Противотанковые САУ Германии времен войны –
Jagdpanther
«Ягдпантера»
(Jagdpanther) была, безусловно, лучшим вариантом конверсии среднего танка
Pz.Kpfw V Panther. По мнению экспертов, она стала одной из лучших
противотанковых самоходок Второй мировой войны. По многим параметрам она
превосходила все САУ союзников. Несмотря на это превосходный немецкий
истребитель танков не оставил существенного следа в военных кампаниях прошедшей
войны. Отчасти это объясняется малым выпуском (около 390 единиц), а также
преодолением всех производственных дефектов только ближе к концу выпуска на
30-40% последних машин.
Имея в своем арсенале отличное 88-мм
длинноствольное орудие, разработанное на базе отлично себя зарекомендовавшей
зенитки, немецкие инженеры предприняли не одну попытку установки ее на танковое
шасси. Так на свет появились САУ Ferdinand и Nashorn. Первая из них была очень
тяжелой и сложной в производстве, а вторая не могла похвастаться серьезным
бронированием. Наиболее подходящим вариантом для установки новой пушки
представлялось шасси среднего танка PzKpfw V «Пантера». Решение о создании
новой САУ на его базе было принято 3 августа 1942 года, еще в то время, когда
шли работы по созданию базового танка. Изначально реализацию проекта собирались
доверить фирме «Круп», которая в это время уже работала над установкой нового
88-мм орудия на шасси танка PzKpfw IV, но в середине октября 1942 года
дальнейшая разработка САУ была передана фирме «Даймлер-Бенц».
5 января 1943 года на заседании технической
комиссии концерна «Даймлер-Бенц» был определен ряд требований к будущей САУ.
Изначально истребитель танков предполагалось унифицировать с разрабатываемым
танком «Пантера II», но после принятия 4 мая 1943 года Министерством вооружений
решения о временной заморозке проекта «Пантера II» разработчикам САУ в целях
унификации со средним танком «Пантера» пришлось в уже имеющуюся конструкцию
вносить ряд серьезных изменений.
В результате всего этого, а также переноса
производства на заводы фирмы MIAG первый образец этой очень нужной для фронта
машины, которая получила обозначение Jagdpanther, был продемонстрирован Гитлеру
лишь 20 октября 1943 года и тут же получил его одобрение. На оставшееся
практически неизменным шасси танка «Пантера» была установлена хорошо защищенная
бронерубка, обладающая совершенным баллистическим профилем. Существенным
недостатком мог бы стать ограничений угол наводки в горизонтальной плоскости,
если бы истребитель танков не обладал отличной системой управления, которая
позволяла легко разворачивать САУ и обеспечивала высокую точность наведения
орудия на цель. По своим характеристикам орудие, которое устанавливалось на
«Ягдпантеру», превосходило все танковые орудия союзников. Аналогичная пушка
устанавливалась лишь на тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр II». Бронебойные снаряды
данной пушки на дистанции в 1
километр пробивали броню толщиной 193 мм.
Первые САУ начали поступать в части вермахта в
феврале 1944 года. Первоначально считалось, что данные машины будут выпускаться
в объеме 150 САУ в месяц, но из-за постоянных бомбежек авиации союзников и того
факта, что самоходка была создана на базе основного и, пожалуй, лучшего танка
вермахта, производству которого был отдан высший приоритет, немецким заводам
удалось до апреля 1945 года произвести лишь 392 САУ «Ягдпантера». Можно
сказать, что войскам антигитлеровской коалиции повезло, так как Jagdpanther был
одной из лучших ПТ-САУ Второй мировой войны, чрезвычайно эффективно борясь с
танками союзников.
Особенности конструкции
«Ягдпантера» являлась самым эффективным
немецким истребителем танков. В этой ПТ-САУ удачно сочетались хорошая броневая
защита, огневая мощь, и превосходная подвижность.
Корпус самоходки сваривался из стальных
прокатанных гетерогенных плит, его масса составляла около 17 тонн. Стенки
корпуса и рубки были расположены под разными углами, что способствовало
рассеиванию кинетической энергии снарядов. В целях увеличения прочности сварные
швы дополнительно усиливались пазами и шпунтами. Лоб корпуса имел бронирование
в 80 мм
и располагался под углом 55 градусов. Борта рубки имели бронирование в 50 мм. и располагались под
углом в 30 градусов.
