В среду 29 июня в Санкт-Петербурге начал свою
работу 5-й Международный военно-морской салон. Устроитель грандиозного
мероприятия - Министерство торговли и промышленности РФ при поддержке
Министерства иностранных дел РФ, Министерства обороны РФ, ФГУП «Рособоронэкспорт»,
Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, муниципалитета
Санкт-Петербурга.
В своем приветствии направленном участникам
салона, президент России Дмитрий Медведев, сказал следующее: «Санкт-Петербургу
по праву принадлежит звание «Морские Ворота России», он является одним из
основных центров отечественного судостроения. И символично, что именно здесь на
берегах Балтики в очередной раз проводится смотр достижений современного
российского и зарубежного кораблестроения. Есть уверенность в том, что 5-й
Международный военно-морской салон станет надежным помощником в развитии
совместных научно-исследовательских планов и становлению производственной
кооперации в международной военно-технической сфере».
В оргкомитете уверены, что 5-й Международный
военно-морской салон, будет главным смотром достижений российской
промышленности, которая на протяжении последних лет показывает устойчивую
тенденцию к росту и что самое главное стабильность. МВМС-2011 послужит
последующему укреплению контактов с иностранными партнерами, становлению
сотрудничества по каждому направлению современного судостроения. К участию в
салоне привлечены 40 кораблей, боевых катеров и судов входящих в состав ВМФ,
Пограничной службы ФСБ РФ и предприятий. Из-за рубежа для участия в МВМС-2011
прибыли фрегаты Hamburg («Гамбург») F220 ВМС Германии, Van Amstel («Ван
Амстел») F831 ВМС Нидерландов. FFG52 Carr ВМС США.
В преддверии начала МВМС-2011 появилась
информация, что в России все же будет осуществляться проектирование и строительство
современных авианосцев, невзирая на то, что ранее высокопоставленные военные и
правительственные чиновники неоднократно заявляли о том, что подобных планов не
существует. Согласно официальным данным Объединенной государственной
судостроительной корпорации, проектирование современного тяжелого авианесущего
крейсера будет начато в 2016 году, а 1-й такой корабль будет построен к 2023
году. Впрочем, во что обойдется госбюджету строительство нового авианосца и
какова будет конкретная доктрина использования подобных кораблей, пока остается
под завесой тайны.
Подробностей о будущем российском авианосце на
данный момент озвучено не много. Первая информация о начале проектных работ по
подобному классу кораблей появилась в российских СМИ в 2009 году. Сообщалось,
что проектные работы ведет одно из специализированных предприятий ОСК, но, на
какой стадии работ находится проект, не указывалось. Как в то время сообщил,
рассказал вице-адмирал А.Шлемов, начальник направления гособоронзаказа ОСК,
новые авианосцы будут только атомными, с водоизмещением как минимум 60 тыс.
тонн. По оценке военного чиновника, флоту, на 2009 год, требовалось как минимум
три подобных корабля с вероятностью увеличения их числа до шести единиц, а
возможно и больше.
В июне 2009 г. главком ВМФ России В.Высоцкий объявил,
что ВМФ России получит взамен классических авианосцев современные морские
авиационные комплексы. В начале декабря 2010 г. российские СМИ сообщили, что в
государстве до 2020 г.
начнется строительство целой серии из четырех современных авианесущих
крейсеров, причем проектные работы уже идут полным ходом. Предполагалось, что
строительство новых кораблей будет осуществляться за счет средств
государственной программы вооружений в период 2011-2020 годов, объем
финансирования, которой около 20 триллионов руб. Однако, позже Министр Обороны
РФ Анатолий Сердюков появившуюся информацию о начале строительства авианосца
опроверг, указав, что у военных, на покупку подобных кораблей планов нет. Но
уже 30 июня 2011 г.
появилась и первая информация о таинственном корабле.
Это будет атомный корабль с водоизмещением 80
тыс. тонн.
