголы, Азербайджана, Израиля, Казахстана, Катара, Саудовской Аравии, ЮАР, Великобритании. Embraer и его маркетинговый партнер по этой программе Boeing уже предложили минобороны США в связи с сокращением военного бюджета заказать более дешевые транспортники КС-390 взамен С-130. Таким образом, предложение бразильского военно-транспортного самолета Индии – только вопрос времени.
Впрочем, январская поездка Сергея Шойгу в Нью-Дели не высветила каких-либо серьезных проблем в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве. Стороны лишь обозначили необходимость форсирования работ по совместной разработке истребителя пятого поколения FGFA. Что же касается транспортного MTA, то о нем вообще не было упомянуто. Возможно, потому, что пока вопрос стоит не остро. Основные военно-транспортные перевозки индийские ВВС осуществляют на советских Ан-32. Куплены новые американские С-130J Super Hercules. Так что появления MTA можно и подождать.
Тем более, с появлением этого самолета индийские военные смогут сразу перекрыть возможности сразу двух предыдущих машин. Многое прояснит 2017 год.
Источник: http://vz.ru/society/2015/2/7/728303.html
|