Новые испытатели самолета Т-50
Несколько дней назад в ходе работ над
Перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА) произошло
знаменательное событие, наглядно показывающее текущий прогресс. Впервые в
истории проекта опытный самолет Т-50 был поднят в воздух не летчиком-испытателем
фирмы «Сухой» или сотрудником Летно-исследовательского института, а военным
испытателем, служащим в Государственном летно-испытательном центре.
Согласно официальному сообщению фирмы «Сухой»,
25 апреля с аэродрома Летно-исследовательского института им. М.М. Громова
(город Жуковский) впервые взлетел прототип истребителя пятого поколения Т-50, в
кабине которого находился военный летчик-испытатель 929-го Государственного
летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова (ГЛИЦ). Двухчасовой полет, в ходе
которого в очередной раз проверялись различные системы, прошел успешно, в
полном соответствии с заданием. По официальным данным, в настоящее время в
летных испытаниях принимают участие сразу четыре прототипа Т-50, еще два
планера используются в наземных работах. Один из них служит стендом для
проверки оборудования, другой – участвует в статических испытаниях.
К настоящему времени четыре имеющихся опытных
самолета совершили в общей сложности около двух сотен полетов. Однако именно
недавний полет в настоящее время представляет наибольший интерес. Первый вылет
перспективного самолета под управлением летчика из Государственного
летно-испытательного центра фактически говорит о скором начале нового этапа
испытаний. Из самого факта начала участия в работах военных
летчиков-испытателей следует, что в самое ближайшее время программа ПАК ФА
перейдет на этап государственных совместных испытаний, в ходе которых
окончательно решится судьба нового самолета. Стоит признать, новые испытания
начнутся с некоторой задержкой относительно первоначальных планов. Так, в конце
прошлого года главком ВВС России генерал-полковник В. Бондарев сообщил о начале
государственных испытаний в марте 2013 года. Март закончился, прошел апрель, а
испытания еще не начались.
Тем не менее, последние новости позволяют
предполагать, что все необходимые работы начнутся не позднее июня-месяца.
Ситуация в текущем состоянии выглядит так, как будто проект имел некоторые
проблемы, на решение которых ушло дополнительное время. Теперь же они ликвидированы
и к тестовым полетам перспективного истребителя пятого поколения можно
привлекать военных испытателей. Кроме того, необходимо отметить, что в
ближайшее время парк опытных самолетов пополнится еще одним бортом. Пятый
летный экземпляр, согласно имеющимся данным, будет иметь полный набор бортового
оборудования, соответствующий составу аппаратуры будущих серийных истребителей.
В дальнейшем возможно строительство еще
нескольких самолетов, конфигурация которых будет соответствовать серийным.
Согласно различным источникам, в летных испытаниях может быть занято до
семи-восьми истребителей. В таком случае запланированный объем испытаний в
несколько сотен полетов может быть выполнен в течение считанных месяцев.
Главной проблемой в таком случае становится своевременная обработка собранной
информации и внесение корректив в те или иные нюансы проекта.
В нынешних планах министерства обороны,
которые в будущем могут быть скорректированы, поставка первых серийных
самолетов Т-50 намечена на 2015 год. К этому времени планируется завершить
испытания, а также закончить создание и доводку различных бортовых систем.
Первые серийные истребители, как и самолеты более старых моделей, поступят в
липецкий 4-й Центр боевого применения и переучивания летного состава. Пилоты
этой организации первыми освоят новый самолет, а затем начнут передавать опыт
летчикам других подразделений, которые в дальнейшем получат серийные Т-50. Пока
рано говорить о сроках начала и завершения поставок новых истребителей в части,
не относящиеся к Липецкому центру.
Уже сейчас понятно, что массовое строительство
отечественных истребителей пятого поколения начнется лишь во второй половине
текущего десятилетия, а полноценные боеспособные эскадрильи, оснащенные Т-50,
появятся лишь к 2020 году. До того времени военно-воздушные силы будут
эксплуатировать имеющиеся самолеты, а также закупаемые в настоящее время Су-35С
и Су-30СМ. Эти типы станут переходными в ожидании новых истребителей пятого
поколения.
Также к концу десятилетия должен появиться
опытный экземпляр экспортной версии Т-50, в настоящее время носящей обозначение
FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft – «Истребитель пятого поколения»).
Разработка этого проекта ведется совместно с индийской компанией Hindustan
Aeronautics Limited. Индия станет первым зарубежным покупателем этих самолетов.
В дальнейшем планируется предложить FGFA третьим странам. О перспективах
экспортного истребителя, по понятным причинам, пока говорить рано.
В течение нескольких следующих лет основной
темой обсуждений останется истребитель Т-50 для военно-воздушных сил России. До
начала его службы еще далеко, но участие в испытаниях пилотов Государственного
летно-испытательного центра говорит о достигнутом прогрессе. Остается ждать
новые сообщения и следить за ходом проекта.
По
материалам сайтов:
http://sukhoi.org/
http://vpk-news.ru/
http://rus.ruvr.ru/
http://ria.ru/
Автор Рябов Кирилл
|