![](http://politobzor.3dn.ru/_nw/0/s37672851.jpg)
28 мая 1987 года на Красной площади
приземлился легкий самолет, пилотируемый спортсменом Матиасом Рустом. Это был
шок, сильнейший удар по престижу страны, ее армии и ПВО. Однако мало кто знает,
что всего пару лет спустя история повторилась, но уже с другой стороны. ПВО
стран НАТО «пропустили» уже не легкомоторный самолет, а полноценный советский
истребитель, долетевший до далекой Бельгии.
Хронология: 4 июля 1989 г.
11:21 (время здесь и далее – московское).
Истребитель МиГ-23М, пилотируемый летчиком 1-го класса полковником Николаем
Скуридиным, поднялся в воздух с военного аэродрома 871-го истребительного
Померанского Краснознаменного авиаполка. Взлетая в районе Колобжега в Польше,
самолет находится в полной боевой готовности, со включенной системой
распознавания «свой-чужой», с боекомплектом в 260 выстрелов к бортовой 23-мм
пушке. Впрочем, на нем не было ни дополнительных топливных баков, ни бомб, ни ракет.
Спустя 41 секунду Скуридин фиксирует
уменьшение оборотов двигателя и хлопок в левом воздухозаборнике. Как следствие
– резкое падение тяги и снижение. Ситуация критическая: он разворачивает машину
в сторону моря, а сам катапультируется. Высланные вдогонку самолету истребители
его не находят, и МиГ считается разбившимся. Однако...
Спустя 6 секунд после катапультирования (по
данным бортового самописца, найденного позднее на месте аварии) двигатель вновь
начал набирать обороты. Самолет медленно набирает высоту, пока не достиг
потолка в 12 км.
Все работает автоматически, по сигналам бортовой электронной системы.
11:44. Радары ПВО в Западной Германии
фиксируют нарушение воздушной границы самолетом, движущимся на скорости 740 км/ч.
11:46. В воздух подняты два
истребителя-перехватчика F-15 Eagle 32-й тактической истребительной эскадрильи
ВВС США.
12:00. Командующий авиацией Северной группы
войск генерал-майор Огнев докладывает командованию ВВС о произошедшем. Он
сообщает, что самолет «упал в море и никакого ущерба при этом не причинил».
12:05. «Иглы» успешно перехватывают нарушителя
и входят с ним в визуальный контакт. Летчики сообщают диспетчеру, что видят
истребитель с советскими опознавательными знаками, без пилота и с сорванным
фонарем кабины. Им не рекомендуется сбивать его, поскольку нельзя предугадать,
куда упадет самолет со столь большой высоты. Они продолжают сопровождение.
МиГ продолжал автоматический полет до полной
выработки топлива, пролетев в общей сложности около 900 км. После этого двигатель
его остановился, и самолет начал плавное снижение.
12:37. МиГ падает на территории Бельгии, близ
границы с Францией на жилое здание фермы в деревеньке Беллегем. В это время в
доме находится 19-летний Вим Деларе (Wim Delaere), который погиб. (Впоследствии
советское правительство выплатит его семье почти 700 тыс. долларов
компенсации.) Покружив над местом катастрофы еще некоторое время, F-15
возвращаются на базу. ![](http://politobzor.3dn.ru/_nw/0/s46716644.jpg)
![](http://politobzor.3dn.ru/_nw/0/s51771056.jpg)
![](http://politobzor.3dn.ru/_nw/0/s15888061.jpg)
![](http://politobzor.3dn.ru/_nw/0/s32170776.jpg)
Причины
Разумеется, было проведено самое тщательное
расследование. Было установлено, что вины летчика в произошедшем нет – да и
трудно представить, что в ходе рядового полета ас, налетавший к тому времени
более 1700 часов, способен допустить какую-то невероятную ошибку. Хотя и
существует мнение о том, что произошло самопроизвольное отключение форсажа, что
и привело к резкому падению тяги, которое летчик принял за отказ двигателя. Все
оставшееся расстояние истребитель пролетел в бесфорсажном режиме.
