Новые подробности обновления ВВС России
Январь и февраль – прекрасное время для того,
чтобы рассказать о своих планах на грядущий год. Недавно выступали
представители Военно-Морского Флота, а теперь слово взял главнокомандующий
Военно-Воздушными Силами генерал-полковник А. Зелин. В этот понедельник он
рассказал об основных направлениях деятельности отечественных ВВС, касающихся
создания и производства новой техники.
Самолет Т-50, создаваемый фирмой «Сухой» в
рамках программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК
ФА), сейчас проходит испытания, и претензий к их ходу у ВВС нет. Все работы
идут в соответствии с запланированным графиком, а отставания, если такие и
есть, незначительны и на общий ход испытаний не влияют. Сейчас на испытаниях
находится сразу три экземпляра перспективного истребителя. По планам
фирмы-разработчика и заказчика, в ближайшее время к ним добавится еще три Т-50.
Благодаря этому запланированную программу летных и других испытаний получится
провести в куда меньше сроки, если бы использовались только три уже построенных
самолета. Всего же сейчас планируется сделать 14 предсерийных экземпляров
истребителя Т-50. Скорее всего, они будут частично отличаться друг от друга
составом оборудования, что тоже благотворно скажется на ходе всех испытаний.
Уже в 2013 году несколько бортов будут переданы в опытную эксплуатацию. Точного
«адресата» Зелин не назвал, однако есть все основания предполагать, что первыми
строевыми летчиками, которым предстоит осваивать Т-50, станут сотрудники
липецкого Центра боевого применения и переучивания летного состава. Официальное
принятие Т-50 на вооружение, равно как и начало полноценного серийного
производства, как предполагалось и ранее, состоится в 2014-15 годах. Оснований
для пересмотра этих сроков у ВВС нет.
Кроме ПАК ФА ,сейчас ведутся работы по
программе с созвучным названием ПАК ДА, подразумевающей создание перспективного
комплекса для вооружения дальней авиации. Какие-то неназванные причины,
очевидно финансового или технического характера, заставили командование
российских ВВС пересмотреть сроки по этому проекту. В декабре прошлого года
командующий дальней авиацией генерал-майор А. Жихарев говорил о том, что первый
полет нового дальнего бомбардировщика состоится между 2020 и 2025 годами. А
после 25-го он будет принят на вооружение. Зелин утверждает, что эти сроки
придется сместить на 3-5 лет, поэтому серийное производство нового самолета
фирмы «Туполев» (именно ей поручены работы по теме ПАК ДА) начнется только в
конце двадцатых. Невеселая новость, но у главного конкурента России в сфере
дальней авиации – Соединенных Штатов – работы по новому бомбардировщику идут не
лучше. Их планы по срокам создания, строительства и принятия на вооружение тоже
неоднократно смещались. Если планы стран не изменятся, то американский
«стратег» поднимется в воздух без особого опережения относительно российского.
Но только если планы не изменятся. В свою очередь, пока ПАК ДА не готов,
задачи, присущие стратегической авиации, будут выполнять имеющиеся самолеты. За
это время они пройдут модернизацию. Как говорит Зелин, существующие Ту-160
будут обновлены до состояния Ту-160М, а Ту-95МС – до Ту-95МСМ. Особых изменений
в номенклатуре их вооружений не предвидится, зато значительно вырастет боевой
потенциал. За счет новой бортовой электроники самолеты смогут эффективнее
применять уже имеющиеся средства поражения. По расчетам командования ВВС, этого
будет достаточно для того, чтобы имеющимися средствами «дождаться» появления
ПАК ДА. Кроме того, возможно создание и новых ракет, в первую очередь
предназначенных для ПАК ДА, но в то же время совместимых с Ту-160М и Ту-95МСМ.
