Как российская разведка спасла посла США
24 октября 1992 года разведчики российской 201-й мотострелковой дивизии эвакуировали посольство США из воюющего Душанбе. Вспоминает генерал-майор запаса Сергей Миненков, принимавший участие в той операции.
«Вовчики и юрчики»
Время было веселое. Офицерам тогда не платили по полгода, а Таджикистан считался черной дырой. На аэродром «Чкаловский» приехали 14 офицеров из трехсот отобранных, шестеро написали рапорта на увольнение прямо на взлетке. Но я давал присягу. Жену с двухмесячным сыном оставил в России, а сам полетел.
В разведбате 201-й дивизии меня, старшего лейтенанта, назначили командиром разведывательно-десантной роты. Вместе с нашими пограничниками мы держали от прорывов моджахедов границу с Афганистаном. Тогда был самый пик гражданской войны между «вовчиками» и «юрчиками». «Вовчики» — ваххабиты, «юрчики» — выступали за светскую власть, идеалом для их вождя, вора в законе Сангака Сафарова, был Юрий Андропов
Власть переходила из рук в руки, кровь лилась — немерено. 60 тысяч убитых, миллион беженцев. Жертв было бы намного больше, если бы не наша дивизия. Самых оголтелых успокаивали мы.
Засада
В октябре 1992-го случилась очередная попытка переворота. В Душанбе, где тогда правили ваххабиты, утром вошли отряды гиссарских боевиков главы «Народного фронта» Сафарали Кенжаева. Днем комбата Хасанша Баксанова и меня вызвал комдив — полковник Мухритдин Ашуров. Хороший был командир, он потом за вторую чеченскую Героя России получил. Объяснил задачу: госдепартамент США обратился к Кремлю с просьбой спасти сотрудников своего посольства, вывезти их на аэродром к самолету. Гостиница «Октябрьская», где размещалось посольство, оказалась в самом центре боев.
Я сказал, что справлюсь силами своей роты. Взял два взвода бойцов, сам поехал на первом БТР. На замыкающей, третьей, «коробочке» старшим назначил прапорщика Сергея Шархеля.
В Душанбе был слоеный пирог из «вовчиков» и «юрчиков». Но по нам они не стреляли, понимали, что будет ответка. Объезжая валявшиеся на дороге трупы, мы почти добрались до гостиницы, как вдруг на перекрестке рядом с центральным универмагом по колонне начали стрелять из гранатометов. Первые два БТР проскочили площадь, а третий боевики отсекли плотным огнем.
У Шархеля — иконостас боевых наград за Афганистан. Сергей спрыгнул с брони и начал отщелкивать прятавшихся за деревьями гранатометчиков. Здесь и мы, развернувшись, подъехали. Разведчики быстро очистили район, боевики убежали — кто в живых остался. У нас был один раненый: солдата-срочника зацепило в руку.
Эвакуация
Мы вывезли из посольства 25 человек. Половина из них — охрана. Страшно перепуганная, все попросились под броню. Первым забрался в десантное отделение БТР посол. Смешной такой человек — в джинсах и большой меховой шапке, похожей на папаху. А вообще-то тепло было, градусов 20.
Мы разместились наверху и рванули в аэропорт. Там на наших глазах сел огромный С-130, «Геркулес». Из него выскочил хваленый американский спецназ и сразу занял оборону прямо под крыльями. Таджикские военные рты пораскрывали от изумления, а наши хохотали: в аэропорту было абсолютно тихо. Мои бойцы быстро «расстреляли» у американцев сигареты — с ними у нас было туго. Посол помахал нам рукой, и С-130 улетел.
Я уже был замкомдива, когда через десять лет меня пригласили на торжественный прием в посольстве США. Посол, уже другой, поблагодарил российских солдат за спасение американских дипломатов, сказал, что это был очень ощутимый знак дружбы и сотрудничества между нашими правительствами и народами.
Автор: Александр Хохлов
Источник: http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201410221305-azxr.htm
|