На фоне «пропущенного» самолета Матиаса Руста,
легкого «фанерного» Cessna 172B Skyhawk, которого также неоднократно
перехватывали советские истребители, инцидент с МиГом выглядит куда серьезнее.
Впрочем, он не получил широкой огласки ни у нас, ни на Западе. Советские
специалисты были допущены к месту катастрофы, а обломки даже вывезли в СССР.
Однако официальная причина названа так и не была – хотя установлено, что
двигатель этого истребителя за последний год 5 раз отправлялся в ремонт.
Маршал авиации Шапошников впоследствии так
комментировал это событие: «Случай, по нашим данным, в истории боевой авиации
уникальный. По крайней мере, я не припомню, чтобы машина, покинутая пилотом,
совершила столь далекий неуправляемый полет. Такой это самолет - МиГ-23».
Посмотрим же бегло, что это за самолет.
МиГ-23
Коротко говоря, это одноместный многоцелевой
истребитель. Впервые на нем была применена изменяемая стреловидность крыла (как
у знаменитых бомбардировщиков Ту-160, героев нашей культовой статьи «Белые
лебеди»). По словам того же Шапошникова, «при взлете или на малых скоростях его
крыло, почти прямое в плане, с минимальной стреловидностью, приличного размаха.
Самолет, так сказать, не продирается сквозь воздух, а действительно летит».
Вооружение: 23-мм авиапушка, способная делать
до 3200 выстрелов в минуту (боекомплект 260 патронов); управляемые ракеты
средней дальности (подвешиваются на 2 подкрыльевых узлах) и до 4 управляемых
ракет ближнего боя (на 2 подфюзеляюных узлах). Возможно оснащение и бомбами,
общая масса вооружения – до 2 т.
Истребитель был принят на вооружение в 1969 г. и прослужил в
составе отечественных ВВС до середины 1990-х, став одним из самых массовых в
нашей военной авиации. Он поставлялся и другим странам и участвовал в массе
локальных конфликтов.
Модификация МиГ-23М, которая и совершила
злополучный полет, стала существенной доработкой основного самолета. У нее была
увеличена площадь крыла, улучшена аэродинамика, усилены двигатели,
усовершенствована бортовая РЛС.
http://www.popmech.ru
Заблудившийся истребитель
В Министерстве обороны СССР
4 июля в одной из авиачастей Северной группы
войск при выполнении учебного полета над территорией Польской Народной
Республики из-за неисправности авиационной техники на малой высоте советский
военный летчик вынужден был катапультироваться с самолета-истребителя МИГ-23.
Летчик жив. Самолет продолжал неуправляемый полет в западном направлении и упал
на бельгийской территории. Советская сторона вступает в контакт с
правительствами государств, через воздушное пространство которых прошел этот
летательный аппарат.
("Красная
звезда" 5 июля 1969 года)
Что случилось с МИГ-23М
В связи с этим заместитель главнокомандующего
Военно-Воздушными Силами генерал-полковник авиации А.Борсук рассказал
корреспонденту ТАСС: "Самолет пилотировал военный летчик 1-го класса полковник
Н.Скуридин. Я разговаривал с ним по телефону. Он уже прошел медицинское
обследование после катапультирования, признан здоровым. Летчик опытный. Для
полковника Скуридина это был первый летный день после отпуска. Как и положено,
с целью восстановления навыков техники пилотирования он сначала совершил
контрольный полет на учебно-боевом самолете-"спарке". В 11.18 вылетел
самостоятельно для отработки упражнения на пилотаж. На борту имелся боекомплект
снарядов для 28-миллиметровой пушки. Других боеприпасов не было. По докладу
летчика, после взлета при работе двигателя на форсажном режиме на высоте около 130 метров он услышал
хлопок в районе воздухозаборника, ощутил падение тяги двигателя, снижение
самолета. Определил также уменьшение оборотов двигателя и скорости. Летчик
доложил руководителю полетов об отказе двигателя и на высоте около 100 метров
катапультировался.
