Каким быть российскому авианосцу?
В мае 2007 года тогдашний главком ВМФ адмирал
флота Владимир Масорин руководил совещанием представителей
научно-исследовательского комплекса военно-морского флота России, проходившем
на базе ЦНИИ МО РФ г. Санкт-Петербурга. В рамках этого совещания был поднят
вопрос о необходимости и наличии возможности постройки авианосцев для ВМФ.
Особо был подчеркнут тот факт, что наличие авианосца в составе военно-морского
флота есть «полностью обоснованная с теоретической, научной и практической
точек зрения необходимость». Через месяц Масорин заявил, что после всесторонней
глубокой и тщательной проработки вопроса о персептивных направлениях
военно-морского строительства сделан однозначный вывод о необходимости
постройки и введения в состав флота до шести кораблей нового типа в ближайшие
20-30 лет. По его словам это должен быть атомный авианосец водоизмещением около
50000 тонн и имеющий порядка 30 самолетов и вертолетов на борту. «Громады,
которые строят ВМС США, с базированием 100-130 самолетов строить мы не будем,
заявил адмирал. Однако вскоре место ушедшего «по возрасту» Масорина на пост
главкома ВМФ встал адмирал Владимир Высоцкий и разговоры о новых авианосцах на
некоторое время притихли в свете новой программы закупки четырех кораблей типа
«Мистраль». Это должно было стоить России около 2 миллиардов евро.
В 2009
году вновь появлялись сведения о планах проектирования и постройки в России
нового авианосца, тогда главком ВМФ РФ заявил, что российский флот получит
морские авиакомплексы. Эти комплексы должны были состоять из морской
авиационной и космической составляющих, и призваны были заменить собой привычные
всем классические авианосцы. Позже, в 2010 в СМИ сообщалось уже о начале
строительства четырех новых авианосцев к 2020 году на средства госпрограммы
вооружений. На это министр обороны РФ ответил опровержением, его слова
подтвердил вице – премьер заявив, что программой вооружений на 2011-2020 годы
строительство подобных объектов не предусмотрено. В конце февраля 2011 года
Владимир Поповкин на тот момент первый зам министра, представлявший программу
вооружений, никак не упомянул тему авианосцев.
И наконец, 29 июня 2011 г. президент
Объединенной судостроительной корпорации заявляет о том, что 2016 году
корпорация приступает к проектированию и постройке авианосца для
военно-морского флота России. По предварительным данным он будет иметь атомную
силовую установку и водоизмещение 80000 тонн. При этом он добавляет «авианосцы
России нужны» и на следующий же день заявляет, что постройка начнется 2018
году, а закончится в 2023, не уточняя при этом ни сроков проведения, ни сроков
ввода нового корабля в состав флота. (?) В какую сумму обойдется это стране,
так же не было озвучено. Если взять для примера стоимость американца класса
«Нимиц» (около пяти миллиардов) и модернизацию «Горшкова» для Индии без
стоимости авиации для него (около 2 миллиардов долларов), то без учета
авиагруппы цифра получается довольно внушительная.
В настоящее время в мире применяются три
основные схемы авианесущих крейсеров, в международной классификации, имеющие
следующие аббревиатуры: CATOBAR, STOBAR и STOVL.
CATOBAR (Catapult Assisted Take Off But
Arrested Recovery) – самолет взлетает с помощью катапульты а посадка
осуществляется посредством аэрофинишера. В основном такую схему применяют на
авианосцах США и Франции. Катапульта разгоняет самолет до 300 км/ч при взлетной
массе до 35 тонн.
STOBAR (Short Take Off But Arrested Landing)
взлет осуществляется с укороченным разбегом при помощи трамплина, посадка
происходит как и в первом случае на аэрофинишер. Авианесущий крейсер «Адмирал
Флота Советского Союза Кузнецов» является типичным представителем этой схемы.
STOVL отличается от первого типа тем, что
посадка осуществляется вертикально. В эту группу входят британский «Инвсибл»,
испанский «Принц Астурийский» и некоторые другие.
Какого же типа будет новый российский
авианесущий крейсер? Пока не ясно. Если судить по предполагаемому
водоизмещению, на корабле будет применена схема с катапультами и
аэрофинишерами. В этом случае в качестве основы для постройки может послужить
проект 1143.7 «Ульяновск» - атомный авианосец, программу разработки которого
начали в 1984 году, но из-за отсутствия финансирования в 1991 году заморозили.
По проекту его водоизмещение должно было составить 74000 тонн при длине 323 м, ширине 78 м и осадке 10,7 м. На авианосце должны
были базироваться 70 единиц авиатехники, предусматривалось наличие на борту в
том числе палубных МиГ-29К и Су-33. Для взлета использовались две катапульты,
трамплин, для посадки - аэрофинишер.
Есть еще один вариант - разработка атомного
авианесущего крейсера проекта 1153 «Орел». Планируемое водоизмещение было 65000
тонн при авиагруппе в 50 единиц. Проект был закрыт в конце 1976 и на средства
для его постройки был построен «Адмирал Горшков», который теперь приобрели
индийские ВМС.
В настоящее время в состав Военно-морского
Флота России входит авианосец «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5), принадлежащий
Северному флоту. На нем базируются 12 вертолетов Ка-27 и 23 палубных Су-33. В
составе ВМФ он с 20 января 1991 года. Нормальным сроком службы до замены для
кораблей такого класса считается 50 лет. Получается - прошла уже почти половина
срока для «Адмирала Кузнецова», учитывая, сколько времени занимает разработка и
постройка военно-морской техники, давно пора подумать о его замене.
Следует учитывать, что пока будет идти
постройка корабля, политическая и экономическая ситуация в России и в мире
будет меняться непредсказуемо, и решения, принимаемые сегодня, могут сыграть
ключевую роль завтра.
Автор Макаров Роман
Источник:
http://topwar.ru/
|