Морские аллигаторы… или куда девать Ка-52К?
7 марта совершил первый полет морской «аллигатор». Точнее, «Катран». Именно такое имя получил «оморяченный» Ка-52, разработанный специально для «Мистралей». В свете последних действий французов возникает вопрос — куда мы денем уже заказанные 32 вертолета? А не начудили ли опять наши «эффективные менеджеры»?
В начале года появилась информация, что первые десять серийных-Ка-52К будут использоваться в качестве машин берегового базирования на Камчатке.
Что могут-Ка-52 на Камчатке… и кому они там нужны?
Вопрос не праздный.
Для начала попробуем разобраться, что они вообще могут по сравнению с сухопутным «Аллигатором»?
Усиленное шасси и уменьшенные габариты на стоянке сразу отодвинем.
Это нас в данном случае не интересует.
«Катрану» обещали дать ПКР Х-35 и Х-31А. А вот это уже интереснее.
Как далеко «Катран» может применять их без внешнего целеуказания?
Если предположить, что РЛС «Катрана» такая же, как на предке-аллигаторе, то… дальность обнаружения цели типа «мост» (сравнимой с кораблем по ЭПР) РЛС «Арбалет» — 25 километров.
Под Попасной на фугасе подорвался военный автомобиль, погиб боевик нацгвардии и три волонтера
Может морской-Ка-27 видит дальше?
Его РЛС «Осьминог ПС» с высоты полета 100–500 м при волнении моря до 3-х балов
дает следующие дальности по надводным объектам:
— со средним значением ЭРП 250 квадратных метров — не меньше 25 км;
— со средним значением ЭРП 2 квадратных метра — не меньше 5 км;
— оборудованных маяками-ответчиками — от 20 до 100 км в зависимости от типа маяка (для станции «Осьминог ПС»).
Нет, дальность сопоставима, и скорее всего 25 км штатного «Арбалета» похожи на правду.
С такой дальностью ПКР придется применять либо по внешнему целеуказанию, либо из засад на побережье (укрываясь до и после пуска в складках местности).
В принципе, получится почти пусковая установка Берегового ракетного комплекса «Бал», но в отличие от последнего, не привязанная к дорогам и не ограниченная в мобильности.
Из любой бухты из-за любого пригорка может прилететь противокорабельная ракета… противника, пожелавшего покуситься на наш берег, это должно серьезно остудить.
Но все становится еще интереснее, ежели оборудовать «Катраны» (о возможности чего еще в 2011 году заявили в «Фазотрон-НИИР»)РЛС с АФАР, к примеру РЛС «Жук-АЭ».
При таком раскладе-Ка-52К сможет обнаруживать вражьи корабли на больших дистанциях вплоть до максимальной дальности пуска Х-35 (более 200 км), ограничиваясь лишь радиогоризонтом.
Украинский журналист: Европейские СМИ обвиняют Киев в намеренном затягивании реформ
Так же он сможет выступать разведчиком и системой дальнего радиолокационного обнаружения корабельного базирования. А может в перспективе сможет и напрямую выдавать целеуказание непосредственно корабельным ракетам по тем целям, которые для корабельных РЛС находятся за радиогоризонтом (напомню, что радиогоризонт на уровне моря равен 17 километрам, а затем искривление земли прячет от наблюдателя объекты).
Так, кстати, используя ПКР с АРЛГСН можно издеваться над кораблями противника не прикрытыми с воздуха и посреди открытого океана: поднялся на 5 километров — увидел корабль в 100 километрах… шваркнул по нему парой ракет. На корабле одновременно обнаружили вражеский-Ка-52К и начали разворачивать ИДЖИС со «Стандартами». Захватили цель — ракеты ушли (они, правда, полетят в уже запущенные Х-35, а не в носитель, потому что таков приоритет).
В это время вертолет, уже выпустив ракеты, снижается, опускаясь за радиогоризонт и уходя из поля зрения ИДЖИСА и РЛС сопровождения цели (при средней скорости полета ЗУР порядка километра в секунду у него есть полторы минуты). А вот ПКР, используя инерциальную систему наведения на марше, а активное радиолокационное самонаведение в конце, продолжает себе лететь в район пребывания вражеского корабля, готовясь включить ГСН на рубеже.
Украинский депутат: Мы остаемся самой коррумпированной страной Европы
На сегодня итог в такой дуэли на большой дистанции остался бы за «Катраном». Просто вследствие того, что зенитная ракета «Стандарт» СМ-2 (имеющая дальность пуска больше 200 км) наводится на цель отдельной РЛС сопровождения цели, и как только цель спускается ниже радиогоризонта — наведение ракет на нее становится невозможным.
Кстати, при таком раскладе имеет смысл придавать-Ка-52К прочим кораблям ВМФ, на которых базируются вертолеты.
Например на БПК проекта 1155, у которых аж 2 вертолета со своими ангарами. Один-Ка-27 можно безбоязненно заменить на-Ка-52 значительно расширив возможности корабля и усилив его противокорабельную силу.
Остается один вопрос — влезет ли «Катран» в ангар для-Ка-27 (Ка-52К ниже, но длиннее)?
Ответ — влезет!
И тут становится более менее ясно, зачем минобороны заказывает вдвое больше вертолетов, чем надо. Ведь у многих вопрос по количеству возник изначально.
На одном Мистрале планировалось держать 8-Ка-52К (совместно с 8 транспортно-боевыми-Ка-29). Итого… на два Мистраля 16 машин. Куда остальные? Если даже предположить, что еще две эскадрильи по 8 машин предназначаются для еще только планируемых в далеком необозримом будущем… то где резерв? Да и рановато слишком — пока эти еще два мистраля построили бы (на наших верфях), у вертолетов уже вышел бы ресурс.
Следовательно, «Катраны» изначально замыслили дать на вооружение не только «Мистралям».
И наше предположение подтверждает оговорка разработчиков:
«Через пять лет, обещают конструкторы Камова, „Аллигатор“ займет место не только на „Мистралях“, но и на других кораблях Военно-морского флота.»
Что даст размещение-Ка-52К на том же БПК проекта 1155?
С учетом вышеизложенного, это позволит серьезно усилить противокорабельные возможности БПК, без переделки корабля (!) и вывода его из состава флота, даже на короткий срок. Сегодняшние противокорабельные возможности БПК 1155 явно недостаточны и не выдерживают критики, а сей шаг — по-сути оснащение корабля противокорабельным комплексом «Уран», причем с мобильной («выносной», я бы даже сказал) пусковой установкой.
Источник: http://judgesuhov.livejournal.com/43173.html
|