Под шифром Буревестник
Создается впечатление, что ВМФ Советского
Союза невольно следовал правилу «чем меньше корабль – тем больше от него
пользы». Именно таким был сторожевой корабль проекта
1135 под шифром «Буревестник». Скромные сторожевики водоизмещением всего 3000
тонн не раз достойно защищали интересы СССР на море. Это, пожалуй, наш
единственный класс боевых кораблей, участвовавший в прямом противостоянии с
американскими ВМС в обстановке, близкой к боевой.
«Буревестники» создавались для решения
широкого круга задач по обеспечению противолодочной и противовоздушной обороны
соединений кораблей в открытых морских районах и в литоральной зоне, проводке
конвоев в районах локальных вооружённых конфликтов и охране территориальных
вод. Разительно отличаясь от своих предшественников не только изящным обликом,
но и системами вооружения и средствами обнаружения подводных лодок противника,
передовой энергетикой и высоким уровнем автоматизации, эти корабли вывели
дальнюю противолодочную оборону страны на качественно новый уровень. Удачная
конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех морских и океанских
театрах, их возможности не исчерпаны и по сей день
Несомненным достижением конструкторского
коллектива Н.П. Соболева стало размещение на таком небольшом корабле солидного
вооружения: 4 пусковые установки противолодочного комплекса «Раструб-Б»
(первоначально – «Метель»), 2 ЗРК «Оса-М», две 76 мм артиллерийские
установки АК-726, РБУ-6000, торпеды.
При беспристрастном сравнении «Буревестники»
явно проигрывают фрегатам типа «Оливер Хазард Перри» (сказывается отсутствие
вертолета, малая дальность плавания, слабое ПВО). Но сторожевые корабли пр.
1135 обладали своим преимуществом – именно такие корабли были нужны в то время
нашему флоту: простые, дешевые и эффективные.
Впервые «Буревестники» встретились лицом к
лицу с «вероятным противником» 28 октября 1978 года, когда СКР «Ретивый»
участвовал в операции по спасению 10 американских летчиков с разведывательного
самолета "Альфа-Фокстрот 586" (Р -3С Orion), затонувшего у берегов
Камчатки.
Самым ярким моментом из боевой службы
«Буревестников» стал навал СКР «Беззаветный» на крейсер ВМС США «Йорктаун» 12
февраля 1988 г.
при вытеснении американской группировки из советских территориальных вод у
берегов Крыма. Командовал кораблем капитан 2-го ранга Богдашин Владимир
Иванович.
Решительные действия командира СКР оказались
неожиданными для американских моряков. На «Йорктауне» сыграли аварийную
тревогу, личный состав ринулся с палуб и площадок вниз. Удар пришелся в район
вертолетной площадки, - высокий острый форштевень с полубаком СКР, образно
говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый
борт стал крушить своей массой, а также вывешенным из клюза якорем все, что ему
попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку
борта надстройки, срубил все леера вертолетной площадки, разломал командирский
катер, далее сполз на палубу юта (на корму) и тоже снес все леера со стойками.
Затем зацепил пусковую установку ПКР "Гарпун", - казалось, что еще
немного и пусковая установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот
момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от якорь-цепи и, как мячик (3,5
тонн весом!), перелетев через кормовую палубу крейсера с левого борта, рухнул в
воду уже за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на
палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров пусковой
установки ПКР "Гарпун" два были разломаны пополам вместе с ракетами.
Через сутки американская группировка в составе
крейсера УРО «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» покинула негостепреимное для нее
Черное море.
На СКР «Сторожевой» произошел другой резонансный
случай – восстание под руководством замполита корабля, капитана 3-го ранга
Валерия Саблина. В ночь с 8 на 9 ноября 1975 г. Саблин запер в акустическом отсеке
командира корабля Потульного и захватил управление «Сторожевым». Получив
поддержку части офицеров и мичманов, Саблин объявил о своих намерениях команде:
в знак протеста против «отхода партии от ленинских положений в строительстве
социализма» направить корабль в Ленинград и выступить по Центральному
телевидению с обращением к Брежневу. Закончилась одиссея капитана Саблина
трагически: корабль был перехвачен силами Балтийского флота. Экипаж СКР
«Сторожевой» был расформирован, а сам Саблин был обвинен в измене Родине и 3
августа 1976 г.
расстрелян.
СКР «Бдительный» летом 1972 г., находясь в зоне
военных действий при несении боевой службы на Средиземном море, выполнял задачу
по оказанию помощи вооружённым силам Египта и Сирии.
«Буревестники» стали самой многочисленной
серией боевых кораблей ВМФ СССР – всего было построено 32 корабля в 3-х
основных модификациях. За время боевой службы сторожевые корабли проекта 1135
посетили с визитами КНДР, Йемен, Эфиопию. Тунис, Испанию, Сейшельские о-ва,
Индию. СКР «Бодрый» посетил Луанду (Ангола) и Лагос (Нигерия), а СКР «Свирепый»
добрался до Гаваны.
Корветы всегда были сильным классом
отечественного ВМФ. На основе наших проектов строятся на экспорт сторожевые
корабли типа «Тальвар» (модификация «Буревестника» для ВМС Индии) и «Гепард
3.9» (модификация СКР пр. 11660 для ВМС Вьетнама). Новейшие отечественные
корветы типа «Стерегущий» (пр. 20380) превосходят все зарубежные аналоги.
Проект 20380 перебалансирован по огневой мощи и более чем универсален,
отличается компактностью, малозаметностью и высоким уровнем автоматизации
корабельных систем.
Автор
Олег Капцов
Источник:
http://topwar.ru/
|