Цена имеет значение
Если верить индийским
СМИ, минобороны Индии предпочло закупить американские вертолеты CH-47 Chinook,
а не крупнейшие в мире российские Ми-26Т2. Удивительна озвученная причина
проигрыша российского предложения: вертолеты отечественного производства
оказались дороже американских. Это уже третий за последнее время подобный
тендер, проигранный Россией.
Российская оборонная
промышленность проиграла очередной тендер на поставку техники Индии, уступив
американскому производителю. В понедельник газета Times of India сообщила, что
индийское оборонное ведомство отдало предпочтение американским тяжелым
военно-транспортным вертолетам CH-47 Chinook компании Boeing, а не российским
Ми-26Т2.
«Я охотно верю, что
эксплуатационные издержки российских вертолетов выше, чем у американцев, но то,
что даже закупочная цена выше, настораживает»
По итогам полевых
испытаний обеих машин индийские военные выбрали американский вертолет как более
дешевый. «Chinook оказался дешевле как по цене машины, так и по стоимости ее
последующего обслуживания», – сказал источник издания в министерстве обороны
Индии.
Как сообщил источник
РИА «Новости», близкий к российскому ВПК, российская сторона пока не получала
никакого официального заявления от индийской стороны об итогах конкурса.
Вертолет CH-47 Chinook
эксплуатируется с начала 1962 года. Поставлялся на экспорт в 16 стран мира.
Стоимость одной машины составляет 29,9 млн долларов.
Ми-26 производится с
1980 года и является крупнейшим в мире серийным транспортным вертолетом.
Модификация Ми-26Т2 рассчитана на круглосуточное боевое применение. Главное
отличие новой модификации от базовой версии – в наличии интегрированного
комплекса бортового электронного оборудования. Его применение позволило создать
удобную кабину пилотов, оснащенную многофункциональными жидкокристаллическими
цветными дисплеями, в том числе позволяющими контролировать груз, перевозимый
на внешней подвеске. Вертолет оснащен новым автопилотом. Эти и другие новшества
позволили сократить его экипаж с шести до двух–трех человек.
Вертолет CH-47 Chinook
эксплуатируется с начала 1962 года. Поставлялся на экспорт в 16 стран мира.
Стоимость одной машины составляет 29,9 млн долларов (фото: Reuters)
В феврале этого года
генеральный директор ОАО «Росвертол» Борис Слюсарь заявил «Российской газете»,
что в течение года планируется развернуть массовое производство Ми-26Т2.
Впрочем, на тендер машина была выставлена еще в прошлом году. Стоимость Ми-26Т2
на сайте производителя не указана, в целом в открытых источниках на Ми-26 в
зависимости от модификации указываются цены от 20 до 25 млн долларов. Что, как
легко заметить, ниже американского аналога, так что к сообщению индийской
прессы можно отнестись с некоторой долей скепсиса.
Заместитель директора
Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко признался в интервью
газете ВЗГЛЯД, что сообщение о том, что «Чинук» оказался дешевле российского
вертолета, стало для него неожиданностью. «Я охотно верю, что эксплуатационные
издержки российских вертолетов выше, чем у американцев, но то, что даже
закупочная цена выше, настораживает», – сказал он, добавив, что следует
дождаться появления официальной информации на этот счет.
Ключевые слова: Индия, вертолеты, рынок оружия, ВПК, Россия и
Индия, армия и вооружение
Директор программы
Центра политических исследований России по обычным вооружениям Вадим Козюлин
также сомневается в том, что продажная цена Ми-26 больше, чем у CH-47. «Вряд ли
можно говорить о большей дешевизне американского вертолета, – сказал он газете
ВЗГЛЯД. – По эксплуатации – вполне возможно, поскольку наш, наверное, более
прожорлив. Но в то же время очевидно, что по стоимости труда американские
вертолеты по обслуживанию всегда были дороже, поскольку требуют больше
регламентных работ, они, скажем так, более нежные в эксплуатации, это
общепризнано».
«Может быть, под их
задачи не требуется Ми-26, – предположил он. – Наш вертолет все-таки больше,
чем «Чинук», это целое футбольное поле. Ми-26 в свое время разрабатывался под
специфические задачи – для доставки стратегических боеприпасов в
труднодоступные районы. А у «Чинука» задачи более прикладные. Думаю, что дело в
этом».
«Кроме того, известна
нынешняя позиция индийского руководства: они взяли курс на развитие отношений с
Соединенными Штатами и делают это демонстративно, подчас в ущерб
российско-индийским отношениям. Такова нынешняя большая политика», – заключил
Козюлин.
