Поднимется ли в воздух американский разведывательный дирижабль
Военно-воздушные силы США, потратив 140
миллионов долларов на создание дирижабля-шпиона для военных операций в
Афганистане, отказались от Blue Devil Block2, являющимся одним из проектов
такого типа. Стало известно, что дирижабль-шпион «приземлился» раньше, чем
взлетел. Может ли означать данное свертывание проекта грядущие проблемы с
развитием военного дирижаблестроения в целом?
Давайте внимательно рассмотрим Blue Devil
Block2 – проект, который находится на грани закрытия. Совсем недавно
Военно-воздушные силы США выступили с заявлением о прекращении реализации
программы, добавив, что в дальнейшем не планируется ее возобновление на прежней
платформе.
Сборка M1400 (Blue Devil Block 2) почти завершена.
Но он никуда не полетит, а жаль. (Здесь и ниже фото Mav6.)
Производителем - Mav6 - дирижабль назван
моделью М1400. Объем оболочки дирижабля – 37 тыс. м³, скорость – до 150 км/ч, длина составляет
123 м,
потолок - 6 км,
время непрерывного пребывания в воздушном пространстве достигает 9 суток.
Проведем сравнение этого аппарата с HAV 304, созданным британской Hybrid Air
Vehicles. Так, объем у американского аппарата, сборка которого практически
завершена в Элизабет-сити, что в Северной Каролине, близок к объему HAV 304.
Время же непрерывного полета в три раза меньше. Дело в том, что скорость М1400
ближе к 150 км/ч,
а у HAV 304 она равна всего 37
км/ч. Конечно же, для ЛА, используемого в
разведывательных целях, это существенная разница.
Одним из важных недостатков разработки Mav6
является невозможность осуществить посадку без выпуска гелия, связанная с тем,
что дирижабль легче воздуха. Он также не может сесть на воду, как это делает
HAV 304.
Однако дело не только и не столько в
характеристиках модели. В течение долгого времени американские военные
программы существовали на основе минимального бюджетного ограничения. Денежные
средства на военные проекты выдавались практически неограниченно. Теперь же
американцы пытаются сбалансировать военный бюджет. Но стоимость многих образцов
военной техники растет. Так, за время разработки цена M1400 выросла ровно в
четыре раза.
Сегодня
он стоит 180 миллионов долларов, что совершенно шокирует тех, собирался
финансировать проект до победного конца. Сегодня американцы понимают, что чем
дальше идея построения дирижабля будет воплощаться, тем дороже она будет
обходиться государственной казне. Похоже, что коррупционная составляющая и
здесь активно проявила себя. Именно поэтому в США решили прекратить
финансирование программы. Связано это еще и с тем, что аналогичный проект может
быть реализован британскими специалистами на 40% дешевле. Американцы учатся
считать деньги!
Mav6 пытается оправдать свои запросы тем, что
якобы слишком высока стоимость электронной начинки модели. Сенсорная система и
бортовой центр по анализу данных охватывает территорию в 90 квадратных
километров. А это, уверяют в компании, почти в 3 раза выше, чем у британских
конкурентов. При этом сигналы обрабатываются полностью в автоматическом режиме,
а отправление в наземный центр ведется после полноценного анализа поступивших
данных.
Глава Mav6 Дэйв Дептула за приборной панелью
дирижабля. В M1400 присутствие пилота предусматривалось лишь как опция
Однако специалисты DARPA успели уличить
компанию в определенной доле лукавства: электронная начинка модели, что в
гражданском, что в военном исполнении, практически идентична. И 100 миллионов
долларов для электроники воздушного аппарата слишком дорого, а делать из
дирижабля суперкомпьютер явно не входит в задачу современного руководства по
финансированию военных проектов в США.
Стоит отметить, что в конструкции M1400 широко
используется углепластик. При параметрах конструкции стоимость частей из
углепластика должна будет дорого обойтись заказчику. При этом сомнителен даже
сам вариант применения углепластика. Ведь вполне понятно, что вес собственной
конструкции такого летательного аппарата как дирижабль для его маневренности
вовсе не так важен, как вес для самолета. Дирижабль ведь не расходует энергию
для поддержания себя в состоянии полета.
Конечно, все перечисленные факты вовсе не
означают, что туманной остается даже сама перспектива использования дирижаблей
в разведывательных целях. Например, многие модели беспилотников обходятся
дороже $100 миллионов, но могут находиться в воздухе в десятки раз меньше по
времени, чем, к примеру, HAV 304. Поэтому, возможно, американцы, пересмотрев
условия финансирования проекта, все же вернутся к его реализации.
Подготовлено по материалам Wired и
Компьютерра–Онлайн.
Автор
Вадим Соби
Источник:
http://topwar.ru/
|