Не забыты командованием Военно-Воздушных Сил и
перехватчики МиГ-31. До 2020 года 60 самолетов этого типа будет переоборудовано
в соответствии с проектом МиГ-31БМ. В ходе работ по доведению до версии «БМ»
самолеты будут получать новый прицельно-навигационный комплекс и новую бортовую
радиолокационную станцию. Все это позволяет МиГ-31БМ обнаруживать одновременно
до 24 целей и сопровождать десять из них. При этом электроника даст самолету
возможность обстреливать до восьми целей одновременно. Учитывая тот факт, что
стандартная боевая нагрузка МиГ-31 состоит из четырех ракет большой дальности
Р-37, из данных по обнаружению, сопровождению и атаке целей можно сделать вывод
о совершенствовании той части электроники, которая обеспечивает обмен
информацией с другими самолетами. Первые сообщения о модернизации МиГ-31
появились еще в прошлом году, а в понедельник Зелин добавил подробностей о
соответствующих работах. Также он обмолвился о завершении создания новой ракеты
для этого перехватчика. По словам главкома, новая ракета для «Тридцать первых»
будет иметь еще большую дальность, чем у имеющейся Р-37 с ее 300 километрами.
Название и точная дальность пуска новой ракеты названы не были.
Новую ракету в ближайшее время получит не
только перехватчик МиГ-31, но и зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф». Уже в
этом году стоит ждать принятия на вооружение ракеты 40Н6Е, дальность пуска
которой составляет рекордные 400 километров. Максимальная высота, на которой
новая ракета может поражать цели, составляет 185 километров.
Таким образом, С-400 сможет стать полноценным ЗРК, способным работать как в
противовоздушной, так и в противоракетной обороне (в случае с применением
противником баллистических ракет средней дальности). Также главком ВВС
рассказал, что С-400 в перспективе будут использоваться не только для прикрытия
Москвы. Наверное, когда будет произведено достаточное для этой задачи
количество комплексов, новые экземпляры «Триумфа» будут отправляться служить и
в другие районы России.
Наконец, последний проект, завесу над которым
приоткрыл генерал Зелин – беспилотный летательный аппарат. Сейчас на вооружении
Российской армии стоят несколько типов беспилотников, но все они принадлежат к
легкому или среднему классу и призваны выполнять разведывательные или подобные
им задания. Развитие мирового военного дела показывает, что необходимо иметь в
строю и тяжелые беспилотные машины, способные не только «подглядывать» за
противником, но и атаковать его. До 2020 года планируется принять на вооружение
тяжелый многоцелевой или ударный БПЛА. Более подробной информации о новом
отечественном беспилотнике представлено не было: сейчас завершается его
разработка. Начальник Генштаба Н. Макаров утверждает, что беспилотник выйдет на
испытания уже к концу 2012 года. На основании зарубежного опыта можно
представить, какая роль будет отведена новому БПЛА. Скорее всего, это будет
аппарат, способный перед началом военной операции, не попавшись вражеской ПВО,
произвести фото-, теле- и радиотехическую разведку позиций противника. С
началом боевых действий эти аппараты должны будут нанести удар по важным
объектам противника без высокого риска быть сбитыми его зенитными средствами.
Возможно, у командования наших ВВС есть какие-то свои соображения насчет роли
БПЛА в современной войне и войнах ближайшего будущего, но сейчас тяжелые
беспилотники применяются именно для описанных целей.
Если отвлечься от конкретных шагов, которые
будут делаться в ближайшем будущем, на данный момент общая стратегия развития
российских ВВС выглядит следующим образом: техника, как авиационная, так и ЗРК,
должна становиться все «умнее». Это позволит минимизировать нагрузку на
человека и, как следствие, облегчить работу личного состава, а также
предотвратить вероятность различных неприятных инцидентов по причине
«человеческого фактора», способных привести к серьезным последствиям. В эту
стратегию полностью укладывается переоснащение имеющихся крылатых машин новыми
наборами бортового радиоэлектронного оборудования. Подобный подход сможет
обеспечить сохранение и улучшение оборонного потенциала всех ВВС в целом, а в
последующие годы это позволит облегчить переучивание личного состава для
освоения новых типов авиационной и наземной техники. Только для развития в этом
направлении требуются солидные финансовые вложения. Будем надеяться, обещанные
на перевооружение 20 триллионов рублей не пропадут и действительно ощутимо
скажутся на обороноспособности страны.
Источник: http://topwar.ru/
Автор Рябов Кирилл
|