Напомним, ранее ВВС
Индии объявили о решении по другому тендеру, в котором участвовала продукция
российской оборонной промышленности. По результатам испытаний индийцы
отказались от закупки российских Ми-28Н и приняли решение приобрести 22
американских ударных вертолета AH-64D Аpache Longbow компании Boeing на сумму
около 1 млрд 400 млн долларов.
«Испытания
подтвердили, что вертолеты AH-64D Аpache Longbow отвечают требованиям индийских
ВВС. Сумма этого нового масштабного контракта с США на их поставку составит
около 1,4 млрд долларов, – отметил представитель оборонного ведомства. – Он
будет подписан после завершения переговоров с Boeing по коммерческим вопросам».
«Мы решили не выбирать
Ми-28 по техническим причинам. Наши эксперты считают, что Ми-28 не отвечает
требованиям тендера по 20 позициям, в то время как «Апач» показывает лучшие
результаты», – комментировали результаты испытаний в минобороны Индии.
В прошлом году
российская промышленность проиграла другой индийский тендер – на поставку 126
истребителей. В конкурсе приняли участие российские МиГ-35 (производитель – РСК
«МиГ»), шведские Gripen (SAAB), европейские Eurofighter Typhoon (консорциум),
французские Rafale (Dassault), а также американские F/A-18 (Boeing) и F-16
(Lockheed Martin).
По некоторой
информации, на первом этапе испытаний лучшие результаты из шести самолетов
показал именно МиГ-35. Остальные истребители столкнулись с проблемами запуска
двигателей в разреженной атмосфере авиабазы, где проводились испытания.
Индийские ВВС могли бы объявить победителем испытаний МиГ-35, однако вместо
этого попросили производителей внести изменения в конструкцию топливных систем
самолетов. В итоге тендер выиграл многоцелевой истребитель четвертого поколения
Rafale («Рафаль») французской компании Dassault.
Ранее сообщалось, что
Индия отказалась от МиГ-35 из-за недостатков радара, которому не удалось
достичь захвата цели в заявленных диапазонах, и несоответствия характеристик
двигателя заявленным критериям эффективности. РСК «МиГ» была готова улучшить
свое предложение, но ее аргументы не были приняты во внимание.
Россия также проиграла
тендер на поставку военно-транспортных самолетов: вместо Ил-76 индийские
военные предпочли закупить шесть американских С-130J-30 Super Hercules за 1
млрд долларов, притом что российские самолеты обошлись бы дешевле.
В настоящее время в
Индии проводится также тендер на закупку многоцелевого легкого вертолета, в
котором участвует российский Ка-226. На вооружении Индии уже стоят российские
вертолеты, в том числе новые военно-транспортные Ми-17В5.
Индия считается
крупнейшим мировым импортером вооружений. В этом году на закупку вооружения
правительство этой страны выделило 9,4 млрд долларов, причем большая часть этих
денег (7,7 млрд) идет на закупку российского вооружения. Индийские контракты
составляют в общей сложности 60% от российского военного экспорта. В этом году
Россия поставляет Индии 40 вертолетов Ми-17В-5, 21 истребитель Су-30МКИ
(лицензионная сборка по контракту 2000 года), 12 истребителей Су-30МКИ (по
контракту 2007 года), девять палубных истребителей МиГ-29К/КУБ.
Самым крупным
контрактом по ценовому параметру станет передача ВМС Индии авианосца
«Викрамадитья» в декабре этого года. Стоимость корабля составит 2,34 млрд
долларов.
В последнее время
Индия диверсифицировала свои военно-технические связи. Россия больше не
монополист на этом рынке. Этот факт даже закреплен в индийском
законодательстве, предписывающем не покупать вооружения и военную технику у
одного поставщика. Именно этим сегодня активно пользуются европейские,
американские и израильские компании, предлагая Дели технику дорогую, но очень
технологичную. Кроме того, переняв тактику России, Запад все чаще предлагает не
только саму ее покупку, но и налаживание лицензионного производства в Индии.
За последние несколько
лет США поставили Индии оружия более чем на 8 млрд долларов. Лоббируя
американское вооружение, заместитель министра обороны США Эштон Картер заявил в
прошлом месяце в Нью-Дели, что Вашингтон «готов стать на долгое время
поставщиком в Индию самых высококачественных технологий». В настоящее время
индийские ВВС готовятся к получению от США по уже подписанным контрактам 10
тяжелых транспортных самолетов С-17 Globemaster 111, шести средних C-130 Super
Hercules и восьми морских противолодочных самолетов P-8I. Стороны продолжают
переговоры о дополнительных поставках еще шести С-130 и четырех P-8I.
Источник: http://vz.ru/
|