Роскосмос высказался за создание на орбите собственной станции
Научно-технический совет Роскосмоса одобрил использование МКС до 2024 года, после чего ее российские модули образуют самостоятельную национальную станцию. Кроме того, на 2030-е годы запланирован пилотируемый полет на Луну. Заявления научно-технического совета носят рекомендательный характер, но эксперты считают, что принципиальные решения озвучены и вектор развития отечественной космонавтики задан.
Отстыковаться от МКС и достать до Луны
На заседании научно-технического совета Роскосмоса была рассмотрена Концепция российской пилотируемой космонавтики на период до 2030 года, а также на дальнейшую перспективу, говорится на сайте ведомства.
Сейчас концепция базируется на двух ключевых направлениях. Первое касается модернизации и наращивания числа отечественных космических средств в Международной космической станции (МКС). Второе направление – создание перспективных технологий для будущей национальной орбитальной станции, а также освоение дальнего космоса.
Использовать МКС предполагается до 2024 года. После чего планируется создание российской орбитальной базы на основе отделяемых от МКС модулей.
«Конфигурация многоцелевого лабораторного модуля (МЛМ), узлового модуля (УМ) и научно-энергетического модуля (НЭМ) позволяет создать перспективную российскую орбитальную станцию для решения задач по обеспечению гарантированного доступа России в космос», – отметили в Роскосмосе.
Кроме того, Россия будет целенаправленно изучать Луну с помощью автоматических космических аппаратов с окололунной орбиты и с поверхности естественного спутника Земли. А на рубеже 2030 года планируется выход и на пилотируемые полеты к естественному спутнику нашей планеты.
«Детальная проработка и принятие окончательных решений планируются после обобщения докладов руководителей предприятий ракетно-космической отрасли на последующих заседаниях НТС», – отмечается в сообщении.
По словам председателя научно-технического совета Роскосмоса Юрия Коптева, «пилотируемая космонавтика – это часть общей стратегии космической деятельности России в целом».
«Сегодня мы определили основной вектор – через МКС и отработку Лунной программы на околоземной орбите в дальний космос. И это самое главное: в России появилась общая скоординированная точка зрения. НТС одобрил основные положения Концепции российской пилотируемой космонавтики до 2025 года», – отметил он.
Впрочем, детали программы все же могут поменяться: «Мы учитываем возможные изменения финансирования, и программа будет актуализироваться – с учетом задач Роскосмоса по развитию космической деятельности в целом, в том числе орбитальной группировки и космических аппаратов. Вопрос о развитии средств выведения полезной нагрузки для решения задач высоких орбит, исследования Луны и дальнейшего освоения космоса мы рассмотрим детально в течение марта на следующем заседании НТС», – резюмировал он.
Технически все возможно
По мнению научного руководителя Московского космического клуба Ивана Моисеева, принятые решения – правильные. «Я бы даже сказал, единственно верные в сложившейся ситуации, я имею в виду прежде всего экономическую ситуацию, – заявил Моисеев газете ВЗГЛЯД. – В течение нескольких лет была большая неопределенность в части пилотируемых программ. Теперь, хотя решение научно-технического совета и не окончательное, а рекомендательное, очевидно, что в Роскосмосе правильно оценивают ситуацию и выбирают единственно возможный путь сохранения российской пилотируемой космонавтики в принципе. Немалая часть из того, что планируется, уже начато или сделано. И в этом я вижу перспективу для дальнейшего развития после того, как МКС отработает свое. Теперь в целом понятно, что нужно будет делать и в каком направлении двигаться в соответствии с нашими целями и возможностями».
Эксперт также рассказал, что модули от МКС действительно можно будет использовать для создания отдельной отечественной станции. Правда, они в таком случае потребуют доработки. Но это решаемо.
«Некоторые модули будут запущены уже к концу работы МКС, которая ориентировочно прекратит свое существование в 2024 году. Возможно, конечно, ее ресурс продлят еще, но пока так. И, естественно, у этих модулей еще останется собственный ресурс, поэтому их можно доработать до автономного полета и поработать с ними уже и без МКС. Когда эта станция завершит работу, их отстыкуют. И они образуют ядро новой станции», – рассказал он.
Правда, эксперт отметил, что старые модули должны составить лишь часть новой станции. В целом ее необходимо делать современной, «третьего поколения».
Академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Александр Железняков пояснил газете ВЗГЛЯД, что создание национальной станции планируется прежде всего из тех модулей, которых на МКС на данный момент еще нет, они будут только запущены до 2024 года.
«Предполагается запуск лабораторного модуля, узлового, энергетического. Как раз на их базе и будет создаваться затем национальная станция. Технически это реализуемо», – заметил он.
Хотя многое будет зависеть от того, в какой момент будет принято решение «разобрать» МКС и «собрать» из ее части российскую станцию. Если в 2024 году, то перечисленные выше сегменты попадают туда гарантированно. И новая станция в принципе сможет функционировать, если даже будет состоять только из них – они вполне самодостаточны.
С меньшей степенью вероятности к новой станции может добавиться надувной трансформируемый модуль, а также, возможно, модуль «ОКА-Т», совершающий автономные полеты и периодически стыкующийся к станции.
Также нельзя исключать, что несколько элементов МКС, которые уже сейчас есть на орбите, могут перейти и на новую станцию. Это малый исследовательский модуль «Поиск» и стыковочно-грузовой модуль «Рассвет», которые были запущены относительно недавно – в 2009 и 2010 годах соответственно.
«Почему бы их не использовать, если к тому времени их техническое состояние будет хорошим? А вот другие модули – «Звезда» (2000 год) и «Заря» (1998 год), с которых, по сути, и начиналась МКС, будут к тому времени уже староваты», – пояснил Железняков.
Но, конечно, новая российская станция будет состоять не только из модулей, доставшихся ей в наследство от МКС. В перспективе она должна прирасти другими элементами. Пока соответствующий технический проект находится в разработке. Но многое будет зависеть от задач, которые еще будут поставлены перед станцией.
«Если там планируется широкий комплекс, скажем, астрофизических исследований, то потребуется специализированный астрофизический модуль. Если будет запланировано, например, полупромышленное производство каких-то кристаллов, то для этого тоже понадобится отдельный модуль, где будут созданы необходимы условия», – рассказал эксперт.
Что интересно, при отделении от МКС российских элементов американская часть станции уже летать не будет. Американцы даже не рассматривают такой возможности и свою национальную станцию создавать пока также не собираются.
«У них есть программа полетов к астероидам и к Марсу. Это то, что уже сейчас неспешно реализуется. В прошлом году, например, состоялся первый тестовый полет корабля Orion, предназначенный как раз для таких миссий. На МКС они также планируют доработать до 2024 года, и все», – сказал он.
Что касается планов по поводу Луны, научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев дал понять, что пока финансовых и технических ресурсов у России недостаточно, чтобы прямо сейчас в полной мере приступить к освоению естественного спутника.
«Например, нужна тяжелая ракета-носитель. И если прямо сейчас все это спроектировать, потратить на это большие деньги, может оказаться, что они потрачены впустую. Потому что к середине следующего десятилетия могут появиться уже другие решения, оптимизированные под ту технику и ту экономическую ситуацию. Мне кажется правильным рубежно-целевой подход в планировании. Это когда задается общее направление, а проектирование ведется по этапу, который необходим для движения в эту сторону, но еще не является самой высадкой на Луну», – отметил он.
В свою очередь Александр Железняков добавил, что у России достаточно времени и для разработки новой ракеты-носителя, и для постройки нового космического корабля для полета на Луну. Но приоритет, скорее всего, будет отдаваться исследованиям Луны с помощью автоматических станций.
Напомним, что в мае прошлого года на фоне охлаждения отношений между Москвой и Вашингтоном и введением санкций курирующий космическую отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена продлевать эксплуатацию МКС до 2024 года, как предлагают США, а деньги для станции перенаправит на другие космические проекты.
В начале ноября бывший тогда руководителем Роскосмоса Олег Остапенко сообщил главе НАСА Чарльзу Болдену, что окончательное решение о продлении или непродлении эксплуатации МКС до 2024 года будет принято Россией до конца года.
Тогда же специалисты сообщали, что Россия через несколько лет может начать развертывать собственную высокоширотную орбитальную станцию. Причем звучало мнение, что для нее может быть использовано несколько модулей от МКС.
До сих пор создание Россией собственной космической станции было вопросом дискуссионным. Предлагались и другие варианты развития событий. Например, в январе прозвучало предложение сделать новую станцию совместно с Китаем и Индией.
Источник: http://vz.ru/society/2015/2/25/731323.html
|