Первое вооружение на самолетах
История развития авиационных вооружений
началась с довольно неприятного момента. Так, согласно Гаагской конвенции 1907
года, все виды авиационного оружия были запрещены. Вся деятельность авиации
того времени ограничивалась корректировкой ведения огня наземной артиллерии и
разведка удаленных укреплений и позиций противника. За восемь лет до этого, в
1899 году, Гаагской конвенцией было наложено основательное ограничение на
развитие и использование малокалиберных автоматических пушек. В частности,
стрельба разрывными снарядами разрешалась только из пушек, имеющих калибр 37 мм и выше, а вес боевого
заряда должен был быть не менее 410 гр. В России и нескольких других странах
снаряд, имеющий вес менее 410 гр., считался пулей, до 16,4 кг. - гранатой, а
свыше - бомбой. После 1914 года в большинстве стран снаряд и пулю стали
различать по виду врезания в нарезы, сделанные в канале ствола, а не по весу.
Так, пуля врезалась оболочкой, а снаряд ведущим пояском.
В 1913 году инженеры Солинье и Шнейдер
запатентовали новую схему синхронного пулеметного привода, что дало возможность
укреплять пулемет на фюзеляже непосредственно рядом с кабиной и вести огонь
через плоскость, вне зоны винта. Однако это новшество тогда реализовано не
было.
Непосредственно в начале Первой мировой войны
большая часть самолетов воюющих стран вообще не имело на боевом вооружении
пулеметов. Вместе с тем уже первые дни войны показали то, насколько необходимо
вооружать самолеты для ведения воздушного боя и атаки наземных целей.
Разумеется, при выборе вооружения для
самолетов наиболее эффективным оказалась установка на самолеты армейских
станковых и ручных пулеметов калибра 7-8 мм. Первоначально, в период 1914-1915 годов,
эти пулеметы устанавливались на воздушные машины без внесения изменений. Позже,
в период 1915-1916 годов, армейские пулеметы перед установкой были несколько
модернизированы. Так, в ручных пулеметах вместо оригинального деревянного
приклада устанавливалась одна или две ручки. Поток воздуха во время полета
охлаждал тело пулемета значительно лучше, чем на земле. С учетом этого было
принято решение в авиационных пулеметах отказаться от водяного охлаждения.
Большинство авиационных пулеметов, как правило, оснащались
гильзоулавливателями.
Модернизированные авиационные пулеметы устанавливались
на турелях для ведения огня в кормовой полусфере самолета с тянущим винтом и в
передней полусфере с использованием толкающего винта, а также при условии
наличия двух и более двигателей.
Для ведения стрельбы поверх винта стрелок был
вынужден становиться на сиденье, чтобы дотянуться до установленного на высоте
пулемета. Понятно, что это было крайне неудобно, и с 1915 года такой способ
стрельбы был заменен на пулеметы, стреляющие через винт. В феврале 1915 года
летчик французской армии лейтенант Гарро впервые применил специальное откидное
устройство в виде треугольной призмы, сделанной из стали и укрепленной на
лопастях винта с выдерживанием угла в 45° в месте пересечения линии лопасти с
каналом ствола пулемета. В данном случае пулемет устанавливался таким образом,
что пули при ведении огня попадали только в установленные грани стальных
треугольников и при этом не пробивали винт. Конечно, от этого нововведения
наряду с плюсами было и очень много минусов. Так, полезная мощность винта
снижалась на 10%, большое количество пуль так и не достигали цели, но в то же
время главная цель была достигнута – пулемет мог вести огонь через винт. Это
было революционным шагом, что позволило французам в первое время после введения
нового способа ведения огня доминировать над немецкой авиацией.
Во время воздушного боя 18 апреля 1915 года
истребитель Гарро был сбит зенитным огнем и был вынужден пойти на посадку в
тылу немецкой армии. Немцы сняли с французского самолета вооружение и
немедленно передали его своему конструктору Антони Фоккеру для тщательного
изучения. Через 10 дней Фоккер внес свое предложение по установке
синхронизатора для стрельбы через винт. В новом варианте синхронизирующий
механизм являлся связующим звеном между валом двигателя и спусковым механизмом
установленного пулемета. В результате производился только при отсутствии
винтовой лопасти перед дулом пулемета. Конечно, при этом на 30% снижался темп
стрельбы, но все посланные пули достигали цели.
В России первый авиационный синхронизатор был
сконструирован и изготовлен лейтенантом русской армии Г. И. Лавровым осенью
1915 года. Первыми истребителями, на которых устанавливались синхронизаторы
Лаврова, стали С-16 конструктора Сикорского. С апреля 1916 года на них
устанавливались пулеметы Виккерса с новым синхронизатором. Позже в русской
армии синхронизатором стали оборудовать американские пулеметы системы Кольт. В
качестве защитного вооружения на С-16 применялся ручной пулемет Мадсен образца
1900 года.
В отличие от иностранных армий в русской
пулеметы, которые устанавливались на самолеты, не переделывались. Тот же
Виккерс устанавливался с водяным охлаждением. Темп стрельбы пулеметов Виккерса
и Кольта составлял примерно 500 выстрелов в минуту, а Мадсена - 400. У Виккерса
и Кольта подача патронов была ленточной, а у Мадсена - магазинной, с емкостью
25 патронов. Эти пулеметы, а так же 7,62-мм отечественный Максим с водяным
охлаждением долгое время оставались основным вооружением авиации русской армии.
Ортопедические матрасы - магазин Время Сна, по
доступным ценам. Такие матрасы являются превосходной профилактической
заболевания позвоночника в любом возрасте. Детские ортопедические матрасы
отлично подходят для профилактики раннего развития сколиоза и неправильной
осанки.
Источник:
http://topwar.ru/
|