Для изготовления САУ «Ягдпантера» применялся
стандартный корпус танка «Пантера». В передней части корпуса находилась коробка
передач, слева и справа от нее находились механик-водитель и стрелок-радист.
Напротив места последнего в шаровой установке был смонтирован пулемет MG-34
калибра 7,92-мм. Механик-водитель управлял САУ при помощи рычагов, которые
включали или выключали бортовые передачи. Обзор с места механика-водителя
осуществлялся через одинарный или двойной перископ, выведенный на лобовую
деталь корпуса. Радиостанция находилась на правой стенке корпуса машины.
Стрелок-радист мог наблюдать за местностью только при помощи оптического
прицела его курсового пулемета. Боезапас пулемета составлял 600 патронов,
которые находились в 8 сумках в лентах по 75 патронов справа и слева от места
стрелка-радиста.
Центральную часть корпуса машины занимает
боевое отделение, в котором расположена казенная часть 88-мм орудия StuK 43/3 и
стеллажи с 88-мм выстрелами. Здесь же находятся рабочие места остальных членов
экипажа: наводчика, заряжающего и командира. Со всех сторон боевое отделение
закрыто неподвижной рубкой, на ее крыше имеется 2 круглых люка для экипажа. В
задней стенке рубки расположен прямоугольный люк, который служит для погрузки
боекомплекта, выброса стрелянных гильз, демонтажа орудия и эвакуации экипажа.
В задней части корпуса находилось двигательное
отделение, отгороженное от боевого отделения противопожарной переборкой.
Двигательное отделение и вся задняя часть корпуса 1 в 1 повторяли серийную
«Пантеру».
САУ Jagdpanther оснащались достаточно мощным
двигателем «Майбах» HL230Р30. Этот 12-цилиндровый V-образный (развал цилиндров
60 градусов) карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения при 3000 об/мин
развивал мощность в 700 л.с.,
позволяя 46 тонной самоходке разгонятся до 46 км/ч. Двигатель обладал
четырьмя карбюраторами, топливо в которые подавалось при помощи бензонасосов
«Solex». Дополнительно в машине имелся ручной аварийный бензонасос. Топлив
размещалось в 6 баках общей емкостью 700 литров. Запас ход по шоссе достигал 210 км.
Двигатель работал в связке с механической,
полуавтоматической коробкой передач с преселекцией. Коробка передач имела 7
скоростей вперед и задний ход. Управление КПП осуществлялось гидравлически с
помощью рычага, который располагался справа от места механика-водителя.
От своего «прародителя» – среднего танка
PzKpfw V «Пантера» – САУ Jagdpanther получила в наследство исключительную
плавность хода. Ходовая часть танка имеет «шахматное» расположение опорных
катков (конструкция Книпкампа), что обеспечивает более равномерное распределение
давления на грунт и хорошую плавность хода. Наряду с этим такая конструкция
является очень сложной в производстве и особенно в ремонте, а также имеет очень
большую массу. Для замены всего одного катка из внутреннего ряда необходимо
было демонтировать от 1/3 до полвины всех внешних катков. На каждый борт САУ
приходилось по 8 опорных катков большого диаметра. В качестве упругих элементов
подвески применялись двойные торсионы, передняя и задняя пара катков имели
гидравлические амортизаторы. Ведущие катки – передние.
Основным вооружение истребителя танков
«Ягдпантера» была 88-мм пушка StuK 43/3 c длиной ствола 71 калибр (6 300 мм). Общая длина
орудия составляла 6595 мм.
Углы вертикальной наводки составляли от -8 до +14 градусов. Углы горизонтальной
наводки составляли 11 градусов в обе стороны. Масса орудия составляла 2265 кг. Пушка оснащалась
противооткатным механизмом гидравлического типа. Нормальный откат орудия
равнялся 380 мм,
максимальный 580 мм.
В том случае, если откат превышал 580 мм, необходимо было сделать перерыв в
стрельбе. Пушка оснащалась электроспуском, кнопка спуска находилась возле места
наводчика. Боекомплект орудия составлял 57 снарядов. Для стрельбы
использовались бронебойные, подкалиберные и осколочно-фугасные снаряды.
