Лонг Бич - белый слон американского флота
Атомный ракетный крейсер USS Long Beach
(CGN-9) открыл новую Эру в истории флота - эру загоризонтной, хирургически
точной войны на море с применением ракетного оружия. Первый в мире ракетный
крейсер. Первый в мире атомный крейсер.
Лонг Бич был заложен 2 декабря 1957 года на
верфях Bethlehem Steel Co. и 9 сентября 1961 года вошел в состав ВМС США.
Уникальный корабль прослужил в составе флота 33 года, пройдя за этот срок более
миллиона морских миль.
Лонг Бич создавался как эскортный крейсер ПВО
и ПЛО для оперативного взаимодействия с атомным авианосцем
"Энтерпрайз". Корабль впервые получил экспериментальную РЛС с
фазированной антенной решеткой AN/SPS-32 (ставшая прообразом AN/SPY-1),
благодаря которой Лонг Бич приобрел характерную высокую надстройку, сделавшую
его самым высоким крейсером в мире.
В состав вооружения крейсера вошли сразу 3 новых ракетных
комплекса:
- ЗРК средней дальности Terrier
(2 ПУ, боекомплект 102 ракеты)
- ЗРК большой дальности Talos (1
ПУ, боекомплект 52 ракеты, зона поражения по дальности -80 морских миль)
- противолодочный ракетный
комплекс АSRОС (боекомплект -24 ракетоторпеды)
Во время модернизации в конце 70-х годов ЗРК
Talos был демонтирован. Вместо него в составе вооружения крейсера появились 8
пусковых установок ALB (Armoured Launch Box) для ракет BGM-109 Tomahawk и две
счетверенные установки Мк 141 для запуска ПКР Гарпун. Так же корабль был
оснащен 2 комплексами самообороны "Фаланга", ЗРК Terrier заменили на
современный Standard-2 (RIM-67).
В период с 31 июля по 3 октября 1964 крейсер
принял участие в операции Sea Orbit, совместно с атомным авианосцем
"Энтерпрайз" и атомным крейсером "Бэйнбридж". За 2 месяца
эскадра совершила кругосветное плавание без единого захода в порт.
С октября 1966 года корабль почти год находится
на боевом дежурстве в Тонкинском заливе, выполняя функции командного центра
палубной авиации. За время дежурства крейсер дважды отразил атаки вьетнамских
самолетов, сбив два МиГа. В 1968 Лонг Бич снова возвращается на боевое
патрулирование к берегам Вьетнама.
Последней крупной вехой в истории крейсера
стало участие в операции "Буря в пустыне", где Лонг Бич выполнял роль
эскорта и вертолетной площадки для поисково-спасательных сил.
В 1995 в связи с физическим износом
конструкции крейсера, Лонг Бич был исключен из состава ВМС и в настоящий момент
ждет утилизации. Решение о превращении крейсера в музей было отклонено, в связи
с радиационной безопасностью.
Ввиду исключительно высокой стоимости, Лонг
Бич стал единственным кораблем серии, "белым слоном флота". Несмотря
на это, проект оказался удачным с технической стороны, а все уникальные
механизмы и системы вооружений, протестированные на крейсере Лонг Бич, были
признаны эффективными и были приняты на вооружение кораблей других серий.
Источник:
http://topwar.ru/
Автор Олег Капцов
|