Миномет 2Б9М «Василёк»
После окончания Великой Отечественной Войны, в
1946 году, в Советском Союзе был разработан новый 82 мм миномёт, с
автоматическим заряжанием с использованием энергии отката. Уже в 1955 году, на
вооружение Советской Армии, принимается казематный автоматический миномёт под
обозначением КАМ. Руководителем и ведущим инженером этого проекта был В.
Филиппов. Позже на базе миномёта КАМ, был спроектирован его полевой вариант,
получивший обозначение Ф-82. Опытный образец, успешно прошел все испытания, и
по их результатам приёмной комиссией было рекомендовано принять его на
вооружение и запустить в серийное производство. Однако, несмотря на
положительные отзывы и рекомендации образец на вооружение принят не был. После
чего работы в направлении создания автоматических миномётов в СССР, были
прекращены на восемь лет.
Лишь в
1967 году инженеры вновь вернулись к разработке этого перспективного вида
вооружения. После трёх лет напряженного труда, в 1970 году на вооружение
Советской Армии принимается автоматический 82 мм гладкоствольный миномёт
2Б9 с водяным охлаждением, являвшийся результатом дальнейшего
усовершенствования и развития казематного миномёта КАМ. После его начала
эксплуатации в войсках, было принято решение о создании более
усовершенствованного образца, в котором, водяное охлаждение было заменено
воздушным. Новый образец, буксируемого варианта миномета, получивший
обозначение 2Б9М «Василёк», отличался от предшественника наличием более толстой
стенкой ствола и наличием рёбер охлаждения размещенных на его центральной
части. После проведения успешных испытаний, модернизированный миномет был
запущен в серийное производство и принят на вооружение армии в 1983 году. (По
некоторым данным это произошло в 1982 году).
Конструкция миномёта была выполнена по схеме,
которая применяется при создании казнозарядного артиллерийского орудия. Такая
схема позволила полностью автоматизировать заряжание миномёта. Открытие
затвора, подача на линию заряжания, досылание в камору мины, запирание затвора
и выстрел осуществляются автоматически. Механизм заряжания приводился в
действие посредством использования энергии пороховых газов. Возникающая при
выстреле энергия отдачи, используется для приведения в действие, при помощи
возвратных пружин, механизма автоматического заряжания. Стрельба может вестись
как в автоматическом режиме, так и в одиночном. Благодаря грамотным
конструкторским решениям, скорострельность миномёта «Василёк» составила 170
выстрелов в минуту, а практическая скорострельность более 100 выстрелов в
минуту. По этому показателю, на то время, он намного опережал все известные
западные аналоги. Ствол миномёта, оснащенный противооткатным механизмом,
крепится на верхний станок, который снабжен поворотными устройствами,
обеспечивающими угол горизонтальной наводки 60° и вертикальной наводки от 2° до
80°. При увеличении угла вертикальной наводки необходимо вырыть углубление в
грунте у казенной части ствола. В боевом положении колёса лафета вывешиваются,
и миномёт опирается на домкрат и две станины оснащенные сошниками. Переход из походного
положения в боевое положение и наоборот, занимает не более 90 секунд.
Стрельба из 2Б9М, велась осколочными
выстрелами 3В01 состоящими из шестипёрой мины, (изготовленной из сталистого
чугуна) О-832ДУ, основного Ж832ДУ и дополнительного 4Д2, пороховых зарядов.
Максимальная дальность стрельбы 4250 метров, минимальная 800 метров, вес мины
О-832ДУ 3,1 кг.
При взрыве мины образуется не менее 400 осколков, радиус сплошного поражения
(90% стоящих объектов) не менее 6 метров, в радиусе эффективного поражения, 18 метров поражается не
менее 40% стоящих объектов. Так же, для стрельбы по лёгким бронированным целям
для миномёта был разработан кумулятивный снаряд. Заряжание миномёта кассетного
типа, по четыре спаренных мины в кассете. Наведение миномёта на цель
осуществляется при помощи оптического прицела ПАМ-1. Благодаря небольшой массе,
(632 кг)
миномёт 2Б9М, легко может быть перемещен силами расчета без использования
транспортного средства. На дальние расстояния миномёт перемещается, либо в
кузове, либо буксировкой, при помощи транспортной машины 2Ф54 (специально
созданной на базе автомобиля ГАЗ-66), вместе с которой он обозначается как
система 2К21. В кузов 2Ф54, миномёт вкатывается при использовании специальных
аппарелей. Однако в 80-х годах для перевозки миномёта начали использовать
гусеничный тягач МТ ЛБ, на котором он размещался на площадке в задней части
корпуса. Расчет миномёта или системы 2К21 состоит из четырёх человек:
командира, заряжающего наводчика и водителя транспортной машины (он же является
подносчиком боеприпасов).
Автор Макс Беляев
Источник:
http://topwar.ru/
|