Выстрелы были расположены вдоль бортов и на полу боевого отделения. В походном
положении стволу орудия придавали возвышение в 7 градусов.
ПТ-САУ «Ягдпантера» первоначально оснащалась
прицелами SflZF5, машины позднего выпуска прицелами WZF1/4. Прицел SflZF5 – это
прицел телескопического типа с одним объективом. Он обеспечивал наводчику 3-х
увеличение и имел поле зрения в 8 градусов. Прицел был откалибрирован до 3 000 метров при
стрельбе бронебойными снарядами PzGr39/1 и до 5 300 метров при
стрельбе подкалиберными PzGr 40/43. Максимальная дальность стрельбы составляла 15 300 метров. Прицел
WZF1/4 также был телескопическим, но обеспечивал увеличение 10-х и имел поле
зрения в 7 градусов. Прицел был откалиброван до 4 000 метров для
снарядов PzGr39/1, 2
400 метров для PzGr40/43 и 3 400 метров для
фугасных снарядов.
Дополнительным вооружением самоходки является
7,92-мм пулемет MG-34 с боекомплектом в 600 патронов. Пулемет находится в
шаровой установке справа от орудия. Оптический прицел пулемета обеспечивает 1,8
кратное увеличение. Пулемет имеет углы склонения/возвышения -10 +15 градусов и
сектор обстрела в 10 градусов (по 5 влево и вправо). Стрелянные гильзы и пустые
пулеметные ленты собираются в специальный мешок, закрепленный под пулеметом.
Помимо этого «Ягдпантера» дополнительно вооружалась минометом ближнего боя
«Nahverteidungswafte», который мог вести огонь осколочными, дымовыми,
осветительными или сигнальными гранатами. Гранатомет обладал круговым сектором
обстрела и имел фиксированный угол возвышения (50 градусов). Дальность стрельбы
осколочными гранатами составляла 100 метров.
Особенности использования
Первоначально САУ «Ягдпантера» должны были
поступать на вооружение отдельных тяжелых противотанковых батальонов,
состоявших из трех рот по 14 САУ в каждой, еще 3 истребителя танков относились
к штабу батальона. Руководство вермахта распорядилось использовать самоходки
только для противодействия танковым атакам противника. САУ в составе дивизиона
должны были обеспечить быстрый успех на решающих направлениях. Использование
истребителей танков по частям не допускалось. Использование взводов «Ягдпантер»
допускалось лишь в отдельных случаях, к примеру, при штурме укрепленных позиций
неприятеля. Без крайней на то необходимости их не разрешалось использовать в
качестве неподвижных огневых точек. После решения боевой задачи САУ
предписывалось немедленно отводить в тыл для проведения техосмотра и ремонта.
Данные рекомендации, особенно в последние
месяцы войны были мало выполнимы. Поэтому чаще всего САУ использовались
поротно, составляя одну из трех рот истребительно-противотанкового дивизиона.
Наиболее массово Jagdpanther использовались во время Арденской операции. В ней
приняло участие не менее 56 машин в составе 6 батальонов истребителей танков, а
также около 12 машин в составе различных частей СС. На Восточном фронте машины
наиболее массово использовались во время боев под озером Балатон и при обороне
Вены. Тогда большинство САУ входило в состав наспех сколоченных соединений СС,
ПТ-САУ применялись наряду с танками, а нередко просто заменяли их во вновь
созданных соединениях. Несмотря на высокие потери во время Арденской операции и
низкие темпы выпуска на 1 марта 1945 года в Вермахте насчитывалось 202
истребителя танков «Ягдпантера»
Тактико-технические
характеристики: Jagdpanther
Масса: 45,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 9,86 м., ширина 3,42 м., высота 2,72 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 20 до 80 мм.
Вооружение: 88-мм пушка StuK43/3
L/71, 7,92-мм пулемет MG-34
Боекомплект: 57 снаряда, 600
патронов.
Двигатель: 12-цилиндровый
бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL HL230Р30, мощностью 700 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе
– 46 км/час, по пересеченной местности – 25 км/час
Запас хода: по шоссе – 210 км., по пересеченной
местности – 140 км.
Источник:
http://topwar.ru/
|