Новое супероружие России: большие авианосцы и атомные эсминцы?
Россия, вероятно, построит в ближайшие годы более крупные надводные боевые корабли, тогда как корветы и фрегаты с большим водоизмещением уже находятся в процессе строительства. Однако Москва вряд ли потратит большие суммы денег на строительство массивных новых кораблей — таких, например, как эсминцы класса «Лидер» с водоизмещением 14 тысяч тонн или авианосец «Шторм» водоизмещением 100 тысяч тонн. Вместо этого Россия скорее всего получит увеличенные по размеру версии уже существующих проектов военных кораблей.
«Российские корветы и фрегаты, судя по всему, будут большими по размеру, и сделано это будет для того, чтобы разместить на их борту более крупные арсеналы и больше систем вооружений», — отметил в своем личном блоге научный сотрудник Центра военно-морского анализа (Center for Naval Analysis) Майкл Кофман (Michael Kofman).
«Общее направление — это создание более тяжелых корветов и фрегатов, модификация существующих проектов, а также разработка некоторых более „тяжелых" версий», — подчеркнул он в своем блоге.
На самом деле корабли класса «Лидер» вряд ли когда-либо будут построены. Скорее всего, Москва получит более крупные и более эффективные по затратам корабли, которые будут основываться на фрегатах проекте 22350 «Адмирал Горшков». Корабли нового проекта «Супер-Горшков», вероятно, будут иметь водоизмещение 8 тысяч тонн и по своим размерам соответствовать нормальным эсминцам.
«Отсутствие газовых турбин из Украины остановило процесс строительства двух фрегатов класса „Горшков" и создало условия для доработки этого проекта до уровня „Супер-Горшков". Судя по всему, будет построено 2 — 4 фрегата класса „Горшков" этой серии, а затем появится корабль, водоизмещение которого будет, по крайней мере, на 1 тысячу тонн больше».
«Изменение проекта „Горшков" стало вопросом, связанным с планами закупки кораблей для российского военно-морского флота. Проект создания кораблей класса „Супер-Горшков" становится все более реальным, и, возможно, их водоизмещение будет составлять 7 — 8 тысяч тонн», — отметил Кофман.
Новые корабли класса «Супер-Горшков» водоизмещением 8 тысяч тонн будут крупнее большинства аналогов, в том числе таких как франко-итальянские фрегаты класса FREMM (6,7 тысячи тонн) или испанских фрегатов типа F100 Alvaro de Bazan (6,4 тысячи тонн), и таким образом они будут в большей степени соответствовать категории эсминцев. В действительности новые российские корабли будут сравнимы — с точки зрения размера, если не с точки зрения возможностей — с австралийскими фрегатами класса Hobart (7 тысяч тонн) или с британскими эсминцами класса Type 45 (8,5 тысяч тонн).
«Это значительно расширит возможности нынешнего проекта кораблей класса „Горшков", и тогда возникает вопрос: а нужен ли, России, на самом деле новый эсминец?»
«Реализуемая в настоящее время государственная программа вооружений (ГПВ) 2018 — 2025, судя по всему, не предусматривает создание ни одного эсминца класса „Лидер", однако в ней, возможно, есть средства на строительство нескольких кораблей класса „Супер-Горшков", которые можно считать более дешевыми, более практичными и менее избыточными платформами. Однако они обладают значительными возможностями (если получат системы противовоздушной обороны)», — отмечает Кофман.
Другие аналитики, в том числе Дмитрий Горенбург (Dmitry Gorenburg) из Центра российских и евразийских исследований имени Кэтрин Дэвис (Davis Center for Russian and Eurasian Studies) Гарвардского университета, также согласны с тем, что эсминцы класса «Лидер», вероятно, вообще не будут построены. «Эсминец класса „Лидер" — это монстр водоизмещением 14 тысяч тонн с атомной силовой установкой, начало строительства которого первоначально было запланировано на 2019 год».
«Я очень сомневаюсь в том, что строительство эсминцев класса „Лидер" начнется в этом десятилетии, и вполне возможно, что они вообще никогда не будут построены, учитывая их высокую цену и ограниченный приоритет, который военно-морские силы получат в новой Государственной программе вооружений, которая, как ожидается, будет принята позднее в этом году», — подчеркнул Горенбург.
В дополнение к сверхбольшим фрегатам/эсминцам на основе кораблей класса «Горшков» русские, вероятно, сфокусируют свое внимание на корветах увеличенного размера.
«В настоящее время ведется разработка нового „тяжелого корвета" водоизмещением более 2 тысяч тонн (проект 23800). Не исключено, что его водоизмещение составит даже 3,5 — 4 тысячи тонн».
«Возможно, это является следствием общего разочарования в эффективности и характеристиках корветов типа „Стерегущий" (проект 20380), который начинался с водоизмещения 2,2 тысячи тонн», — подчеркнул Кофман.
В России ведутся споры по поводу того, нуждается ли российский Военно-морской флот в дополнительном количестве надводных боевых кораблей, оперирующих в прибрежных водах, но способных также действовать в открытом океане (green water surface combatants). Если Кофман прав, то русские склоняются к тому, чтобы строить более крупные корабли.
«Продолжаются споры о том, нужно ли России дополнительное количество кораблей водоизмещением 2 тысячи тонн, и хотя опыт разработки проектов в начале в середине 2000 годов, возможно, говорит о том, что такой необходимости нет, российские верфи, тем не менее, должны что-то строить», — подчеркнул Кофман в своем блоге.
«Поэтому русские, вероятнее всего, будут строить больше корветов просто для того, чтобы эти верфи работали», — добавил он.
В целом российский военно-морской флот будет увеличиваться и модернизироваться умеренными темпами. Москва вряд ли в ближайшее время начнет работу над таким фантастическим проектом как «Лидер». Современная Россия — это не Советский Союз, и у нее просто нет тех ресурсов, которые существовали в период холодной войны. Поэтому модернизация русского военно-морского флота будет проводиться более умеренными темпами, чем это было до развала Советского Союза.
Источник: http://inosmi.ru/military/20170717/239825061.html
|