Чужого не жалко
Киев получит вооружения и технику из крымских подразделений, которые отказались перейти на сторону России. Эксперты считают, что с юридической точки зрения вернуть технику правильно, но эта «рухлядь» Украине «ничего не прибавит». Между тем усилить свой военный потенциал Украина рассчитывает с помощью живой силы. Верховная рада разрешила мобилизовать мужчин в возрасте до 55 лет.
В пятницу президент России Владимир Путин приказал министру обороны Сергею Шойгу начать передачу Украине вооружений и военной техники подразделений в Крыму, отказавшихся перейти на сторону России. Так глава государства отреагировал на просьбу самого Шойгу, который попросил разрешения «приступить к передаче вооружений и военной техники Украине». На вопрос президента он уточнил, что речь идет «и о корабельном составе, и об авиации».
Еще Шойгу сообщил, что «организованный вывод подразделений украинской армии, изъявивших желание продолжать службу в Вооруженных силах Украины, завершен». «Завершена смена государственной символики на всех кораблях и во всех подразделениях, перешедших на сторону российской армии. Актов осквернения, неуважительного отношения к государственной символике Украины не допущено», – отметил министр.
Позже источник в Минобороны России сообщил о том, что Москва «заинтересована в вывозе на территорию Украины украинской бронетанковой техники, оставшейся в Крыму. В результате инвентаризации военного имущества в Крыму к передаче готовятся около 350 единиц бронетанковой и автомобильной военной техники. В основном это еще советская техника 70-х годов выпуска, не имеющая перспектив применения в Вооруженных силах России. «Утилизация техники, а тем более ее восстановление или модернизация не имеют смысла из-за неэффективности и дороговизны», – указал источник.
В четверг на Украину из Крыма вернулись фрегат «Гетман Сагайдачный» и катер охраны. Новый губернатор Одесской области Владимир Немировский сообщил, что вместе с главой МИД Польши Радославом Сикорским только посмеялся над этим «флотом». Единственная подводная лодка Украины ранее перешла в состав Черноморского флота.
Директор программы ПИР-центра по обычным вооружениям Вадим Козюлин отмечает, что украинская бронетехника в Крыму непригодна для ведения полноценных военных действий. Но если к ней «приложить руки», то от нее будет толк. «Есть множество примеров, когда страны приобретают фактически металлолом, отправляют на капитальный ремонт и получают боевую технику. Более того, сегодня это дешевый путь приобретения современной техники: взять старье, оснастить его современным двигателем, электронными системами, системами управления огнем и за полцены получить современный вид вооружений», – сказал Козюлин газете ВЗГЛЯД, добавив, что если постараться с модернизацией, то первый результат будет получен за год.
Он напомнил, что на Украине существует «неплохая» оборонная промышленность, «особенно танковая». «При наличии политической воли, а сегодня Украина имеет волю приобрести современную армию, из этой техники может получиться толк. Правда, это будет дорого, но дешевле, чем купить новую», – полагает Козюлин.
В начале недели премьер-министр Украины Арсений Яценюк потребовал от министерства финансов безотлагательно выделить минобороны средства на дополнительную мобилизацию. Но через несколько дней признал, что Украина находится на грани финансового и экономического банкротства.
«Были единичные закупки»
В свою очередь эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин тоже считает, что вся украинская военная техника устарела и превратилась в «рухлядь», «поскольку они ничего нового не закупали». «Украинцы максимум ремонтировали эту технику. Вопрос в том, какой процент свежеотремонтированной техники в крымских частях», – сказал Кашин газете ВЗГЛЯД, отметив, что отремонтированная техника может быть взята на вооружение, а остальная – пойти на запчасти.
По его словам, решение России вернуть Украине технику правильно с юридической точки зрения, а с военной «это им ничего не прибавит и не убавит». Он напомнил также, что после развала СССР Украине достались «практически неисчерпаемые» запасы советского оружия. «Они распродавали его десятилетиями, но по-прежнему эти запасы довольно-таки велики. У них проблема не в запасах этой техники, а в развале ее эксплуатации», – отметил Кашин.
Он напомнил, что в течение всего постсоветского периода Украина почти не закупала новые вооружения, но некоторую ценность представляют отдельные средства ПВО и связи. «В год закупалось несколько десятков единиц автомобильной техники. В России в самые худшие годы такие вооружения закупались сотнями и тысячами. Украина однажды закупила десять танков «Оплот» и провела модернизацию старых танков Т-64. Это был максимум. Были единичные закупки пехотного вооружения для разных спецназов, средств связи, РЛС. Есть небольшой шанс, что кое-что из этого есть в Крыму. В целом все, что есть у украинской армии, – гора советского оружия во многом с истекшими сроками хранения, прежде всего это касается ракетного вооружения. Его количество в боеготовом состоянии постоянно сокращается», – констатирует Василий Кашин.
В бой идут одни старики
Между тем Верховная рада Украины в пятницу приняла поправки к законам «О мобилизации» и «О воинской обязанности», разрешив гражданам в возрасте от 18 до 55 лет «исполнить конституционный долг по защите Отчизны и ее территориальной целостности». Ранее порог при мобилизации составлял 40 лет. Принятие законопроекта произошло спустя несколько дней после того, как исполняющий обязанности президента Александр Турчинов объявил 17 марта о частичной мобилизации. Согласно планам властей, за 45 дней в Вооруженные силы планируется призвать 20 тысяч человек, столько же – в недавно созданную Национальную гвардию. По информации местной прессы, Вооруженные силы уже пополнили 10 тысяч человек.
«Это не столько практическое, сколько политическое решение, говорящее о том, что необходимо мобилизовывать людей, давать возможность, что якобы идет нагнетание обстановки с возможной экспансией России», – сказал газете ВЗГЛЯД зампредседателя комитета Госдумы России по обороне Франц Клинцевич.
«Жаль, что они так дурманят народ, не до конца понимая, что внутренние проблемы – их самая страшная беда. Первая проблема – «Правый сектор», который еще не раз поменяет структуру власти, а вторая – отношение людей к происходящим процессам. Естественно, восточные области не хотят и не будут жить при полузаконной власти Киева. А Россия в данном случае является больше заложником ситуации, чем инструментом, который регулирует эту ситуацию в целом. Мы вынуждены реагировать», – добавил он.
«Какой 50-летний мужчина на войне? – удивляется парламентарий. – Какие это вояки при нынешней экологии? Это, повторюсь, пропагандистский акт: это направлено на то, что мужчина старшего поколения более идеологически устойчивый, и сегодня на это пытаются влиять, говоря о родине, о патриотизме, о каком-то предательстве и т. д. Все это нагнетание обстановки, не более».
Источник: http://vz.ru/
|