Подполковник Балыкин после доклада летчика
наблюдал погасание пламени форсажа и дымление за двигателем, а также проседание
самолета. После катапультирования самолет прекратил снижение и на предельно
малой высоте на удалении 4-6
километров скрылся из его поля зрения. Развитие
аварийной ситуации на взлет предположительно можно объяснить так:
самопроизвольное выключение форсажа привело к резкому уменьшению тяги,
скорости, высоты полета и было воспринято летчиком как отказ двигателя. В
дальнейшем самолет, находясь в положении "стабилизации" на
бесфорсажном режиме работы двигателя, продолжал полет до полной выработки
топлива, пролетев около 900
километров".
("Красная
звезда" 6 июля 1989 года)
Гром с ясного неба
В 12.00 исполняющий обязанности командующего
авиацией Северной группы войск генерал-майор авиации В.Огнев доложил в Москву
командованию ВВС о летном происшествии, о том, что катапультировавшийся летчик
жив, что принимаются меры к расследованию случившегося. "А где упал
самолет?" - спросила Москва. "Упал в море, никакого ущерба при этом
не причинил". Имелось в виду, что не угодил, мол, ни на корабль, ни на
рыбацкую лодку.
А спустя некоторое время как гром среди
ясного, погожего неба, пришла весть о падении советского военного самолета в
Бельгии. Как сообщил из Брюсселя наш корреспондент Ю.Харланов, в 10.55 по
местному времени жители деревни Койгем, расположенной между бельгийскими
городами Кортрейком и Турне, услышали грохот взрыва, а затем еще несколько
детонаций. Прибежавшие на место свидетели с изумлением увидели, что на ферму,
принадлежащую семье Деларе, обрушился самолет. Из развалин торчал его хвост с
опознавательным знаком советских военно-воздушных сил. В доме в тот момент
находился 18-летний сын хозяина Вид Деларе. Он погиб.
И еще одна подробность. Два американских
истребителя, взлетевшие с базы Сустерберг, что в Голландии, обнаружили и
сопровождали наш МиГ на высоте более 10 тысяч метров. Увидев, что кабина
летчика пуста, фонарь сброшен, оба F-15 удалились...
("Правда",
6 июля 1989 года)
МиГ: еще один МИГ?
4 июля в 9 час. 44 мин. американские
наблюдательные службы засекли перелетающий границу воздушного пространства
между Восточной и Западной Германией МиГ-23. В 10.05 его перехватили два
самолета американских ВВС, и тут американские летчики обнаружили, что МиГ летит
без пилота. В таких случаях обычно дают приказ сбить самолет, но полет шел над
густонаселенными районами. В конце концов, в 10.37 самолет рухнул на деревню
Беллегем близ Кортрийка (Бельгия), чуть-чуть не долетев до
бельгийско-французской границы, за которой в непосредственной близости прямо по
курс лежал Лилль. Не пострадал большой город, не заполыхала вся деревня -
разрушен один единственный дом. Но родителям юноши, чей обгорелый труп найден
под развалинами родного дома, не легче от того, что больше жертв нет.
Правительства Бельгии и Голландии направили СССР ноты протеста: советское
командование обязано было н е м е д л е н н о уведомить об этом полете все
страны, для которых самолет мог представлять опасность.
Несмотря на трагизм происшедшего, МиГ, впервые
"сбежавший" на Запад без летчика, конечно, стал для французов
предметом острот. Мы, в свою очередь, не исключаем, что реальный МиГ погнался в
авангарде пропагандистских МИГов - мирных инициатив Горбачева. А если
придерживаться популярной концепции о консервативных силах, угрожающих
Горбачеву, в частности, в армии (где, действительно, вряд ли забыли чистку
после другого полета - "Сесны" Матиаса Руста), то можно выдвинуть и
такую полуфантастическую версию, согласно которой военно-воздушные маршалы
выстрелили МиГом по МИГам, приурочив удар по "общеевропейскому дому"
к дню, когда Французская республика встречала автора бесчисленных мирных
инициатив.
("Русская Мысль" 7 июля 1989 года)
Источник:
http://topwar.ru/
|