На данный момент времени в мире существует три
класса авианесущих крейсеров. Первые, как, скажем, американский "Авраам
Линкольн", выполняют старт самолетов при помощи палубной катапульты, а
посадка осуществляется с помощью аэрофинишеров. На вторых взамен катапульты
установлен специальный трамплин, а самолеты взлетают экстраординарно при помощи
тяги моторов, впрочем, посадка истребителей осуществляется аэрофинишерами. К
подобному классу авианосцев относится флагман ВМФ РФ "Адмирал
Кузнецов". Третий класс авианосцев предуготовлен для истребителей со
значительно укороченным взлетом, а посадка выполняется вертикально.
К какому из этих трех классов будет относиться
многообещающий российский тяжелый, атомный авианесущий крейсер, пока неведомо.
Огромное водоизмещение позволяет сделать предположение, что на корабле будут
установлены палубные катапульты и аэрофинишеры. Как известно впервые вопрос о
строительстве авианосцев в СССР был поставлен в 40-е годы прошлого столетия, но
при Н.Хрущеве от их разработок отказались. В советской агитации авианосцы
назывались не иначе как - оружие агрессии, созданное для вмешательства во
внутренние дела других государств. В середине 60-х годов позиция советского
правительства изменилась: был разработан и построен целый ряд авианесущих
крейсеров - «Минск», «Киев», «Новороссийск», на которых размещались самолеты
вертикального взлета. Но военные эксперты отказывались называть эти корабли
настоящими авианосцами, так как в большей части они соответствовали боевым
качествам крейсера. В большей степени к классическому авианосцу можно отнести
крейсер «Адмирал Кузнецов», который был спущен на воду в 1985 г. и до сего времени
находящийся на вооружении ВМФ России. Флагманом советского флота мог стать
ядерный тяжелый крейсер «Ульяновск», водоизмещение которого составляло 75 тыс.
тонн. Он в отличие от других советских кораблей более всего соответствовал
критериям классического авианосца. Но в 1991 г. его строительство было остановлено
из-за недостатка финансирования, позже «Ульяновск», подготовленность которого
оценивалась в различных источниках от 18% до 45%, был демонтирован и
переплавлен.
В ситуации с постройкой авианосцев существует
и моральный аспект. Обладание авианосцами ставит наше государство в разряд
"враждебных", занятых проведением военных спецопераций за рубежом. В
качестве примера можно рассмотреть США, в состав ВМС которых входят 11
авианосцев, которые принимают активное участие в вооруженных конфликтах по
всему земному шару, включая и войну в Ливии. Но Россия всегда заявляла о своей
оборонной стратегии и от участия в военных операциях за пределами собственной
территории воздерживается. Теоретически авианосец может стать необходимым лишь
для обеспечения сохранности границ в районе Курильских остров, рассматривая
обострение региональных споров с Японией.
У военных же свой взгляд на ситуацию с
постройкой авианосцев. В различное время представители ВМФ указывали, что
России авианосцы необходимы для противолодочной борьбы, уничтожения соединений
надводных кораблей и объектов противника, расположенных на побережье и в
глубине защищенной территории, завоевания и удержания превосходства в воздухе в
районе проведения боевых действий и блокады морских районов и отдельных
проливных зон. Но эта стратегия вновь-таки полагает ведение военных действий
той либо иной интенсивности, а таковые, не предусмотрены оборонной стратегией
России и допустимы только в случае явной агрессии со стороны иного государства.
Ранее главком ВМФ В.Высоцкий рассказывал, что
авианосцы нужны России и для выполнения такой задачи, как прикрытие районов
патрулирования собственных тактических атомных подводных лодок, для чего
необходима, в частности, морская авиация. Согласно его слов, "если на
севере у нас не будет авианосца, то боевая стабильность ракетных подводных
крейсеров всего Северного флота будет сведена к нулю буквально на вторые сутки,
с учетом того, что основной противник субмарин - это авиация".
Специалисты сомневаются в том, что
многообещающий авианосец в России появится в те сроки, о которых сегодня
говорят. К тому же у них нет единого мнения в отношении того, необходим ли
вообще России армейский корабль подобного ранга, который затребует существенных
финансовых расходов. «Никакой уверенности, что подобный корабль будет построен
к 2023 г.,
нет. Слишком длинный срок - за это время многое может измениться и в том числе
политическая обстановка в мире», - предполагает специалист Центра обзора
стратегий и спецтехнологий Константин Макиенко. С ним полностью согласен
директор Центра социально-политических изысканий и армейский специалист Владимир
Евсеев. «Для постройки авианосца необходимо иметь определенную инфраструктуру.
Приобрести новое оборудование, нужно обучить персонал, как его применять на
практике.
Помимо того, специалист сомневается в
вероятности того, что Россия в текущее время может начать строительство
авианосца. «Существуют значительные сомнения, что в условиях сегодняшнего
экономического состояния государства может быть построен корабль подобного
водоизмещения. Сегодня, Россия не строит даже сравнительно дешевых эсминцев, не
говоря об атомных тяжелых крейсерах», - подмечает Евсеев. По его суждению,
необходимо ставить «более выполнимые задачи», нежели постройка авианосца.
***
Министр обороны РФ Анатолий Сердюков в пятницу
отвечал на вопросы военных обозревателей российских СМИ и сделал несколько
весьма интересных заявлений. Наиболее значимые его сообщения связаны с такими
важными темами, как МБР морского базирования «Булава», российские танки,
строительство российских авианосцев.
Говоря о МБР морского базирования «Булава», министр
обороны, сообщил, что уже есть готовность её запустить в серийное производство:
«Булава» полетела. Это хорошая новость. Мы точно понимаем, что в этом варианте
можно запускать ракеты в серийное производство». Это весьма странно так как
было проведено испытательных 15 пусков баллистической ракеты, из них 7-мь были
неудачными, и только одни запуск прошёл с её главного носителя АПЛ класса
«Борей» – «Дмитрий Донской». Также Сердюков сообщил, что к 2015 году
планируется увеличить производство МБР для РВСН в три раза.
Для сухопутных войск дело обстоит хуже, по
словам Сердюкова, минобороны вообще отказывается от закупки танков, до тех пор
пока российские танки не начнут отвечать «современным требованиям».
Представитель «Уралвагонзавода» заместитель генерального директора Вячеслав
Халитов, сообщил, что Сердюков неправ, наши танки отвечают современным
требованиям и вообще выходит, что министр обороны солгал, сообщив о встрече с
конструкторами этого предприятия, её не было.
Сердюков также сказал, что в мире меняется
предназначение танков, армии мира их сокращают, поэтому целесообразнее и
дешевле модернизировать имеющиеся на вооружении машины, а не покупать новые.
Сердюков также разрушил мечтания о русских
авианосцах, которые было появились после заявления президента Объединенной
судостроительной корпорации Романа Троценко. Он сообщил, что проектирование
российского авианосца начнётся в 2016 году, строительство в 2018 году, а в 2023
году первый российский авианосец вступит в строй. Сердюков заверил, что таких
планов нет даже в долгосрочной перспективе. Заказан только аванпроект, для
определения возможного облика корабля.
Касаясь численного состава армии, министр
обороны отметил, что больше сокращать армию не планируют – она достигла
запланированного уровня в 1 млн. человек. В 2014 году планируется выйти на
плановый набор контрактников, это позволит решить проблему с «демографической
ямой», к концу 2017 года хотят довести число контрактников до 425 тыс. человек
(против 180 тыс. нынешних). Сообщил о планах создания 2-х «арктических бригад»:
«Генеральный штаб сейчас прорабатывает планы создания двух таких соединений. В
планах должны быть учтены места дислокации, вооружение, численность и
инфраструктура», – подвёл итоги А. Сердюков. По более ранним сообщениям,
известно, что одной из «арктических бригад» должна стать 200-я отдельная
мотострелковая бригада в Печенге.
Источники:
http://www.lenta.ru/articles/2011/06/30/tavkr/
http://www.gazeta.ru/politics/2011/06/30_a_3681229.shtml
http://www.redstar.ru/2011/06/30_06/1_02.html
http://www.vz.ru/society/2011/6/29/503378.html
http://pda.rg.ru/2011/06/30/morsalon-site.html
http://vz.ru/news/2011/6/28/503110.html
http://vz.ru/society/2011/7/1/504035.html
http://www.lenta.ru/news/2011/06/30/carrier/
Автор Сергей Вознесенский, Самсонов Александр
|